журнал стратегия

#журнал стратегия

Как начать бизнес в ИИ: инструкция

С чего начинается успешный стартап на технологическом рынке.

Искусственный интеллект — сравнительно новая, но активно развивающаяся технология. Уже сейчас программы на основе ИИ используются в самых разных отраслях экономики от образования и государственного управления до промышленности и строительства. Повсеместное внедрение технологии открывает возможности для начала нового бизнеса. На что стоит обратить внимание при создании стартапа, занимающегося ИИ, рассказывает Павел Кривозубов, руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» кластера информационных технологий Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).

По данным исследования Стэнфордского университета, совокупные инвестиции в разработку искусственного интеллекта (ИИ) в 2020 году увеличились на 40% по сравнению с предыдущим годом и составили $67,9 млрд. Несмотря на стремительное развитие и продвижение технологии в отдельных секторах и крупных компаниях (сложно сегодня представить финансовую компанию или социальную сеть, которая бы не использовала ИИ), рынок в целом находится на ранней стадии развития.

Эксперты Grand View Research ожидают, что рынок ИИ продолжит рост со среднегодовым темпом (CAGR) 40,2% и к 2028 году превысит $900 млрд. Влияние технологии на экономику в целом еще больше: аналитики PwC прогнозируют, что использование ИИ увеличит мировой ВВП к 2030 году на 14% или $15,7 трлн, при этом сегодняшние стартапы через 10 лет смогут стать лидерами рынка.

Неудивительно, что инвесторы с каждым годом получают все больше предложений от компаний, которые видят себя новыми единорогами на рынке ИИ. Однако найти правильный продукт, который удовлетворит возрастающий спрос, по-прежнему сложно. Гениальной идеи, уникальной разработки и даже финансирования может быть недостаточно, если ваш продукт не найдет своего клиента. Давайте разберемся, на что стоит обратить внимание, чтобы создать успешную компанию в ИИ.

 

Мыслите нестандартно

На волне хайпа почти все технологические компании говорят, что используют ИИ, при этом далеко не все из них объяснят, что именно они делают. Многие стартапы сосредотачиваются на технологии в целом, занимаются распознаванием изображений, синтезом речи, предсказательными системами и забывают о том, что клиенту нужна не технология, а решение конкретной бизнес-задачи. Задайте себе вопрос: будет ли полезен ваш продукт клиентам, если в нем не будет ИИ. Если да, вы на правильном пути, иначе весьма вероятно, что, как только ажиотаж вокруг технологии спадет, вы окажетесь не у дел. Вряд ли такая история заинтересует инвесторов. Найдите идеи, которые будут одновременно креативными, новаторскими и полезными.

Спектр возможностей, которые предлагает технология, очень широк. На примере резидентов «Сколково» мы видим, как меняются сферы использования ИИ. Сейчас популярно несколько таких направлений. Во-первых, предиктивная аналитика — решения, которые предсказывают действия или пожелания пользователей, моделируют будущие состояния объектов. Подобные системы находят применения в самых разных отраслях от здравоохранения (актуальное в новых условиях предсказание распространения болезней, прогнозирование течения заболевания или отклика пациента на лечение) и промышленности (например, для оценки рисков выхода из строя оборудования или возникновения чрезвычайной ситуации) до торговли и маркетинга с формированием уникальных персонализированных предложений для пользователей.

Второе востребованное направление — разработка чат-ботов, которые обрабатывают текстовые и голосовые сообщения и решают вопросы пользователей без участия человека. Кроме того, популярными становятся технологии работы с биометрическими данными (распознавание лиц, отпечатков пальцев и ладоней, идентификация на основе данных радужной оболочки и сетчатки глаза).

Это не исчерпывающий перечень возможностей для новой компании. Каждый год появляются новые технологические решения и направления применения ИИ. Например, сегодня недооценены возможности генеративного ИИ — технологии, с использованием которой ИИ на основе обучения создает собственный оригинальный медиаконтент, синтетические модели или новые физические объекты. Эксперты Gartner считают, что к 2025 году более 30% новых лекарств и материалов будут создаваться с использованием методов генеративного ИИ.

Отдельные наработки уже сейчас есть и в сфере создания медиа и текстового контента. Оформление, дизайн или копирайтинг — пока еще прерогатива человека, однако скоро ИИ по запросу пользователя на основе настраиваемых критериев будет создавать готовые продукты. Дизайн макет, веб-страница или грамотный структурированный текст (например, описание технологии, товара или новостное сообщение) будут генерироваться ИИ. Сейчас это направление только зарождается, однако в ближайшее время будет технически реализовано и доступно для пользователей.

