журнал стратегия

#журнал стратегия

Россий­ские стартапы расширяют границы

Сегодня стартапы являются «стирателями границ» между странами. Российские проекты уверенно выступают на международной арене, а иностранные инвесторы активно работают как с инновационными крупными российскими компаниями, так и вкладываются в молодые бизнесы.

«Ценник» растет

В марте 2020 года Princeville Capital — американская венчурная фирма — инвестировала $50 млн в раунд финансирования перед IPO российского оператора электронной коммерции Ozon. Но и менее масштабные российские компании успешно получают инвестиции. Так, стартап по доставке еды Elementaree получил $5 млн от французского гиганта Bonduelle и российского суверенного фонда РФПИ.

EdTech-стартап IntellectoKids привлекла $3 млн от инвесторов из России, Кипра и Украины. Услугу онлайн-записи на прием к врачу «НаПоправку» поддержали шведские, малазийские и французские инвесторы. Стартап Agro Club получил поддержку австрийского Raiffeisen Bank и берлинской SpeedInvest.

В начале года компания с российскими корнями Veeam Software, мировой лидер в области программного обеспечения для управления облачными данными, была продана Insight Partners за $5 миллиардов.

Компания Miro, ранее известная как RealtimeBoard, была основана в Перми в 2011 году. Спрос на ее решения для визуального взаимодействия стремительно растет на фоне пандемии коронавируса. В апреле Miro привлекла $50 млн в раунде серии с участием Iconiq Capital, Accel и нескольких индивидуальных инвесторов.

В мае Ecwid, еще один стартап со штаб-квартирой в Калифорнии, но родившийся в России, получил $42 млн от Morgan Stanley и PeakSpan Capital. Запущенный 10 лет назад, Ecwid быстро зарекомендовал себя как крупный центр глобальной социальной коммерции. Его рост ускорился в 2020 году, поскольку офлайн-продавцы могут использовать эти решения для начала продаж в интернете.

В более мелких, но заметных международных сделках участвовали Gero, iFarm, Intento, Novakid и Sumsub.

Global Russians

Есть также примеры российских инвестиций за рубежом в сфере IT. В мае российский стартап по размещению видео Viqeo приобрел британский рекламный стартап. В декабре Softline, московский поставщик IT-решений и услуг, ежегодно приносящий около $1,5 млрд глобального дохода, объявила о приобретении контрольного пакета акций почти одноименной немецкой компании Softline AG.

Растет и статус России как цифровой страны. Алгоритм StartupBlink анализирует десятки тысяч точек данных, охватывает более 1000 городов и более 100 стран мира. Данные поступают от сообщества компании, включающего 50 тысяч участников, а также от таких партнеров, как Crunchbase и SimilarWeb. Рейтинг основан на критериях, связанных с количеством, качеством и деловой средой каждой экосистемы на уровне страны или города.

По его данным, Россия уже на 15-м месте, она опережает Индию (17-е место), Южную Корею (19-е), Сингапур (21-е) и Японию (23-е), но уступает своим «маленьким» соседям Финляндии (12-е) и Эстонии (13-е). Москва среди городов находится на 10-м месте.

Есть несколько ярких примеров стартапов, которые в ближайшем будущем имеют все шансы стать звездами международного инновационного кластера. Среди них компания CLEAPL, которая работает в сфере ресторанного и розничного бизнеса. География присутствия: Россия, ОАЭ, Италия, Бразилия, Казахстан. Клиентами компании являются Bonduelle и Nestlé. Разработки CLEAPL победили и стали финалистами нескольких конкурсов и акселераторов. В 2019 году стартап получил грант программы Expo Live с возможностью участия в мировой выставке Экспо-2020 в Дубае (отбор из более чем 11 тысяч заявок из 180 стран).

Ранее CLEAPL планировала представить свои разработки на выставках в РФ, но сделает это на всемирной выставке в Дубае, перенесенной из-за пандемии на 2021 год. Соучредитель CLEAPL Иван Захаров стал верифицированным участником Дубайского фонда будущего и одним из пяти европейских финалистов конкурса, проводимого ООН — «Молодые чемпионы Земли» 2020.

Другая наша компания — VisionLabs — ведет разработки для IT-решений для финансового сектора, транспорта, ритейла, образования, промышленности, госуправления. Решения уже применяются в Нидерландах, Сингапуре, ОАЭ. Среди клиентов — Сбер, Почта Банк, «Фора-Банк», «Яндекс», S7 Airlines. Сейчас компания активно развивается в США и Японии.

VisionLabs стала организатором первого саммита Machines Can See, куда были приглашены эксперты по компьютерному зрению и машинному обучению из ведущих мировых компаний. Технология, разработанная VisionLabs, дважды принимала участие в тестировании алгоритмов распознавания лиц Национального института стандартов и технологий США (NIST).

Регулярные исследования NIST помогают Министерству торговли США выявить лучших мировых поставщиков подобных программных решений. Компания заняла первое место на крупнейшем международном конкурсе ChaLearn Face Anti-spoofing Attack Detection Challenge на конференции CVPR 2019, главном ежегодном мероприятии по компьютерному зрению, проходившем в США. В категории Mugshot оба раза VisionLabs получила первое место. В категории Visa алгоритм VisionLabs также занимал призовые места.

