журнал стратегия

#журнал стратегия

Космос, сельское хозяйство, металлургия: робототехника уже повсюду

Во второй день выставки ExpoElectronica 2023 на площадке «Робо Арены» участники Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления и представители экспертного сообщества обсудили перспективы, достижения и проблемы отечественной робототехники.

Участники презентационной сессии «Компоненты и технологии в робототехнике» представили аудитории свои перспективные разработки, такие как технология сварочного роботизированного комплекса наплавки металла для WAAM 3D-печати металлических изделий, техническое зрение, функционал искусственного интеллекта.

— Хотелось бы отдельно отметить, что кроме мер финансовой поддержки для рынка крайне важны формирование спроса на конечные системы, организация цепочек кооперации внутри профессионального сообщества, создание собственной компонентной базы и формирование технологического суверенитета. Без этих составляющих никакие финансовые вливания не запустят процесс развития робототехники и ее революционное развитие, — отметил модератор дискуссии, генеральный директор ООО «ИнноДрайв» Максим Гурбашков.

Исполнительный директор АО «НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров выступил с докладом «Компоненты, технологии, решения — основа технологического суверенитета РФ».

НПО «Андроидная техника» — один из самых активных участников Консорциума робототехники. В рамках выставки ExpoElectronica были представлены разработки предприятия: синхронные бесколлекторные электродвигатели с постоянными магнитами серии AT Drive, аксиальные электродвигатели с постоянными магнитами серии AХ Drive, новая перспективная линейка отечественных электродвигателей для беспилотных летательных аппаратов серии АТБ, роботизированный комплекс для восстановления локомоторных функций верхних конечностей «Ортез-1», коллаборативный робототехнический комплекс CR-5, робот-манипулятор, построенный на основе SCARA.

Кроме того, «Андроидная техника» заключила соглашение о сотрудничестве с Корпорацией развития Среднего Урала в рамках технопарка электронной промышленности. Компания поможет в создании испытательного центра и при производстве изделий электронного, радиотехнического и энергетического назначения, высокотехнологического оборудования. Корпорация является стратегическим партнером для разработчика робота FEDOR. Евгений Дудоров отметил важность создания площадки технопарка для проведения испытаний робототехнических решений. Планируется, что результатом работы будут развитие технологических решений, испытания робототехнических комплексов, которые могут быть использованы как на Земле, так и в космосе.

— Чтобы эффективно двигаться вперед, необходимо имеющиеся технологии довести до определенного уровня. На данный момент есть ряд сдерживающих факторов: отсутствие компонентной и производственной базы, недостаток специалистов, низкая инвестиционная активность. Преодолеть это возможно, совершив прорыв в производстве компонентов и сформировав робототехнику в виде отдельной индустрии, — подчеркнул Евгений Дудоров.

В качестве примера успешного взаимодействия на этом молодом рынке можно привести сотрудничество двух партнеров — «НПО «Андроидная техника» и «ИнноДрайв».

Стенд «ИнноДрайв» вызвал повышенный интерес у участников выставки. Компания не только представила высокоточные приводные решения ведущих китайских производителей, но также впервые продемонстрировала линейку высокоточных интегрированных сервоприводов ХАРЗА собственного производства.

— Наша задача заключается не только в том, чтобы повторить те образцы, которые сейчас широко применяются на рынке компонентного производства, — акцентировал Максим Гурбашков. — Задача максимум — создание перспективных образцов, которые позволят не просто догонять рынок, но и идти с ним в ногу. В целом если говорить про компоненты робототехники, есть несколько четких блоков, на которые нужно обратить особое внимание. Первый блок — это двигатели и приводные системы, второй — это вычислительные мощности. Отдельного внимания заслуживает система технического зрения. Четвертый крупный блок — это аккумуляторные батареи. Все перечисленное представлено на экспозиции робототехники.

Модератор сессии отметил, что сложились определенные предпосылки для создания отечественных решений более интенсивными, ускоренными темпами. Среди них немаловажное значение имеет ограничение поставок. Большой круг предприятий оказался в ситуации, когда использовавшиеся ранее компоненты стали недоступны. В связи с этим особо важной задачей стало создание линейки доступных компонентов, максимально готовой к производству и поставке.

В компании «ИнноДрайв» создали унифицированную линейку сервоприводов с возможностью адаптации к широкому кругу задач. Таким образом, в зависимости от требований заказчика, специалисты не открывают конструкторскую работу, а просто адаптируют имеющиеся решения.

