журнал стратегия

#журнал стратегия

На небе и на земле. Как работают беспилотники в системе Почты России

С доисторических времен люди обменивались сообщениями на больших расстояниях. Для этого использовались голос, огонь и дым, которые с течением времени сменились пешими и конными гонцами, а потом государственными и международными почтовыми службами, на вооружение которых встали машины, поезда, корабли и самолеты. Начиная с первых дымовых сигналов до внедрения современных информационных технологий почта постоянно развивается. Сегодня ее арсенал пополняется роботами и беспилотниками. И этот путь развития очень подходит таким странам, как Россия, где есть места, в которые классическому «гонцу» добраться сложно, а иногда — почти невозможно.

Письмо с винтом

Активная роботизация Почты России фактически началась в 2021 году. В ноябре в небо поднялся первый «киберпочтальон» — беспилотник вертолетного типа SH-350, разработанный компанией «Аэромакс». Аппарат перевез макет посылки из Салехарда в село Аксарка и вернулся обратно, покрыв в общей сложности 106 км. Он смог доставить «почту» примерно в два раза быстрее автомобиля при условии, что для последнего расчистят дороги и обезопасят путь от других опасностей суровой северной зимы.

SH-350 (SmartHELI) — младший в модельной линейке беспилотных вертолетов «Аэромакса». Для его взлета нужна относительно ровная площадка 20х20 метров. Беспилотник может поднять в воздух до 100 кг груза, лететь на высотах от 50 до 3000 м с крейсерской скоростью 90 км/ч на протяжении пяти часов. SH-350 идеально подходит для использования в сложных условиях, потому что работает на двигателе внутреннего сгорания. Такой силовой агрегат значительно надежнее электродвигателя, литиевые аккумуляторы которого плохо переносят низкие температуры. Кроме того, его можно заправить без оглядки на наличие розетки. Вертолет оснащен искусственным интеллектом, благодаря чему он может выполнять рейс полностью автономно, самостоятельно ориентируясь на местности и преодолевая препятствия.

Кстати, как рассказал в интервью RT Александр Курников, генеральный директор компании «Авиационные вспомогательные системы», которая вместе с «Аэромаксом» занимается разработкой беспилотных вертолетов, SH-350 прошел испытания и в более суровых условиях Арктики — МФТИ использовал аппарат для ледовой разведки.

А вот первую аэробеспилотную доставку настоящих грузов за Полярным кругом выполнил БАС-200 — беспилотник, разработанный холдингом «Вертолеты России», который входит в госкорпорацию Ростех. Произошло это в марте 2023 года. Тогда специально для Почты России БАС-200 осуществил серию демонстрационных полетов из Салехарда в Лабытанги, которые разделены Обью. Во время каждого полета аппарат перевозил 10 кг груза. Полеты проходили в тридцатиградусный мороз, в условиях плохой видимости, но беспилотник успешно справился с поставленной задачей. При этом подготовка к каждому рейсу занимала всего около 20 минут.

БАС-200 (Беспилотная авиационная система) — перспективная разработка Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов». Он оснащен 54-сильным роторно-поршневым двигателем, может поднять до 50 кг груза на высоту до 3500 м, преодолеть расстояние до 430 км на скорости до 160 км/ч.

Но это не единственный беспилотник Ростеха, который планируется предоставить Почте России. Другая модель — ВРТ-300 (ВР-Технологии) с дизельным поршневым двигателем. Этот беспилотник может перевозить до 70 кг груза на расстояние до 150 км на скорости до 180 км/ч. При этом он может подниматься на высоту до 5800 м и находиться в воздухе до 5 часов. Беспилотник был разработан в двух версиях — Arctic Supervision и Opticvision. Первая из них специально создана для освоения Арктики. Она оснащена бортовым радиолокатором бокового обзора Х-диапазона высокого разрешения, который дает возможность оперативно оценивать, например, движение льдов.

Ростех подписал соглашение об использовании этих беспилотников с Почтой России на салоне МАКС-2021. Кстати, тогда речь шла об использовании аппаратов на Чукотке. Они должны были перевозить грузы по маршруту Анадырь–Угольные Копи. Однако информации об этих полетах в открытом доступе нет.

Тем не менее, тестовые полеты на Чукотке Почта России все-таки провела. В апреле 2023 года с помощью аппарата «Геоскан-401», созданного группой компаний «Геоскан». Беспилотник доставил из Угольных Копей в Анадырь несколько тестовых партий писем.

«Геоскан-401» — легкий мультироторный коптер, способный находиться в воздухе до 60 минут с 3 кг груза «на борту». При этом он может развивать скорость до 50 км/ч, а дальность полета составляет 24 км. По словам руководителя отдела технической поддержки и обучения «Геоскан» Константина Веденеева, для беспилотника сделана специальная модификация «Арктика», благодаря которой он исправно работает при температуре до -40 градусов, несмотря на четыре электрических двигателя, и выдерживать порывы ветра до 12 м/с (у вертолетных аппаратов, о которых написано выше, этот показатель ограничен 10 м/с).

По итогам 2023 года Почта России планирует доставлять грузы весом от 50 до 100 кг по 33 маршрутам в четырех регионах, в которых был установлен экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных авиационных систем: Чукотском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе и Камчатском крае. Для начала планируется перевозить грузы из узловых точек, например, столиц регионов, до посадочных площадок в отдаленных населенных пунктах. Оттуда почта будет поступать в отделения на местах.

