Как создать инженера
Сегодня время от возникновения идеи до ее воплощения сократилось в разы. Новый темп реализации проектов требует новых пространств. В России такими пространствами становятся центры молодежного инновационного творчества, цель которых пробудить интерес детей и молодежи к естественным наукам и современным технологиям, научно-исследовательской и инновационной деятельности.
По данным международной консалтинговой компании Deloitte, сейчас в мире работает около 3,5 тысяч активных сообществ в сфере изобретательства и технического творчества. Как результат они выдают от 20 до 30 продуктов в год. Эти площадки становятся не только источниками идей, но и своеобразной кузницей кадров, поэтому правительства развитых стран создают инфраструктуру для свободного доступа граждан к новейшей технике.
В России подобное направление только начало развиваться, но с каждым годом реализуется все больше проектов, связанных с молодежными инновациями и инженерным творчеством. Инициативы воплощаются в жизнь на базе специальных площадок – центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) и Fablab.
ЦМИТ – это новая форма обучения, ориентированная в первую очередь на молодое поколение. В таком центре школьник в девять лет может попробовать свои силы в графическомдизайне, создать первого робота или собственную 3D-модель, которую затем сам же напечатает на 3D-принтере.
Сейчас в России действует 176 ЦМИТ. За сухими цифрами стоит работа более 100 000 школьников и студентов. Именно они выполняют задачу формирования в стране нового поколения конструкторов и инженеров.
Идея глобальной сети Fablab пришла из-за рубежа. Зародившись в стенах Массачусетского технологического университета (MIT), сейчас она реализована по всему миру. Уже несколько десятков лет активно развиваются лаборатории цифрового производства, куда может прийти каждый желающий и сделать практически любую вещь своими руками, воплотить свою идею.
На сегодняшний момент в мире насчитывается более 200 лабораторий, объединенных сетевым взаимодействием. Это дает возможность обмена идеями, цифровыми ресурсами и совместной работы над проектами. Похожая система открытых кружков по интересам существовала еще в СССР.
В Россию Fablab пришли совсем недавно. Первая полнофункциональная лаборатория открылась в апреле 2012 года в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» в рамках совместного проекта с MIT при поддержке Департамента образования Москвы. Для внедрения Fablab и ЦМИТ была подготовлена специальная программа, идеологом которой стал председатель совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник. Благодаря этой инициативе в России были созданы специализированные центры молодежного инновационного творчества.
Для того чтобы в регионе появился свой ЦМИТ или Fablab, нужно две составляющих. Первая – наличие команды, готовой реализовать этот проект, вторая – желание представителей власти.
В соответствии с программой Минэкономразвития РФ на создание ЦМИТ субъектам малого предпринимательства выделяется субсидия в размере до 7 млн рублей. Она может быть потрачена на закупку оборудования, расходных материалов, компьютеров и оргтехники. Аренда помещения, ремонт, зарплаты, напротив, оплачиваются за счет организаторов. Регион также может обеспечить софинансирование в размере от 5 до 20%.
В 2012 году из федерального бюджета на создание ЦМИТ было выделено 253 млн рублей 13 регионам. Самое крупное финансирование получили Москва – 120 млн рублей, Пензенская область – 32 млн рублей, Республика Татарстан – 22,8 млн рублей. А уже в 2015 году инвестиции в проект только из федерального бюджета составили 419,1 млн рублей. Средства получили 20 регионов на создание или развитие 67 центров.
Сейчас ЦМИТ – это не отдельный самостоятельный бизнес, приносящий владельцам доход. Больше 70% центров в России работает бесплатно – по договорам со школами или при университетах.
«Основная идея – это открытость для школьников и студентов. Поэтому у ЦМИТ есть обязательство предоставить желающим определенный объем бесплатного доступа. ЦМИТ также могут получать доход, обеспечивая доступ к оборудованию, оказывая услуги по прототипированию, проводя платные образовательные курсы. ЦМИТ очень различаются по своей модели. Например, часть центров открыта при университетах. Здесь не возникает необходимости оплачивать аренду. Работают в таких ЦМИТ, как правило, студенты, аспиранты этого же университета, что минимизирует расходы на содержание», – рассказывает Андрей Тесленко, руководитель ЦМИТ «Академия» (Москва).