— Отдельно хочу отметить, что задача по созданию унифицированной линейки была озвучена еще в прошлом году на выставке ExpoElectronica 2022, — подчеркнул Максим Гурбашков. — Прошел год, и мы рады, что смогли представить данную линейку вашему вниманию. Отправная точка для нас — это техническое задание. Если какое-то из решений не присутствует в линейке, это повод задать вопрос о возможности его исполнения. С учетом той конструкции, которую мы реализуем, адаптация не занимает много времени и не представляет большого труда с точки зрения ресурсов и финансовых затрат.

Заместитель генерального директора — директор Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» Павел Попов озвучил доклад «Компоненты и технологии для автоматизации движения поездов». Эксперт подробно рассказал о деятельности интегратора робототехники — компании «НИИАС» в области автоматизации и управления сложными технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Институт реализует комплексный подход к управлению всеми циклами производственного процесса на ж/д транспорте на основе создания единой технологически интегрированной системы управления перевозочным процессом, инфраструктурой и безопасностью, основанной на современных программных и интеллектуальных технологиях.

Генеральный директор ООО «ИНТЭК Промышленные системы» Никита Калиновский рассказал о технологии технического зрения в робототехнике, областях ее применения, нюансах использования. Компанией уже реализованы проекты с использованием данной технологии в приборостроении, разработке программных комплексов, спутниковой навигации, организации связи с мобильными объектами, специализированных измерительных системах, микроэлектронных устройствах, дополненной реальности и др.

Виктор Пастернак, руководитель Частной юридической практики Виктора Пастернака выступил с докладом «Права искусственного интеллекта на результаты его деятельности». Он отметил, что ИИ может быть наделен статусом правообладателя. Это интересная правовая дилемма и здесь может быть несколько вариантов.

Первый — права на ИИ и созданные им объекты интеллектуальной собственности должны принадлежать разработчику ИИ. Если ИИ — инструмент в руках создателя, как кисть в руках художника, появляется проблема. Кисть ведет себя так, как хочет художник, который может в конечном счете предположить, что получится на картине. С ИИ не так. Заранее придумать, как ИИ будет решать задачу, человек может только одним способом — ограничив его. Это сразу отсекает вопрос, что ИИ может быть равен человеку. Предположить, как ИИ решит задачу, можно только в случае, если ограничений много.

— С другой стороны, признать результаты и права на ИИ можно за тем, кто им грамотно воспользовался, правильно сформулировал запрос нейросети. Третий вариант — никто не должен владеть правами на результат работы ИИ, — добавил Пастернак.

Роботы востребованы от глубин космоса до впадин океана

Далее состоялась презентационная сессия «Решения по роботизации различных отраслей промышленности». Представители робототехнической отрасли обсудили возможности применения роботов в различных областях — от орбитальной станции и арктического шельфа до металлургических предприятий, железнодорожной отрасли и маркировки продукции.

Глава научно-технического центра ПАО РКК «Энергия» Андрей Лобыкин озвучил доклад «Роботы для перспективной российской орбитальной станции». РКК «Энергия» — это ведущий разработчик российских модулей для Международной космической станции, обеспечивающий их запуск и эффективную эксплуатацию на орбите, а также запуск транспортных пилотируемых космических кораблей серии «Союз» и транспортных грузовых космических кораблей серии «Прогресс».

Специалисты предприятия ведут работы по созданию пилотируемого транспортного корабля нового поколения и эскизному проектированию новой перспективной Российской орбитальной станции, изготавливают разгонные блоки типа ДМ для обеспечения запусков космических аппаратов, разрабатывают новые автоматические космические аппараты.

Генеральный директор ООО УРТЦ «Альфа-Интех» Анатолий Перепелица детально рассказал о постановке бизнес-процессов роботизации на производственных предприятиях. «Альфа-Интех» не просто поставляет роботов, а предлагает комплексное решение для бизнеса. В частности, предприятие поставляет роботизированные комплексы MIG/MAG сварки. Автоматизированные сварочные комплексы освобождают людей от утомительной и трудоемкой работы.

Робот-сварщик может быть оборудован захватным устройством. Это может быть магнитный, механический или вакуумный захват. Робот может полностью заменить человека в процессе сварки и, например, взаимодействовать с конвейером и самостоятельно забирать или укладывать изделия.

