Крис Бартон: «Мы ждали девять лет, пока идея с Shazam выстрелит»
Shazam — кросс-платформенный проект, позволяющий пользователям распознавать миллионы треков, от Баха и Моцарта до Канье Уэста и Зиверт. Количество скачиваний программы достигло миллиарда! В 2018-м проект купила корпорация Apple за $400 млн. Эксклюзивно для участников сколковского форума Startup Village 2020 создатель Shazam Крис Бартон поделился своей историей успеха.
— Сегодня мы живем в мире, полном опасностей и новых вызовов. Думаю, что наш опыт сможет помочь вам преодолеть эти сложности. Мы вчетвером с партнерами основали компанию в Лондоне в 1999-м. Сфокусироваться я бы хотел на тех проблемах, с которыми мы столкнулись в начале нулевых. 2000 год был очень сложным. Тогда акции падали, рынок сократился примерно на 50% (пузырь доткомов лопнул 10 марта 2000 года. — Ред.).
Кроме того, была еще одна сложная проблема — найти поддержку. Тогда просто не было столько венчурных инвесторов, как сегодня. «Не понимаю, кто вообще будет пользоваться вашим продуктом» — вот что нам сказал один инвестор. И в этом, как ни странно, мы нашли для себя источник вдохновения.
Как вообще зародилась идея Shazam? У меня была проблема: услышу какую-то песню, скажем, в баре, клубе или кинотеатре — она мне нравится, но я не знаю, что это за трек.
Я спрашивал у всех: «А вы знаете, что это за песня?» И я, честно скажу, записывал все свои любимые композиции и составил целый лист. Я постоянно их слушал.
Я осознал это и подумал: а что, если бы мы создали такой сервис, который помогал бы узнавать, что за песня играет. Прямо моментально! Мы даже называли это «моментом музыки». Думали, что возьмем телефон, протянем его — и он запишет звук, который проигрывается. И если использовать технологию распознавания звука, то, вероятно, мы сможем соединить его с базой музыки и понять, что это за трек.
Мы не думали об этом как лишь о какой-то функции, мы думали, что это должен быть целый ряд приложений, целая экосистема. Допустим, вы можете узнать, что за песня, тут же добавить ее в свой список воспроизведения, отправить ее другу, может быть, посмотреть текст песни или какие еще альбомы были у этого исполнителя. Ведь так много было разных возможностей для роста, и мы решили, что нужно хвататься за все.
Ученые развели руками
Первая проблема заключалась в том, что такое в принципе считалось невозможным. Мы обратились в Стэнфорд, у них есть целый центр исследования музыки. Мы обратились в Массачусетский технологический институт, у них есть своя медиалаборатория. И все эти люди со степенями сказали: «Нет никакой возможности создать такую технологию. Чтобы распознать музыку, нужна тишина. А если вокруг шум, то это нереально». Кроме того, масштаб нашего проекта был огромен — распознавать не только песни на радио, а вообще любые треки. Поэтому считалось, что наша задумка неосуществима.
Мы обратились к профессору из Стэнфорда, и он стал одним из наших первых консультантов. Мы показали ему список людей со всеми этими высокими степенями, которые занимались анализом звуков и музыки. Этому человеку мы сказали, что нам нужен четвертый участник нашей авантюры. Человек, который помог бы нам создать эту технологию. «Пожалуйста, посмотрите на список и скажите, кто из них самые умные люди». И он нам правда помог. Этот профессор указал, кто больше всего подходит для работы над проектом. И он стал нашим четвертым сооснователем.
Но дело в том, что этот человек тоже считал, что это невозможно. Слишком много было проблем. Да, есть шумы, но есть еще и плохое качество воспроизведения, а еще компрессия звука. И мобильные телефоны были недостаточно развиты. Или возьмем диджеев — они могли ускорить музыку. Это тоже все меняло. Какие-то отдельные кусочки могли быть изменены диджеями. Или допустим, есть какое-то крупное помещение, где звук отдается эхом. Ну и наконец, были проблемы с точки зрения компьютерных возможностей.
Нужно было собрать огромную статистику и иметь достаточные вычислительные мощности, чтобы идентифицировать песню. Нужно ведь еще определить, какая это часть песни — начало или конец, и сравнить отрывок с базой.
Мы опередили время
И наконец наступил тот день, когда один из сооснователей Shazam оставил мне голосовое сообщение. Он сказал, что получилось «взломать код». Мы придумали способ, как решить все эти технические проблемы! Это был очень сложный новый метод — трехмерные графики, 3D-анализ, когда мы учитываем частоту, энергетические пики звука и временной промежуток. И это был тот момент, когда мы уже могли идентифицировать практически любую песню.