На Чукотке и Ямале в 2024 году должны появиться первые крупные базы для дронов в девяти поселках и городах. На местных аэродромах и посадочных площадках будет создана инфраструктура для отслеживания и навигации беспилотников. В частности, базы появятся в Салехарде и Анадыре. До 2030 года инфраструктура должна появиться на 290 аэродромах, причем не только на Ямале и Чукотке — в планах фигурируют Камчатка, ХМАО, Татарстан, Башкирия, Самарская, Томская, Московская, Ленинградская, Свердловская и Ростовская области.

Однако приоритетные регионы — именно ЯНАО и Чукотка. Именно там, по словам представителей Почты России, требуется увеличение скорости и снижение стоимости доставки.

 

 

Почта на колесиках

Говоря о «высоком», нужно не забывать, что беспилотные летательные аппараты пока не рассматриваются в качестве средства доставки почты «из рук в руки». То есть беспилотник пока не «постучится» в окно — за долгожданным письмом придется идти в почтовое отделение.

Хотя в некоторых регионах Почта России решила и эту проблему. В 2021 году в Москве посылки из отделений до конечного адресата стали развозить роверы «Яндекса». Сегодня рободоставка доступна в 14 районах Москвы, городе Мурино Ленинградской области и Иннополисе в Татарстане. Роверы могут доставить посылку весом до 15 кг в радиусе 2 км от почтового отделения.

Роверы «Яндекса» — небольшие шестиколесные вездеходы, напичканные самыми разными датчиками и лидаром (лазерным измерителем расстояния). Их максимальная скорость составляет 8 км/ч. Сейчас на улицах российских городов работает уже третье поколение роверов. Они получили лидар с более широким углом обзора по вертикали, увеличенным с 16 до 64 числом лучей. Это позволяет роботу определять больше деталей окружения.

Также новинка получила более мягкую подвеску, которая позволит ей легче забираться на высокие бордюры (лестницы для роверов пока еще остаются непокоренной высотой), ездить по относительному бездорожью, преодолевая, например, снежные наносы. Кстати, больше стал и грузовой отсек, так что в будущем посылки, перевозимые ровером, смогут потяжелеть на 5 кг.

Работает рободоставка Почты России так: пользователь указывает в приложении адрес, работники почты загружают посылку в робота, после чего он отправляется по указанному адресу. Адресат получает push-уведомление о начале и завершении заказа. Кроме того, он может отследить положение ровера в приложении.

 

 

От адресанта — автомату

Обновление происходит не только в сфере доставки почтовых отправлений, но и в сфере их сортировки. В 2022 году Почта России протестировала использование роботов для ускорения этого процесса. Традиционно сотрудник сам идет к ячейкам, чтобы поместить в них отправления. Это занимает в среднем 2-3 минуты на каждую посылку. Новая технология ускоряет эту работу в 8 раз.

Сотрудник просто кладет посылку на робота, в верхней части корпуса которого находится считывающее устройство. Оно распознает штрихкод на упаковке — получает данные об адресе и индексе, определяет, какой курьер повезет отправление дальше. После этого робот самостоятельно выгружает посылку в нужную ячейку.

В том же году до 7,5 тысячи увеличилась сеть автоматизированных почтовых станций. С помощью почтоматов клиенты могут получить посылки из интернет-магазинов. Почтоматы Почты России разработаны и произведены холдингом «Росэлектроника» Ростеха. Эти аппараты значительно экономят время: благодаря развитой сети выдачи посылок нет необходимости идти в отделение или ждать курьера.

А в марте 2023 года появился первый в России робот для выдачи посылок. Роботизированный пункт приема и выдачи отправлений — складомат — установили в Санкт-Петербурге в отделении на улице Олеко Дундича. Аппарат спроектировало и внедрило петербургское специальное конструкторское бюро вычислительной техники «ИСКРА». Робот тратит на выдачу одного отправления около 1 минуты. Участие сотрудников требуется только для предварительной загрузки посылок через шлюз. Благодаря интеллектуальным алгоритмам и машинному зрению аппарат точно знает, где находится каждая посылка, и не совершает ошибок.

Летом 2023 года Почта России протестирует доставку посылок с помощью беспилотников в специальные дронопорты — по сути, это почтоматы, для работы которых практически не нужен человек. В верхней части аппарата расположена посадочная площадка с автоматическим люком для почты. После доставки посылки дроном клиент может забрать ее также, как и из обычного почтомата.

На первом этапе Почта России совместно с компанией Русдронопорт протестируют два вида почтоматов: легкий вариант с тремя ячейками для посылок и средний с восемью. Конструкция каждого защищена от взломов — наружу вынесены только антенны усиления сигнала, видеокамеры и внешний блок метеостанции. Для хранения посылок в дронопорте предусмотрен климат-контроль. Работать аппараты могут при температурах от -20 до +45 градусов.

В Почте России отметили, что дронопорты помогут снизить время ожидания для клиентов и ускорить доставку на последней миле.

Аркадий Гончаров

Фото: Почта России; Ростех; "Геоскан"; "Яндекс"; Unsplash

анонсы
мероприятий
инновации

Технопарк «Волга» прорабатывает проект строительства летной трассы для БПЛА

 

#, , , ,
инновации

Юбилейную технологическую конференцию TECH WEEK посетили более 3,2 тысячи человек

 

#, , ,