На медиаволне
Сегодня технологические новинки преобразуют и автоматизируют экономические, социальные, производственные процессы. С развитием цифровых технологий выросли пользовательские запросы на оперативные и качественные медиауслуги. Совместно с экспертами индустрии мы выделили шесть медиатрендов, влияние которых будет только усиливаться.
5G не за горами
На первый план выходят возможности высокотехнологичной мобильной сети. Ожидаемым технологическим трендом медиарынка станет внедрение 5G — нового поколения радиосистемных и сетевых стандартов, которое поддерживает высокую скорость передачи данных и обработку большого трафика.
По материалам J’son & Partners Consulting, за последние четыре года число видеопросмотров на мобильных устройствах выросло в два раза, на десктопах — в полтора раза. Операторы обещают, что благодаря 5G качество картинки на устройстве усовершенствуется, а задержка сигнала уменьшится настолько, что одной секунды хватит, чтобы скачать фильм размером 800 мегабайт.
Согласно федеральной программе «Цифровая экономика», принятой в июле 2017 года, через восемь лет широкополосный доступ в Интернет со скоростью 100 мегабит в секунду появится у 97% отечественных домохозяйств, а в городах- миллионниках заработают сети 5G. Сегодня в татарстанском Иннополисе, инновационномцентре «Сколково», Государственном Эрмитаже созданы пилотные зоны нового поколения мобильных стандартов.
В 2016 году в России одними из первых мобильную связь пятого поколения протестировали китайская телекоммуникационная компания Huawei и оператор беспроводного Интернета и связи Yota. Представители компаний, которые занимаются внедрением 5G, рассказывают, что частоты для нового поколения мобильной связи не определены.
«Самая большая головная боль с диапазоном 3,5 ГГц. Во всем мире это ключевой диапазон для развертывания сетей пятого поколения и первый кандидат диапазона для роуминга. В нашей же стране практически весь этот диапазон не рекомендован к использованию со стороны военных», — комментирует ведущий эксперт по беспроводным технологиям Huawei Дмитрий Конарев. Кроме того, компании не понимают, на каких условиях пройдет 5G-лицензирование: инфраструктурный оператор с одной лицензией построит сеть для всех или же у каждого будет такая возможность.
По мнению вице-президента по работе с корпоративным и государственным сегментами ПАО «Ростелеком» Валерия Ермакова, внедрение 5G произойдет после утверждения технических стандартов — не раньше 2020–2021 годов, а развитие сети начнется с Москвы и Санкт- Петербурга. По информации Института развития информационного общества, объем затрат по внедрению 5G превысит 900 млрд рублей. Такие вложения требуют участия нескольких крупных игроков рынка. Не так давно Ростелеком и «Мегафон» договорились о совместном строительстве инфраструктуры для сетей нового стандарта.
![]() |
В будущем виртуальный персональный ассистент (VPA — virtual personal assistant) будет помогать принимать рутинные решения и организовывать нашу жизнь. По мере развития VPA будут эволюционировать и рекламные технологии, пока же эксперименты маркетологов связаны с применением RFID и сбором еще большего количества данных о поведении потребителя. Пока коммуникация направлена от предмета к рекламодателю, но все уже предвкушают момент, когда бренд сможет обращаться к предмету. Денис Максимов, управляющий директор Media Direction Group |
Сегодня тестовые запуски на предстандартном оборудовании идут во всем мире. В работе по внедрению 5G лидируют Южная Корея и США. Ожидается, что коммерческое оборудование для нового сетевого стандарта появится к концу 2018 года.
Вещи «оживают»
5G обеспечит массовое подключение межмашинного обмена данными — Интернета вещей. Это второй актуальный медиатренд. Пятое поколение мобильных стандартов может стать единой площадкой для объединения беспроводных объектов. Американская телекоммуникационная компания Verizon считает, что 5G в ближайшие два-три года вытеснит домашний Wi-Fi.
Интернет вещей сегодня используется в беспилотниках, «умных» домах, при съемке спортивных событий.
С 2015 года игрокам Национальной футбольной лиги в США прикрепляют RFID-устройства, которые определяют местоположение футболиста и его ускорение. Данные транслируются для болельщиков и используются в работе тренерских штабов. В целом приборы передают все больше информации о своих владельцах. Эта тенденция будет усиливаться.
Ключевой технологический тренд последнего времени — искусственный интеллект. Он активно используется в производстве медиаконтента — в формировании сетки вещания, адаптации ее под зрителя, доставке и монтаже. В ходе обработки данных формируется портрет потребителя, на основе которого медиакомпании и операторы платного телевидения выстраивают свою маркетинговую стратегию.
С автоматизацией возрастают возможности таргетированной рекламы. «Один из самых известных наших проектов с использованием big data — это технология programmatic DOOH, благодаря которой мы смогли использовать обезличенные данные мобильных операторов для гипертаргетированной наружной рекламы на узкую целевую аудиторию в режиме реального времени», — рассказывает о результатах работы с большими данными управляющий директор Media Direction Group Денис Максимов.
