журнал стратегия

#журнал стратегия

Роботы будут зарабатывать для человечества

Как искусственный интеллект меняет корпоративную жизнь – на примере People Analytics.

Давид Ян,

основатель и председатель совета директоров

группы компаний ABBYY

Искусственный интеллект открывает бизнесу новые возможности. Цифровые технологии становятся значимой частью каждого этапа в производственной цепочке — от разработки прототипа продукта до его рекламного продвижения и доставки. С этой точки зрения, современный бизнес представляет собой своего рода автомат, который преобразует определенный цифровой вход в определенный цифровой выход. Это то, что называется «цифровая организация».

Даже фермерские хозяйства сегодня становятся цифровыми организациями: на входе — данные съемки с дронов, на выходе — автоматизированная подача воды, удобрений и т.д. То же и в медицине, и в промышленности, и в других отраслях. Если какие-то компании устроены еще не так, то в ближайшем будущем им предстоит измениться.

Рынок AI (искусственного интеллекта) для бизнеса быстро растет во всем мире. По прогнозам аналитиков, уже к 2030 году около 70% компаний, чтобы увеличивать доходы и привлекать новых клиентов, будут использовать хотя бы одну из этих технологий: компьютерное зрение, обработка естественного языка, виртуальные помощники, RPA (Robotic process automation, роботизированная автоматизация процессов) и глубокое машинное обучение. Это и есть цифровая трансформация. Многомиллиардный мировой тренд, который радикально меняет эффективность отдельных сотрудников, организаций и целых отраслей.

Внутри цифровой организации каждый сотрудник становится «цифровым». Он принимает на входе определенные данные — цифровой вход, и преобразует их в определенный цифровой результат — цифровой выход. Могут ли современные технологии повысить скорость и качество этой работы? Да, могут.

О том, насколько востребованы сейчас подобные системы, можно судить по взлету компании UI Path, специализирующейся на RPA. Она была создана в 2012 в Бухаресте. Еще совсем недавно у нее было всего около 20 сотрудников, сейчас — 100. Капитализация компании всего за полгода выросла в разы — в марте она привлекла от инвесторов раунд при оценке в $1,1 млрд, а в сентябре — уже под оценку $3 млрд, причем участвовали именитые венчурные фонды CapitalG и Sequoia Capital. ABBYY создает мозги для таких роботов: наши технологии дают им навыки обработки информации из любых источников, в том числе договоров, приложений и других многостраничных документов со сложной структурой.

Например, в банке, когда клиент звонит с просьбой выдать кредит, менеджеру нужно открыть несколько приложений, проверить определенную информацию, принять решение, результатом которого станет запись очередной порции данных в цифровом виде. Робот может сделать все то же самое гораздо эффективнее: он понимает, что вводя некую информацию, нужно заполнить еще 10 строк; может принять более сложное решение быстрее, чем человек.

Значительное количество функций современных сотрудников будут выполнять физические или программные роботы. Но несмотря на стремительное развитие технологий, люди еще много лет будут самым ценным активом любой организации. Только и этот актив организации не останется без внимания технологий.

Кто наши самые эффективные сотрудники? Почему они эффективнее остальных, что они делают по-другому? Все ли у них в порядке, они счастливы на работе или ключевой менеджер и инженер уже месяц как собираются уволиться? Можно ли автоматом передать практики лучших сотрудников середнячкам и сделать их новыми звездами? Десятилетиями руководители организаций мечтали получить ответы на эти вопросы. И настал момент, когда технологии искусственного научились анализировать действия и коммуникации сотрудников и в каком-то смысле читать их мысли. Эта область называется AI People Analytics.

Как это работает? Сотрудники связаны между собой сложной сетью данных, которые получают друг от друга в ходе корпоративной коммуникации. Нейронные сети, анализируя их цифровой след, автоматически обнаруживают лучшие и худшие практики, определяют, почему один продавец продает больше другого, улавливают «выгорание» сотрудников и предсказывают увольнения за много месяцев. Они помогают избежать проблем, с которыми сталкивались в этом подразделении ранее, или в других департаментах, или в других организациях подобного типа.

Такие системы меняют подход к человеческому капиталу, к базам знаний внутри компании так же радикально, как в свое время Google AdWords изменил подход к маркетингу. Это направление совсем скоро станет большим рынком. Ведущий эксперт в области HR-аналитики Джош Берсин, основатель Bersin by Deloitte, оценивает его в $200 млрд. Deloitte проводила опрос руководителей компаний: уже сейчас около 60–70% респондентов планируют внедрять базы данных для такой аналитики. Думаю, что через пару лет большинство крупных организаций будут использовать AI People Analytics.

Но вернемся к программным роботам. С развитием AI, аппаратных и программных средств, многие задачи, которую выполняет человек, машина сможет сделать быстрее и точнее. Означает ли это, что половина людей останется без работы? Уверен, что нет. Любой индустриальный скачок повышает производительность: появляются новые профессии, новые роли — достаточно вспомнить промышленную революцию XIX века.

Роботы будут зарабатывать деньги для человечества, но они не умеют тратить. Уровень жизни повысится, сотрудники смогут уделять больше времени семье, хобби, развитию. Люди займутся более интеллектуальными и творческими задачами. Выходных, наверное, станет больше. Если эволюционный процесс развития нейронных сетей продолжится теми же темпами и вычислительные мощности будут за ними успевать, производительность роботов резко ускорится. Рей Курцвейл, известный изобретатель, футурист и технический директор в области машинного обучения и обработки естественного языка в компании Google, считает, что уже к 2045 году может быть создан компьютер, производительность которого будет выше, чем у человеческого мозга.

Любая трансформация бизнеса — это разрушение устоявшихся процессов, работавших годами. Нельзя упиваться прошлыми достижениями, нужно постоянно меняться. Любая компания прямо сейчас должна начать такое «саморазрушение», чтобы избежать эффекта Kodak и Nokia. Если компания не будет разрушать себя изнутри, ее разрушат конкуренты. Компании должны уметь быстро перестраивать бизнес-процессы, чтобы успевать за технологическим прогрессом. Как это сделать? Развивать внутреннее предпринимательство и поощрять сотрудников, способных генерировать новые идеи. А выявлять таких сотрудников, находить полезные инсайты и избавлять ценных специалистов от рутины поможет AI.

Фото: с сайта компании ABBYY

анонсы
мероприятий
инновации

Ольга Грекова: «Светодиоды — это самое эффективное решение на сегодня»

 

#,
инновации

Как стать инновационным менеджером?

 

#, , ,