«Потеряться – не значит пропасть». Как беспилотники помогают отряду «ЛизаАлерт» в поисках людей
Ежегодно в России теряется более 200 тысяч человек. Успех поисков часто зависит от тех, кто готов прийти на помощь и вложить все силы в сложную и ответственную работу по спасению человеческой жизни.
«ЛизаАлерт» — добровольческий поисково-спасательный отряд, который своей основной задачей ставит оперативное реагирование и гражданское содействие в поиске пропавших всех категорий. Появился отряд в 2010 году, и с каждым годом он развивается и расширяется, открывая новые направления поисков.
Основной проблемой на поисково-спасательных работах является катастрофическая нехватка самого ценного ресурса — людей. Обратимся к статистике: для тщательного осмотра заросшего травой или засыпанного снегом открытого участка поля 500 на 500 метров пешей группе из 5 опытных поисковиков требуется около 6-8 часов. Если же поиски ведутся в зимнее время, на заболоченном участке местности или на поросшем кустарником поле, проблема становится еще серьезнее.
В условиях, когда с помощью человеческих ресурсов выполнить задачу крайне сложно, к мероприятиям привлекаются специалисты направления беспилотной авиации «ЛизаАлерт». Беспилотники, нейронные сети, наработанные знания и практика анализа материала авиационных работ — все это помогает решать подобные задачи всего за несколько часов.
Беспилотники в отряде «ЛизаАлерт» активно применяются с 2018 года. В среднем за год специалисты направления беспилотной авиации экономят пешим группам до 500 тысяч человеко-часов. Это позволяет перебросить силы поисковиков на те задачи, которые гораздо эффективнее выполнять именно с помощью человеческих ресурсов.
Квадрокоптеры, применяемые для поисков, имеют различные целевые нагрузки. Это фотокамера, тепловизор, громкоговоритель, прожектор. К сожалению, часто такого технического оснащения оказывается недостаточно.
— Конечно, существуют аппараты, которые нам подходят на данный момент. Но с учетом того, что мы постоянно развиваемся и разрабатываем новые технологии поисковых работ с применением БПЛА, то, что подходило для нас год назад, сейчас устаревает и не отвечает всем потребностям. Идеальным беспилотником для поисков был бы конвертоплан — летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. Если говорить о целевых нагрузках, то это фотокамера, мультиспектральная или гиперспектральная камера, громкоговоритель, тепловизор и виртуальная базовая станция, — поделился Евгений Герасимов, руководитель направления беспилотной авиации поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт».
Беспилотники применяются отрядом каждый раз, когда есть такая возможность — в среднем за год совершается около 800 вылетов. Частота применения квадрокоптеров в разных регионах России значительно различается.
— В некоторых регионах просто нет оборудования, поэтому там поиски с помощью беспилотников не проводятся. Например, очень сложно с этим пока в районе Байкала. Вообще, страна у нас настолько большая, что легче назвать регионы, в которых беспилотники используются, чем те, в которых нет. Самыми активными сейчас являются Москва, Ленинградская область и Красноярск, — рассказал Евгений Герасимов.
Некоторые проблемы в использовании квадрокоптеров появились также в связи со специальной военной операцией.
— С юридической стороны есть проблема с обучением новых пилотов БПЛА, так как закрыть воздушное пространство для учебно-тренировочных полетов сейчас невозможно из-за запретов на полеты. При этом поисково-спасательные работы проходят в штатном режиме, но с большой осторожностью. В Ростове-на-Дону, например, мы продолжаем летать, но понимаем, что беспилотник могут сбить, и в первую очередь наши же ПВО, — объяснил Евгений Герасимов.
Процесс поисков с помощью БПЛА состоит из нескольких этапов. Координатор поиска принимает решение о том, что нужен беспилотник, и передает координаты задачи. Для более оперативного выбора пилота применяется Telegram-бот. Он обрабатывает данные и оповещает тех, кто находится ближе к задаче. Пилоты, которые готовы отправиться на поиски, нажимают кнопку «Принять», отправляют заявку на закрытие воздушного пространства на поисково-спасательные работы и приступают к задаче.