Другая проблема, как я уже говорил, — это крах доткомов. Это была гораздо более сложная, чем сегодня, среда, чтобы привлечь деньги для стартапа. И мы обратились примерно к ста венчурным компаниям и предпринимателям, и они сказали «нет»... пока один из них наконец не ответил нам «да». Мы смогли привлечь $7,5 млн после того, как провели огромное количество презентаций.
Мы намного опережали свое время. Чтобы вы лучше понимали, iPod появится только через год (дебют бренда состоялся в октябре 2001-го. — Ред.). Поэтому не было рынка цифровой музыки в принципе!
Не было какого-то способа продавать отдельные песни из альбомов, после того как, допустим, человек идентифицировал ту или иную композицию через Shazam.
Все, что мы с вами получили с приходом смартфона, в том числе графический интерфейс, было еще нереальным тогда. «Пускай люди посмотрят текст песни, пусть также увидят обложку альбома, узнают, кто исполнитель, увидят видеоклип, поделятся им с друзьями». Все эти фичи, которые есть у нас сегодня в современных приложениях, тогда были невозможными, потому что мы опережали появление iPhone на 7 лет (в продажу аппарат поступил в июне 2007-го. — Ред.)!
Цифровой каменный век
У нас есть приложение, есть опыт, но как нам донести это до потребителя? Ведь и магазина приложений App Store тоже не было. Он будет запущен лишь в 2008 году!
Вот с чем нам нужно было работать в начале нулевых — Nokia 3310. Это был самый популярный сотовый телефон в 2002 году, когда мы запустились. У него маленький монохромный экран, и там не было возможности загружать приложения.
Как мы запускались? С очень простым сервисом. Набираем четырехзначный код на телефоне, поднимаем его к источнику звука, ждем 15 секунд — и после этого приходит эсэмэска с названием песни. Это и был Shazam того времени.
Были и другие сложности. Нам пришлось самим с нуля построить свою поисковую систему, свои серверные мощности. Мы написали программное обеспечение, которое работало на всех этих серверах, занимались оперативной памятью, хранением информации, идентификацией абсолютно каждой песни. Для запуска нашего стартапа мы настроили все сами «на коленке» с нуля.
И конечно, музыка, огромное количество музыки. У нас были амбиции распознавать любые песни. Чтобы у вас было ощущение, что вы зашли в самый большой магазин дисков и вы захотели бы прослушать каждое CD, абсолютно каждую песню. 15 тысяч композиций есть в среднем музыкальном магазине. Но мы решили, что будем запускаться со ста тысяч песен, которые подлежат распознаванию. Затем их были уже миллионы.
И нам нужно было написать код, программу. Ввести все эти CD, чтобы создать уникальный отпечаток, идентификатор каждой песни. И теперь уже нужно было нанять очень многих молодых программистов, которые владели бы ситуацией на протяжении 24 часов. Мы работали в три смены, нон-стоп, забивая названия каждой композиции, каждого альбома и имя каждого исполнителя. Не было цифровых баз данных, которые можно было бы просто купить или скачать! Все приходилось заводить самостоятельно.
Почти банкротство и... успех
И наконец мы запускаемся! С сооснователями мы устроили вечеринку по этому поводу. Преодолев огромные трудности, мы создали кластерный поиск, мы сами изобрели его алгоритм. Это то, что, нам говорили, невозможно сделать. Но мы это сделали!
И затем реальность. Реальность запуска продукта. Мы ожидали, что у нас будут миллионы клиентов, а у нас были только десятки тысяч новых пользователей, потому что просто не было еще App Store в 2002-м, не было готовых приложений и люди не понимали концепцию, когда им нужно набрать какой-то цифровой код на телефоне.
У нас был очень маленький поток заработка. Шесть лет мы были на грани банкротства. Затем наступает 2008 год, когда появляется магазин приложений App Store для iPhone. И моментально Shazam обретает успех!
Он становится одним из самых топовых приложений, которое вошло в сотню наиболее скачиваемых. И затем уже миллионы уникальных пользователей добавлялись каждый месяц. Наконец мы вышли к той мечте, которую когда-то для себя нарисовали.
С деньгами каждый может. А без?
В 2020-м бушует COVID-19, который переформатирует весь мир. Возникает такая среда, в которой очень много неопределенности и перед предпринимателями стоят очень сложные вызовы. Вот некоторые уроки, которые мы извлекли с партнерами, которые могут вам помочь.
Первое — важность первоначальной команды. Это не просто сооснователи, это люди, с которыми у вас одна жизнь и один опыт, вы проходите с ними через разные испытания. Вы заранее не знаете, добьетесь ли вы успеха. Но вы знаете, что у вас будет неповторимый опыт в жизни во время создания вашей фирмы. Очень важно, чтобы вы дорожили этим опытом, чтобы получали удовольствие, создавая ваше дело. И чтобы окружали себя людьми, которых уважаете, с которыми вам приятно общаться и работать, потому что это критический момент в вашей жизни. Вы проведете очень много времени с этими людьми.