Каждый комплекс имеет в своем составе систему безопасности, которая обеспечивает соблюдение всех норм техники безопасности при эксплуатации РТК. Стандартно в состав входит комплект сварочных защитных ограждений, световая и звуковая индикация, кнопки аварийной остановки. При открытии сервисной двери во время работы РТК робот и прочее оборудование останавливаются для исключения возможности нанесения травм обслуживающему персоналу быстро движущимися элементами конструкции.

Руководитель проекта Центра роботизации технологических процессов АО «НИИАС» Дмитрий Автаев затронул тему роботизации в железнодорожной отрасли. Он отметил, что основная задача — это увеличение грузоперевозок и пропускной способности станций и переходов.

— Сейчас железнодорожная станция является человекозависимой. В целевом состоянии процессы на станции выполняются роботами, на подходе к станции происходит техническая диагностика состава с помощью систем самой станции. Так станция становится человеконезависимой и более безопасной, — пояснил он.

В полном соответствии с утвержденной концепцией «Цифровая железнодорожная станция» и по мере развития науки и технических средств институтом ведется последовательная работа по трем направлениям.

1. Автоматизация. Внедрение отдельных модулей цифровой станции для автоматизации различных технологических процессов с получением целого ряда локальных эффектов.

2. Цифровизация. Организация информационного взаимодействия между отдельными модулями цифровой станции и создание цифровых двойников элементов инфраструктуры. Реализация этого этапа позволяет создать цифровую модель станции, а также получить комплексные эффекты уже от взаимодействия отдельных модулей.

3. Цифровая трансформация. Основная цель — принципиальное повышение качества управления станцией. Указанный эффект может быть достигнут только на основе оперативной, достоверной и достаточно полной информации о состоянии и местоположении объектов инфраструктуры и подвижного состава, получаемой от обеспечивающих технических систем.

Генеральный директор ООО «РНД МГТУ» Игорь Ложкин озвучил доклад «Роботизированные комплексы и интеллектуальные системы управления процессами на металлургическом предприятии». Он уверен, что ассоциации как в роботизации, так и в микроэлектронике несут пользу, а новый экспорт, который был реализован, показывает, что заинтересованность зарубежных партнеров лишь возрастает.

— Хотелось бы видеть больше российских производителей, которые развивают эти технологии у себя и интегрируют свою продукцию в готовые решения, — сказал он. — Относительно опасений о сокращении рабочих мест при роботизации, наш опыт показывает, что это не так. Роботизированные комплексы спасают людей. Их можно использовать там, где человеку опасно находиться, где выполнение технологических операций связано с проблемой точности выполнения и человеческим фактором.

«РНД МГТУ» имеет свой центр инжиниринга, занимается разработкой новых конструкций, которые позволяют увеличить срок службы коллекторов без кондиционирования водоотводных трубок. Следующая перспективная разработка — это роботизированная система тушения. Она позволяет с помощью роботов и машинного зрения определить очаг возгорания очень точечно и оказывает воздействие, не приводя к деструкции соседних агрегатов.

Заместитель руководителя отдела по научным исследованиям и разработкам ООО «Промтехника-Приволжье» Денис Шилин в своем докладе рассказал про разработку и перспективы внедрения в производство доильного робота нового поколения.

Специалисты компании приступили к выпуску отечественной электронной продукции по контролю за управлением техническими процессами на молочной ферме. Однако автоматизация одного технического процесса — доения — недостаточное условие для работы самой фермы, поэтому инженеры занимаются также разработкой отечественного радиоэлектронного программного комплекса автоматизированного контроля выполнения процессов кормления.

— В целом, если мы рассматриваем ферму в 500 голов, для автоматизации процессов понадобится от 10 до 30 продуктов, которые мы разрабатываем. Если обратиться к маркетинговым исследованиям, то недостижимый рынок автоматизированного доения составляет примерно полтора триллиона рублей, при этом достижимый рынок — всего лишь 10% от этой суммы. Это связано с тем, что не все фермеры готовы платить большие деньги за автоматизацию доильных процессов, — сказал Денис Шилин.

Директор по продукту ООО «Датана» Андрей Захаров представил доклад «Завод, как робот». Компания занимается цифровизацией промышленных предприятий, разрабатывает пути оптимизации производства с помощью инструментов Индустрии 4.0: искусственного интеллекта, IIOT, роботов и много другого. В штате предприятия специалисты из черной металлургии, сферы промышленной инженерии, математического моделирования, а также разработчики высоконагруженных и высокопроизводительных информационных систем.