После того, как фотоматериал собран, проводится его анализ. Активное участие в этом этапе принимает нейросеть. Если она ничего не находит, материал передается на проверку специалистам. Евгений Герасимов рассказал об особенностях работы с ИИ.
— Нейросеть сканирует фотоматериал и выделяет на нем людей, — пояснил он. — Важным навыком нашей нейросети является способность рассчитывать точные координаты не только самой фотографии — участка пространства, но и конкретного объекта на фотографии. Это значительно сокращает время поисков. Еще одна важная особенность нейросети заключается в том, что она работает в офлайн-режиме. Ей не нужен интернет, что очень помогает в работе на тех участках, где нет возможности подключиться к сети.
Наиболее эффективно беспилотники работают на любых открытых пространствах. Это могут быть прибрежные области водоемов, болота, ветровальные леса или поля. Кстати, именно на полях беспилотники чаще всего находят людей. Есть также задачи, которые лучше выполнять с помощью пеших групп. Например, прочес лесного массива, подводные и городские поиски.
— В городских поисках беспилотники неудобно использовать по той причине, что на улицах находится очень много людей. На снимках отличить потерявшегося человека от того, который просто гуляет, достаточно тяжело. Есть и еще одна проблема. Для поисков с помощью БПЛА должно проводиться дополнительное согласование с местной администрацией. Она должна дать разрешение на каждого человека, который будет осуществлять поиски. Часто можно столкнуться с тем, что заявка на согласование отправляется в пятницу вечером, а ответ приходится ждать до понедельника. Это совсем не оперативный вариант, — поделился Евгений Герасимов.
В будущем планируется развитие направления беспилотной авиации в «ЛизаАлерт».
— Очень большим шагом вперед для поисков стало бы использование гиперспектральных камер. С их помощью будет возможно находить людей гораздо оперативнее и эффективнее. Например, сейчас главной болью для нас являются грибники, которые уходят в лес в камуфляже. Конечно, мы их ищем и находим беспилотниками с воздуха, но мультиспектральная камера значительно ускорила бы процесс. Рассматривая другие альтернативы, которые доступны уже сейчас, стоит отметить, что тепловизор в этой работе неэффективен, так как потерявшийся человек может быть уже погибшим. В этом случае тело будет холодным, и тепловизор его не определит, — отметил Евгений Герасимов.
По его словам, основной проблемой направления беспилотников является острая нехватка оборудования. Для того, чтобы бороться с этим, было принято решение о проведении технологического конкурса «Экстренный поиск». Конкурс организуется совместно МФТИ, Фондом НТИ и добровольческим поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» в партнерстве с АНО «ЦППЛ», Платформой НТИ, АСИ и ПИШ РПИ МФТИ.
Цель конкурса — собрать разработчиков в области машинного обучения, а также инженеров, специализирующихся на беспилотных авиационных системах для создания технического решения, которое позволит с высокой эффективностью и скоростью помогать в поиске потерявшихся людей.
Призовой фонд конкурса составляет 100 млн рублей. Для последовательного решения поставленной задачи проводятся также два дополнительных конкурса отдельных заданий — Сателлита. Эти конкурсы помогут разработчикам пошагово отработать отдельные элементы системы и побороться за призы.
Задача Сателлита №1 — разработка ПО для обнаружения людей на фотографиях местности, полученных с беспилотных воздушных судов, призовой фонд 5 млн рублей. Задача Сателлита №2 — разработка комплексного решения на основе беспилотных авиационных систем для поиска людей. Призовой фонд — 30 млн рублей.
Добровольческий поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» готов принять в свою команду каждого, кто неравнодушен к чужому горю и хочет спасать человеческие жизни. А если у желающего есть беспилотник, он может стать частью направления беспилотной авиации.
— Когда человек приходит к нам и говорит, что хочет искать людей в отряде с помощью своего беспилотника, мы проверяем, готов ли он учиться. Все операторы БПЛА проходят у нас обучение, без этого мы не допускаем к поискам. Так получаются хорошие специалисты, которые способны решать сложные поисковые задачи, — рассказал Евгений Герасимов.
Ксения Проказова
Фото: «ЛизаАлерт»