И кстати, это даже преимущество, когда вы начинаете свое дело в такое время. Многим крупным компаниям из-за COVID-19 пришлось быстро перестраиваться, когда начали иссякать источники доходов, когда непонятно, что будет дальше. Но если вы проект на ранней стадии, стартап с нуля, вы можете фокусироваться на базовой ценности, которую вы пытаетесь создать.
Вот пример. Однажды в Shazam мы решили посмотреть на все наши фичи, на весь функционал. У нас тогда было 250 человек, был отличный опыт. Мы посмотрели на все это и подумали: хорошо, но какие функции реально приводят к нам пользователей?
Ответ был такой, что важна лишь одна функция — это определение песни. Все другие фичи, в которые мы вложили десятки миллионов долларов, были не так востребованы, как одна, которую мы создали с нулем долларов. Я подчеркиваю, с нулем. И это яркий пример, когда огромная ценность может заключаться в инновации, которую можно создать буквально без денег.
Что стоит за такой инновацией? Это ваш фокус, ваша креативность, творческий потенциал, когда вы думаете нешаблонно, нестандартно. И вы делаете это в свое свободное время.
В такие тяжелые времена, как сейчас, нам нужно меньше фокусироваться на том, сколько денег мы можем привлечь, сколько раундов финансирования поднять, сколько мы можем продать. Вместо этого нужно думать о том, как быть инновационными и создавать то, что пока упускается из виду. То, чем не хотят заниматься крупные компании. Потому что им сейчас не до этого. Я называю это инновациями с нуля.
Советы начинающим
Тем не менее, конечно, нужно выживать, и выживать придется иногда долгие периоды времени с ограниченным финансированием. Я думаю, что один из секретов многих великих стартапов в том, чтобы найти первоначальный поток дохода.
Мы, например, построили вторичный бизнес — мы мониторили тысячи радиостанций для компаний, которые хотели узнать, что сейчас проигрывается на той или иной волне. Это дало нам первоначальный денежный поток, на котором мы протянули первые шесть лет работы сервиса, когда едва могли сводить концы с концами. И затем мы взлетели, начиная с 2008 года. Это был просто успех!
И Google в начале своего существования получала свой первый денежный поток, когда предоставляла поисковую службу другим компаниям. Таким образом они оплачивали свои счета.
И нужна творческая, креативная настойчивость. Другими словами, когда ты преодолеваешь все препятствия, все проблемы, которые есть у тебя на пути, ты делаешь это креативно.
Например, у нас не было цифровой базы данных Shazam, что делать? Один из партнеров компании имел огромный запас CD, мы могли получить к ним доступ. И мы создали своими руками базу данных.
Есть много примеров уникального креативного мышления для преодоления сложностей. Все это необходимо предпринимателям. Они должны генерировать такие идеи и затем реализовывать их так, как крупные компании не хотят и не могут. Потому что они не хотят менять свой статус-кво, поэтому креативная настойчивость — это база предпринимательства.
Мне нравится математическая истина, которая говорит нам о том, что происходит, когда предприниматель или кто угодно продолжает наращивать усилия. За 365 дней в году, если буквально на 1% вы будете больше прилагать усилий ежедневно, вы увидите заметную разницу по сравнению с тем, как если бы вы вкладывали меньше сил. Это эффект сложного процента.
Поэтому вот такая настойчивость, вот такие дополнительные усилия, которые мы, например, направляли на Shazam с 2000 по 2018 год, привели к тому, что Apple купила нашу компанию. Дополнительная настойчивость позволила прийти к успеху после очень многих неудач и отказов.
Думай иначе
И еще один урок, дорогие друзья, для всех предпринимателей, которые думают: «У меня есть идея, но люди не верят в нее». Мы знаем, что очень много людей нужно убедить, многие не поверят вашему видению.
Но величайшее удовольствие в жизни — когда ты делаешь то, что, люди уверены, ты не сможешь сделать. Это моя любимая цитата. Это базовая мотивация лично для меня. И она была при создании Shazam и продолжает быть таковой в моих новых стартапах и достижениях.
Вспомним легендарную рекламу Apple: «Эти люди не следуют правилам, и они не готовы довольствоваться статус-кво. Вы можете быть за них или против них, но единственное, что вы не сможете сделать, — это игнорировать их, потому что они меняют все вокруг себя и двигают человечество вперед. Кто-то считает, что эти люди спятили. Мы говорим, что они гении. Потому что, когда люди достаточно безумны, чтобы думать, что они могут изменить мир, именно тогда они могут изменить его. Думай иначе».
Итак, мы пройдем и через эти сложные времена. Давайте используем их по максимуму, насколько это возможно, потому что в каждом кризисе есть зерно новой возможности.
Подготовили Николай Алексеев, Елизавета Бажанова
Фото: Фонд «Сколково»; Shutterstock