Согласно договору, любой ЦМИТ, получивший поддержку из бюджетов разных уровней, должен проработать не менее 10 лет. Этот пункт является также одним из основных при конкурсном отборе проектов.
|
Самые популярные направления в обучении – 3D-прототипирование, макетирование, промышленный дизайн, электроника, нанотехнологии, робототехника. Возрождается ряд направлений, которые были развиты в советское время, – авто-, авиа-, судостроение. По мнению многих аналитиков, все эти направления станут базой для профессий будущего.
Принцип работы таких площадок достаточно прост. Школьник, студент, стартапер или молодой ученый приходят в центр с идеей. Отрисовывают модель на компьютере (школьникам в этом помогают специалисты при ЦМИТ). Затем печатают на 3D-принтере или фрезеруют детали на станках. И из получившихся комплектующих собирают готовый продукт.
«Сколько бы мы ни говорили о том, что будущее за IT-сферой, это предсказание не сбудется, если мы не изменим полностью технологическое производство в нашей стране. Должен сформироваться новый класс инженеров. Поколение 20–30-летних уже в некотором роде для этого потеряно, потому что ограниченность их сознания не позволит им придумывать абсолютно новые, уникальные вещи. Надо начинать обучение с детей. Просто потому, что у них нет пока еще понимания, что в этом мире что-то невозможно. Дети мыслят свободнее взрослых, у них есть еще время фантазировать, придумывать и творить», – считает исполнительный руководитель общероссийской общественной организации «Молодая инновационная Россия» Анна Бухало.
Как отмечают эксперты в сфере инноваций, постепенно с ЦМИТ начинается работа как с базой для экспериментирования и решения различных городских проблем. Например, спроектировать удобную для горожан городскую пепельницу. Это очень понятные, бытовые вещи, которые бы пользовались спросом и интересом и которые дают возможность сделать городскую среду более комфортной. Каждая лаборатория располагает самым современным оборудованием (не менее 15 единиц), среди которого фрезерный станок, устройство лазерной резки, 3D-принтер, 3D-сканер, режущий плоттер. Оборудование для первых лабораторий практически на 100% было зарубежного производства, но ситуация постепенно меняется.
«Рынок производства начал формироваться не так давно. Но уже сейчас ряд компаний начинает собирать очень приличные образцы станков с ЧПУ. Стоимость ниже, но качество не страдает. Яркий пример – производитель российских 3D-принтеров Picaso из Зеленограда. Сейчас это самый распространенный 3D-принтер в ЦМИТ. Центры, которые будут создаваться в 2016 году, смогут закупить уже около половины оборудования отечественного производства. И речь не только о станках или 3D-принтерах, но и о российских наборах робототехники, физических стендах», – рассказывает Андрей Тесленко.
По его словам, качественные модели принтеров производятся также в Казани, Воронеже, Санкт- Петербурге. Например, на базе лабораторииFablab «Политех» собираются 3D-принтеры с масштабной рабочей поверхностью в два кубических метра. С их помощью можно производить детали до метра в высоту или даже «распечатать» готовый стул или стол. А это значительно ускоряет процесс изготовления. При этом стоимость такого принтера, по словам руководства лаборатории, ниже почти в 100 раз.
Во многие процессы, в том числе по созданию оборудования, в «Политехе» активно включены школьники. Они занимаются сборкой моделей из конструкторов.
Позитивные изменения отмечает и руководитель «МИР» Анна Бухало.
«Большая часть оборудования уже закупается в России. У нас есть планы перевести в целом закупки на российский рынок, однако пока это трудно в связи с тем, что рынок этого оборудования очень разобщен и не имеет столь сильного потенциала для крупных компаний – производителей станков. Хотя за последние два года нам удалось найти поставщиков 3D-принтеров, 3D-сканеров, ручного инструмента. Кое-что появляется по лазерным станкам, есть подвижки по слесарному комплекту», – подчеркивает Анна Бухало.
Поиском российских поставщиков активно занимаются ассоциации ЦМИТ. Они не только находят отечественных производителей, но и договариваются о специальных ценах, экстренном сервисном обслуживании, горячих линиях, обучающих программах.