Большинство стартапов, работающих в области ИИ, создают различные модели машинного обучения, которые классифицируют объекты или строят прогнозы. Для контролируемого обучения наличие исходных маркированных данных носит критическое значение. Несмотря на то, что по оценке Gartner к 2025 году 70% организаций будут использовать в своей работе ИИ, самые эффективные решения могут провалиться при отсутствии достаточного количества качественных данных или их неверной интерпретации. Вспомните, например, обвинения в расизме, которым периодически подвергаются системы распознавания лиц. Скандалы подобного рода определенно не пойдут на пользу вашей репутации и подорвут доверие пользователей к вашим продуктам.

Традиционные модели машинного обучения строятся на больших объемах данных. Планируя создание нового продукта, задайте себе вопрос, где вы возьмете такие данные, есть ли они, например, у ваших потенциальных пользователей в готовом виде или нужно проделать дополнительную работу, чтобы их собрать. А главное, что помешает вашим конкурентам (или, например, крупной технологической компании) повторить ваш путь и вытеснить вас с рынка. Инвесторы захотят быть уверенными, что ваше ноу-хау будет устойчиво в условиях конкуренции.

Наконец, создавая программы для бизнеса, не забывайте о том, что любая инновация требует готовности корпоративной структуры потребителя к изменениям. Оцените своих потенциальных клиентов: насколько гибкая в компаниях сектора корпоративная структура, насколько они готовы использовать ваши продукты, будет ли руководство проводить изменения и поддержат ли их сотрудники, будут ли у вас ресурсы и навыки, чтобы помочь компании с внедрением.

 

Поймите своих клиентов и их потребности

Большая беда технических специалистов в том, что они настолько увлекаются технологиями, что порой забывают, зачем покупатели приобретают их продукцию. Будет очень обидно потратить год на написание кода или обучение ИИ, чтобы потом понять, что потенциальным заказчикам такие функции совсем не нужны.

Неправильное или неполное понимание потребностей клиента способно погубить отличную идею. Например, медицинский стартап может слишком сконцентрироваться на проблемах врачей и забыть о том, что решение о закупке принимают администраторы больницы, у которых тоже есть свои задачи. Ваш продукт может существенно упрощать жизнь врача, но, если он при этом не будет гармонизирован с существующей ИТ-инфраструктурой больницы и государственными медицинскими системами, его шансы по сравнению с конкурентами резко упадут.

Пообщавшись с клиентами, вы не только поймете, с чем сталкиваются пользователи, но и научитесь говорить с ними на одном языке. В большинстве случаев им не очень интересно, что вы создали алгоритм глубокого обучения, который можно гибко масштабировать для увеличения скорости обработки данных. Клиенты хотят знать, какую пользу это принесет и какую прибыль получит бизнес.

В «Сколково» мы видим, что некоторые компании, которые подают заявки на статус резидента, довольно однобоко и поверхностно составляют отдельные разделы бизнес-плана. Это может быть описание технологии, рынка или бизнес-модели. Соискателям кажется, что достаточно упрощенного понимания того, как все будет работать. Но наши эксперты (и также подходят крупные инвесторы) оценивают заявки по большому количеству критериев, ожидают глубокого понимания соискателем и технологических аспектов своего продукта, и своей бизнес-модели. И, если, например, рынок описан поверхностно, за это, конечно, снижаются баллы.

Российские компании заинтересованы в цифровых решениях на базе ИИ. По опросу KMDA в 2020 году 64% российских компаний считали цифровую трансформацию необходимой для ведения бизнеса в современных условиях. IDC оценивает российский рынок ИИ в 2020 году в $291 млн. И этот рост будет продолжаться и дальше: на спрос влияет государственная программа поддержки развития ИИ. Предполагается, что средний ежегодный рост государственного финансирования до 2024 года составит 26,4%, а российского рынка ИИ в целом — 18,5%. Кроме того, универсальность технологии ИИ открывает возможности для масштабирования готовых решений и выхода на международный рынок.

Даже сейчас спектр компаний, заинтересованных в использовании ИИ, очень широк. Например, финансовые и страховые компании активно инвестируют в системы анализа и предотвращения мошенничества, системы поддержки принятия решений и цифровых помощников, торговые компании используют чат-боты и рекомендательные системы для потребителей, а в здравоохранении — цифровых помощников, системы диагностики и поддержки лечения. Интересно, что сфера применения ИИ больше не ограничивается крупными компаниями, развитие технологии и облачные решения позволяют малому и среднему бизнесу получать выгоду от использования ИИ.