Постепенно телеканалы переходят от линейного предложения к облачному сервису и предложению, основанному на автоматической обработке данных. Причем операторы могут конкретизировать адресата — обращаться не к домохозяйству, а к конкретному пользователю.
Нужна картинка
Четвертым медиатрендом стал Ultra HD-контент — изображение сверхвысокой четкости. В 2014 году одновременно с крупнейшими мировыми операторами «Триколор ТВ» первым в России начал вещание в этом формате. Компания предлагает шесть 4K-телеканалов. Больше этой цифры отечественному зрителю пока никто не обещает.
«Сейчас распространение UHDTV в России не носит повсеместный характер, однако это лишь вопрос времени. Дальнейшее развитие телевидения тесно связано с Ultra HD. В Европе уже не стоит вопрос о необходимости развития UHD-формата — это объективная реальность», — поясняет заместитель генерального директора по развитию нелинейных сервисов «Триколор ТВ» Андрей Холодный.
![]() |
Пока для бизнеса нет комплексного решения на базе технологий искусственного интеллекта, однако мы уже сейчас применяем отдельные решения. Так, «Триколор ТВ» автоматизировал систему обработки и архивации документов с помощью технологии ABBYY, основанной на использовании искусственного интеллекта. Это позволило нам существенно повысить скорость и эффективность работы с документами, а значит, сэкономить время при обслуживании клиентов. Андрей Холодный, заместитель генерального директора по развитию нелинейных сервисов «Триколор ТВ» |
По оценкам IHS Technology, в 2017 году проникновение телевидения с поддержкой 4К в нашей стране составляет примерно 1%, к 2019 году показатель увеличится до 11%. По мнению Megogo и TVzavr, в России пока недостаточно качественного контента 4К-формата для массового проникновения UHD. Однако зрителя приучают платить за качественный контент.
«Ростелеком» тестировал 4К-формат в трансляциях зимних Олимпийских игр в Сочи и Континентальной хоккейной лиги. Пока компания не видит коммерческого потенциала в эксплуатации 4K.
Еще одним трендом медиарынка можно считать виртуальную реальность. Эта технология позволяет стать участником воображаемых событий, а просмотр видео и игра объединяются в одно увлекательное занятие. Компании, предлагающие услуги в сфере компьютерной реальности, ориентируются на цифровые технологии. Так, команда основателя квестов в реальности «Клаустрофобия» Сергея Кузнецова активно инвестирует в R&D.
Виртуальный контент пока в основном развлекает, однако постепенно становится инструментом обучения по разным дисциплинам — по истории, медицине и прочему.
Новая ниша
С 2016 года компьютерный спорт признан официальным видом спорта в России. Это очередной тренд медиарынка. Киберспортcмены участвуют в национальных и международных соревнованиях, становятся призерами и победителями. Однако они известны только в киберкругах.
Большая часть общества до сих пор считает, что киберспортсмен — это геймер, который день и ночь играет в компьютерные игры. «Мешает развитию киберспорта определенная инертность мышления и непонимание его сущности, когда к нему относят любое увлечение компьютерными играми», — поясняет президент Федерации компьютерного спорта (ФКС) России Дмитрий Смит.
Прежде всего киберспортсмена от обычного игрока в компьютерные игры отличают равенство условий состязания для cоперников и продолжительность игр: от 25 до 50 минут. В перечне официально признанных дисциплин в России — MOBA (многопользовательская онлайновая боевая арена), RTS (стратегия в реальном времени), спортивные симуляторы и шутеры. Однако не посвященный в тему пользователь даже не поймет, что происходит на экране, увидев соревнование по киберспорту, настолько высок порог вхождения в эту область.
Несмотря на разрозненность по всему миру, по данным исследователей цифровой индустрии SuperData, ежегодно киберрынок растет на 8–9%. Компьютерный спорт находит своего зрителя, как и традиционные игровые виды. Новшество привлекает участников рынка и инвесторов непредсказуемостью. По эмоциональности эксперты приравнивают киберспорт к футболу. Организаторы виртуальных соревнований зарабатывают на спонсорстве, продаже билетов, трансляциях турниров. Как правило, вкладывает в киберспорт крупный бизнес. Он проводит игры и содержит команды, таким образом продвигая свой бренд среди геймеров. Вместе с издателями игр киберспорт спонсируют производители электроники и компьютеров. «В отличие от большинства других видов киберспорт не является дотационным и не зависит от государственной помощи. Наша аудитория и ее каналы коммуникации привлекают разных партнеров и спонсоров — от IT до ритейла или автопроизводителей», — замечает Дмитрий Смит.
По данным SuperData, за 2017 год мировой киберспорт заработал 1 млрд долларов, российский — 40 млн долларов. Благодаря цифровому маркетингу киберрынок будет расти. В Высшей школе экономики нашли решение проблемы нехватки кадров в сфере: с конца 2017 года здесь готовят менеджеров по киберспорту.
По статистике ФКС, отечественная аудитория киберспорта в 2018 году дойдет до 4,3 млн человек. В то время как в мире это число превышает 274 млн человек.
мероприятий