журнал стратегия

#журнал стратегия

Роботехника России: путь развития образования

Третий день выставки ExpoElectronica 2023 начался со стратегической сессии «Образовательное партнерство: практика взаимодействия школ, вузов и индустриальных партнеров», в работе которой приняли участие представители педагогических вузов Москвы, Новосибирска, Томска, Ассоциации участников технологических кружков, Экспертного совета при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по промышленности и торговле.

Арсений Брыкин, профессор НИЯУ МИФИ, в своем выступлении отметил, что большинство выпускников технических вузов и СПО не соответствует не только профессиональным требованиям к инженерным кадрам, но также и личностным, необходимым для работы в современных условиях. Для формирования современных кадров необходимо активно развивать взаимодействие предприятий с вузами, которое может быть реализовано в форме организации Целевых программ обучения, прохождения практики для студентов, проведение совместных коммуникативных мероприятий.

Оксана Бондарь, проректор ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» рассказала о ходе реализации Федерального проекта «Профессионалитет», как инструмента кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности. В настоящее время, за достаточно короткий период, необходимо подготовить около миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России. Целью проекта является переход на отраслевую модель подготовки кадров, создание учебных центров под запрос предприятий реального сектора экономики. Федеральный проект также предусматривает финансовые меры поддержки для участников.

Директор Института физико-математического, информационного и технологического образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Роман Каменев поделился опытом организации взаимодействия вуза и индустриального партнера. Среди основных направлений: разработка учебно-методического обеспечения для различных уровней общего и профессионального образования, реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации), проведение Командных инженерных соревнований в рамках олимпиад по робототехнике. Перспективными инструментами также призваны стать создание лабораторий на базе вузов, проведение практических занятий на производстве с участием преподавателей и специалистов предприятия, обучение по отдельным специализированным блокам на базе индустриального партнера и обязательная стажировка на производстве под руководством наставника.

Сергей Назаркин, заместитель директора МАОУ СОШ «Интеграция» Томского района в своем выступлении отметил, что целью проектного обучения является, создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из разных источников и учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Основой проектной деятельности являются формирование компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация, ориентирование в информационном пространстве, непрерывное самообразование, наличие творческого мышления, умение работать в условиях неопределенности, способность увидеть, сформулировать и решить проблему.

Директор педагогического технопарка «Кванториум» им. Ю.Б. Румера, Сергей Старков рассказал о реализации сетевых образовательных программ, которые предполагают использование ресурсов нескольких образовательных учреждений, а также, при необходимости, вовлечение научных, медицинских, спортивных организаций, учреждений культуры, иных институтов, обладающих необходимым ресурсами.

Алексей Чугринов, председатель совета директоров Интеллект Университета, затронул в своем докладе актуальную тему отсутствия качественного непрерывного дополнительного образования для школьников малых территорий России: небольшие города, поселки городского типа, сельские населенные пункты. Около 7 миллионов школьников не получают образования в новых профессиях, имеют низкую эрудицию, основная причина – отсутствие  компетентных преподавателей.

Внедрить современные методы образования возможно, организовав цифровую образовательную среду с технологиями игрофикации обучения, которая включает использование робототехнических наборов для проведения экспериментов, организацию соревнований, олимпиад, онлайн и оффлайн-мероприятий. Обучение должно быть ориентировано на понимание получаемых знаний в синхронизации со школьной программой, умение применять их на практике, работу в команде. В 2021-23 гг. проведена апробация нового метода в населенных пунктах во всех федеральных округах России, более 2500 учеников прошли соответствующее обучение. В результате зафиксировано 5-кратное повышение интереса школьников к науке, технологиям и технологическому предпринимательству.

Сергей Григорьев, профессор ГАОУ ВО МГПУ, обозначил три основных составляющий инженерного образования: фундаментальная подготовка по математике, физике, естественным наукам, опыт практического освоения технических проектов, программные системы, разработки в области робототехники, мехатроники, электроники, интернета вещей, подготовка в области культуры, способность воспринимать инновации и адаптировать их к реальным условиям. Практические проекты могут быть реализованы на базе активно развиваемых центров дополнительного образования детей, таких как, например, «ИТ-КУБ», «Кванториум», «Точка роста».

13 апреля также прошел очный этап олимпиады, организованной Компанией Омега и Кружковым движением НТИ. Всего на олимпиаду зарегистрировалось 200 участников со всей России, было представлено более 62 работ. На выставке ExpoElectronica 2023 свое мастерство продемонстрировали учащиеся Московского государственного колледжа электромеханики и информационных технологий, Военного университета им. Александра Невского Министерства обороны РФ, Технического пожарно-спасательного колледжа им. Героя РФ В. М. Максимчука, Первого Рузского казачьего кадетского корпуса им. Л.М. Доватора, Колледжа полиции, МГТУ им. Баумана, Политехнического колледжа им. Н. Н. Годовикова, Спортивно-технического клуба «Дом юных техников «Интеграл» им. академика П. Д. Грушина, Школы №1474, г. Москвы, Лицея, г.о. Фрязино.

Победителями этапа стали Юлия Конциберова (МТКП МГТУ им. Баумана) и Сергей Хейфец (НИТУ МИСИС).

Фото: ExpoElectronica; Николай Алексеев 

анонсы
мероприятий
инновации

Студенческая конференция UCreative 2024

2 июня 2024 года

#, ,
инновации

Каждый третий российский предприниматель использует искусственный интеллект

 

#, , , ,