С начала старта программы создания центров молодежного инновационного творчества прошло четыре года. Из них два с половиной – это реальная работа площадок. «Выпускники» этих центров еще не готовы произвести третью промышленную революцию, но становятся все ближе к этой цели.
«Появилось больше детей, вовлеченных в научно- техническое творчество. Это видно по активному количеству проектов на конкурсах: прирост почти в два, а в некоторых регионах в три раза. Это видно также с точки зрения развития региона, инфраструктуры. Мы наблюдаем интерес к ЦМИТ у детских товаропроизводителей. Формируется новая ниша – рынок оборудования, адаптированного для работы с детьми», – констатирует Анна Бухало.
Успехи работы центров отмечает и Андрей Тесленко.
Больше всего я могу судить по нашей «Академии». Здесь за два года появилось три абсолютных победителя в проектной деятельности в Олимпиаде «Шаг в будущее», которая дает возможность школьникам поступить в МГТУ им. Баумана. Один из занимавшихся у нас ребят получил полную стипендию на обучение и проживание в одном из ведущих университетов Голландии. Появилось несколько стартапов. Два из них уже начали получать выручку. Я также много вижу проектов, появляющихся на базе других центров. Думаю, что реально оценить воздействие ЦМИТ на рынок инженерных технологий можно будет лет через 5–7. Но уже сегодня могу сказать с уверенностью, что это не зря потраченные деньги и время», – убежден Андрей Тесленко.
За рубежом уже давно оценили потенциал подобных лабораторий, которые являются поставщиком безграничных ресурсов человеческого капитала и коллективного разума. Активно развивается практика сотрудничества между тематическими сообществами и крупными компаниями. Инициативы для привлечения изобретателей-самоучек есть у Siemens, Intel и Qualcomm. В России подобных инициатив много, но не все работают. Но примеров начала взаимодействия с крупными компаниями становится все больше. ЦМИТ в России плотно работают с компанией Intel. Среди российских предприятий в списке ОРКК, «Мортон», «НейроНет» (НТИ), ОАК.
|
ЦМИТ по всей территории России планируют объединить с федеральными программами. Структурирование сообщества и налаживание плотного взаимодействия поможет участникам проекта совместно решать сложные и большие задачи. Центры должны стать важным элементом для выстраивания системы научно-технического творчества. При этом важно, чтобы каждый центр развивался самостоятельно, сохраняя свою индивидуальность, привнося что-то новое в общую программу.
Например, в этом году уже в апреле открывается в Москве новый ЦМИТ «Суперлаб». Его ключевыми направлениями станут биомеханика и ракетостроение. А главной «фишкой» представители «Альянс Медиа Стратегия» – компании-учредителя этого ЦМИТ – называют создание креативного пространства. В основу идеи дизайнеры положили комиксы о супергероях и соответствующим образом оформили пространство, чтобы у каждого посетителя создавалось ощущение, будто он находится внутри особой вселенной.
«В нашем креативном пространстве все продумано до мелочей. Сюда приятно приходить, здесь можно увлекательно проводить время. Такой дизайн должен заинтересовать каждого гостя, чтобы захотелось вернуться. В ЦМИТ «Суперлаб» есть полный перечень всего необходимого оборудования для создания прототипов. Есть специалисты, готовые помочь воплотить идеи в конкретные проекты. Запланированы обучающие курсы для школьников, мастер-классы. Все направлено на то, чтобы стимулировать научное творчество молодежи», – рассказывает менеджер проекта «Суперлаб» Антонина Куринная.
Всего в Москве в 2016 году должно открыться более 30 ЦМИТ. Увеличение количества таких центров дает возможность ребятам, желающим примерить на себя ту или иную профессию, прийти туда и почувствовать, что такое конструирование, проектирование, что такое работа в сфере высоких технологий, и более осознанно делать выбор относительно своего будущего.
В планах создателей ЦМИТ – сформировать целый блок образовательных программ, организовать международные конкурсы для детей, подготовить школы для директоров центров. Анна Бухало уверена, что важно не только дать в руки инструмент, но и научить им активно пользоваться.
мероприятий