— Нашей компании четыре года, мы работаем с крупнейшими промышленниками и занимаемся цифровизацией, — пояснил Андрей Захаров. — Мы не просто разрабатываем софт, мы занимаемся его внедрением в промышленные предприятия. Существует стандарт ISA-95 про пирамиду автоматизации. Информационный ландшафт предприятий может быть распределен по определенным уровням. На первом уровне — станки и агрегаты, на втором — осуществляется управление операционными технологиями производства, на третьем — управление самим производством, а на четвертом — управление корпоративными процессами. На каждом из этих этажей формируются типовые задачи. Робот обязательно должен выполнять одну из них. Наша компания занимается работой на уровнях 2—3.

Менеджер по продажам ООО «Геоскан» Даниил Золотник рассказал о применении программируемых квадрокоптеров в учебном процессе.

— Начиная с 2017 года, наша компания столкнулась с объективным кадровым голодом, который выражался не только в нехватке разработчиков программного обеспечения. Решая данную проблему, мы разработали собственный продукт, который позволяет, начиная со школьной скамьи, организовать свои инженерные, конструкторские работы. На текущий момент этот продукт присутствует в более чем пяти тысячах школ, также и в высших учебных заведениях. Объективно он решает ряд вопросов по инженерно-технологическому образованию, IT-направлению и др. Следующая проблема, с которой мы столкнулись, — развитие педагогического образования в сфере инженерных работ. Необходимо обучать людей работать с нашими же аппаратами, — рассказал Даниил Золотник.

Руководитель отдела разработки железа ООО «Стримлабс» Максим Искорнев подробно остановился на использовании системы захвата и доставки видео.

— Наша компания профессионально занимается обработкой аудио- и видеосигналов телерадиовещания, а также в других областях, где требуется красивая картинка и маленькая задержка. Наше решение представлено в виде обработки видеокомпрессии, а также доставки сигналов внутри сетей в необходимую точку. Мы самостоятельно создаем прошивки, драйвера для всех операционных систем. Также у нас есть решения, которые могут мониторить эти сигналы, определив какие-то несоответствия. Наши решения идентифицируют неправильные действия роботов на уровне наблюдения за устройством, — подчеркнул Максим Искорнев.

Директор по маркетингу АО «НПП ПТ «Океанос» Надежда Кучумова озвучила доклад «Практическое применение морских робототехнических комплексов в мониторинговых операциях на арктическом шельфе». «Океанос» разрабатывает и поставляет технику и технологии для подводно-технических, океанологических, океанографических, аварийно-спасательных, специальных водолазных работ при освоении шельфовой зоны России.

На днях предприятие отметит свое 20-летие. Компания начинала свой путь с поставки и разработки водолазных комплексов и водолазного оборудования, а затем постепенно перешла на робототехнику.

— В РФ нехватка современных судов для проведения работ по океанографии, научно-исследовательских экспедиций, у нас практически нет своей подводной техники для нужд ученых. Действия по улучшению ситуации ведутся, но пока что, к сожалению, не очень быстрыми темпами, — отметила спикер.

Далее состоялся научно-технический семинар «Продукция АО «НИИМА «Прогресс» в космосе, на земле и под водой». Со вступительной речью к гостям семинара обратился первый заместитель генерального директора АО «НИИМА «Прогресс» Виктор Юров. Модератором мероприятия выступил директор дизайн-центра Юрий Мякочин.

Заместитель директора дизайн-центра по разработке РЭА Алексей Александров представил решения предприятия для задач навигации — от микросхем до комплексных систем. Заместитель директора дизайн-центра по разработке ЭКБ Дмитрий Куликов рассказал о новых разработках «НИИМА «Прогресс» в СВЧ и системах связи.

Начальник отдела разработки аппаратуры и модулей навигации и связи Иван Чикваркин представил навигационные и связные модули для широкого класса задач управления и позиционирования. Аппаратно-программный комплекс системы интеллектуальной навигации от «НИИМА «Прогресс» презентовал начальник отдела главного конструктора Евгений Скиба.

Фото: Николай Алексеев

анонсы
мероприятий
инновации

Основные сценарии применения ИИ в разработке

 

#, , ,
инновации

В Москве пройдет научно-технологический форум «Робототехника, интеллект машин и механизмов»

7 февраля 2025 года

#, , ,