Как видно, найти потенциальных потребителей, которым пригодится ИИ можно в самых разных отраслях. Определитесь с тем, для кого будете работать вы, что вы им предлагаете и как им это поможет. Не бойтесь привлекать в команду экспертов в этой области. Перестаньте думать, что вы можете делать большинство вещей в одиночку. Это невозможно. Начните с небольшой команды, пригласите внешних экспертов или консультантов по искусственному интеллекту или предметной области. Квалифицированные специалисты не только научат вас разговаривать на языке пользователя, но и помогут найти подводные камни, которые со стороны не видны.

 

Найдите финансирование

По данным исследования CB Insight, недостаток финансирования — ключевая причина провала нового бизнеса: более трети всех стартапов прекращают работу из-за того, что не смогли привлечь достаточно средств. Это означает, что вам нужно сначала подсчитать, сколько денег вам понадобится для проекта, и убедиться, что они у вас есть.

Есть много потенциальных источников капитала для вашего бизнеса. Самое простое — использовать собственные средства команды, инвестиции семьи и друзей. По крайней мере на первом этапе этого может быть достаточно. Кроме того, личные инвестиции — хороший показатель вашей заинтересованности в развитии бизнеса. Также подумайте о внешних источниках финансирования: бизнес-ангелах, венчурных инвесторах или кредитах. Хорошее понимание рынка, продукта и технологии, о которых речь шла выше, поможет привлечь внимание потенциальных инвесторов.

Заинтересованность государства в развитии технологий, в том числе ИИ, создает дополнительные преимущества для работы на этом рынке. Государство готово выступать соинвестором для поддержки проектов на разных стадиях развития (от прототипа до внедрения готового решения), помогать компаниям в получении льготного кредитования. Комплексный план, предварительно представленный Минэкономразвития, предполагает полную поддержку компаний от идеи до IPO. Кстати, поддержку можете получить не только вы напрямую, но и ваши потенциальные клиенты. Например, компания, которая внедряет отечественное инновационное ПО, может получить грант от Минцифры. Финансирование предоставляется на покупку лицензий, доработку программы или обучение сотрудников. При этом государство оплачивает до половины всех затрат проекта.

Аналогичные программы есть и у «Сколково». В этом году мы предлагаем грантовую поддержку разработки прототипов, исследований и регистрации интеллектуальной собственности. С 2022 года планируем запустить микрогранты на поддержку разработок в ИИ. Но преимущество бизнес-инкубаторов не только в доступе к финансированию или особым условиям. Наши резиденты, например, освобождаются от налога на прибыль и НДС, получают льготы на страховые взносы и таможенные платежи.

За годы работы мы сформировали большое количество центров экспертизы по разным направлениям ведения бизнеса, которые помогают компаниям с поиском заказчиков, с ускорением выхода на первую выручку и международный рынок, с масштабированием бизнеса. С ростом количества участников мы не можем как раньше работать персонально с каждой компанией, вести ее за руку. Вместо этого мы стремимся создать массовые сервисы, повысить доступность экспертной поддержки, чтобы все резиденты использовали максимум возможностей нашего центра.

 

***

Отсутствие хорошей идеи, ошибки в понимании того, зачем вашим клиентам нужен ИИ, особенно если вы не готовы пересматривать свои цели и планы, могут привести к отсутствию результата и провалу стартапа. Начните с реальной проблемы, которую вы хотите решить, и не бойтесь оставаться открытым для разных вариантов ее решения. Прежде чем вкладывать миллионы в идею стартапа, проведите пилотный проект, оцените, двигаетесь ли вы в нужном направлении или стоит внести изменения, чтобы повысить шансы на успех. Начните применять ИИ к небольшой выборке данных для решения конкретной проблемы, суть которой понятна вам и вашей команде, привлекайте экспертов. А, проверив идею, не бойтесь искать дополнительной поддержки, чтобы быстрее выйти на рынок и, когда-нибудь, стать новым техногигантом.

Фото: Shutterstock

анонсы
мероприятий
инновации

Мошенники похищают данные россиян с Госуслуг с помощью пуш-уведомлений

 

#, ,
инновации

В Госдуме обсудили стратегические инициативы по развитию робототехники

 

#, , , , ,