Компания EyeMove, выпускник корпоративного акселератора GenerationS, предлагает решения для медицины, образования, в областях Behavioral analytics и Martech. Кроме России ее продукты востребованы уже сегодня в Германии. Среди разработок — мобильное приложение для удаленного диагностирования болезни Альцгеймера.

Успешный старт компании начался с участия в корпоративном акселераторе GenerationS, который дал ей сильный толчок в развитии. Сегодня команда уже готова поделиться своим опытом и дать советы российским стартапам, только начинающим свой путь к успеху.

На личном опыте

— Одна из распространенных проблем российских стартапов — неумение правильно презентовать свой проект, рассказать о нем кратко, за 30 секунд, минуту, три минуты, говорить о проблеме, решении, предложенном инструменте так, чтобы вызвать жадность у потенциальных инвесторов и партнеров, — поделился руководитель проекта EyeMove Михаил Янчиков. — Кроме этого, распространенные ошибки: начинать бизнес, в котором не разбирается сам стартапер, неумение делегировать полномочия лидера команды, медленное движение вперед, незнание клиентов, незнание рынка и конкурентов, неумение планировать, неготовность быть гибким и изменять направления разработок, приспосабливать технологию к запросам рынка. Еще частая ошибка — нарушение дедлайнов в большом и малом. Сегодня даже разовое опоздание на деловую встречу способно разрушить стартап. Поэтому наш совет: всегда закладывайте запас времени. Еще одна беда в том, что многие российские стартапы становятся «грантоежками», затачивая свою технологию под гранты и премии, но они заканчиваются, и заканчивается стартап. Серьезная ошибка — это мыслить мелко, не видеть различные направления развития. Так, наша изначально медицинская технология оказалась интересна не только медикам — мы сейчас сотрудничаем с маркетингом и рекламными специалистами.

Что касается инноваций в медицине, то главная сложность и в России, и в других странах — получение медицинской сертификации. Это стоит до 2 млн рублей и занимает минимум 1 год. За это время стартап обычно умирает.

— Сегодня в России сильнее всего развит финтех, так как понятна выгода для компаний. Банки умеют считать деньги. Остальные направления довольно сложны. Например, на рынке нефтехимических компаний трудно заинтересовать большого игрока. Чтобы стать успешным на международном уровне, стартапу важно до этого момента все подготовить внутри, выйти на окупаемость в России, чтобы не думать, чем платить зарплату завтра, и после этого находить партнеров за рубежом, нанимать отдельного сейлза/представителя в данном регионе, — сказал Михаил Янчиков.

Ближайшие планы по развитию EyeMove включают выпуск коробочного решения по СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и выпуск API для университетов и студентов-психиатров для обогащения данных. Другие планы — развитие в Германии, так как по итогам акселератора в Берлине появилось несколько компаний, которые заинтересовались решением.

Promobot создает человекоподобного робота по образу одного из своих основателей — Алексея Южакова

Тяжело в учении — легко на рынке

Promobot создает продукты для здравоохранения, образования, ритейла, финансового сектора, ресторанного и розничного бизнеса, авиаперевозок. Он также «выпускник» акселератора GenerationS.

География присутствия очень широка. Среди клиентов — Национальный банк Омана, Дубай Молл, университеты и аэропорты США, IKEA, Vodafone, «Лента», Lufthansa. В компании также отмечают важность участия в корпоративных акселераторах и хакатонах.

— Самое главное, что нам рассказали, как технологические компании ведут бизнес и какие этапы существуют. Благодаря акселератору мы систематизировали наши знания. Нас научили работать со СМИ. В целом очень помогла вера в наш проект, в то, что он действительно нужен, что создать технологии вполне реально, и эта вера позволила нам добиться хороших результатов, — рассказал сооснователь и директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев.

Сегодня более полутысячи роботов Promobot трудятся в 36 странах мира и выполняют функции «живых» сотрудников — гидов, консьержей, консультантов, промоутеров. Роботов можно встретить в аэропортах, отделениях сотовой связи и банках, торговых и бизнес-центрах, ресторанах, музеях, жилых комплексах. Также компания активно работает в Саудовской Аравии, Омане, Кувейте, и все потому, что Promobot — единственные роботы, которые «говорят» на арабском языке.

В ближайшем будущем команда планирует развивать представительства в Гонконге и Нью-Йорке, продолжать разработки в сфере искусственного интеллекта, мехатроники, больших данных, а также создать человекоподобных роботов Robo-c.

Безусловно, еще масса ярких стартапов ждет своих инвесторов, в этом году запланировано много техконкурсов, активно развиваются как корпоративные акселераторы, так и независимые инкубаторы. Российский рынок ждет новых идей, и для бизнеса открываются все новые возможности и инструменты для получения финансирования.

Фото: GenerationS; VisionLabs; EyeMove; Promobot

06.04.2021
инновации

Глава Ростелекома: данные всех россиян уже давно слили в сеть

 

#, ,
инновации

ИИ в разработке ПО: стоит ли бояться конкуренции с машиной?

 

#, ,
инновации

Глава Ростелекома: данные всех россиян уже давно слили в сеть

 

#, ,
инновации

ИИ в разработке ПО: стоит ли бояться конкуренции с машиной?

 

#, ,

No Banner to display

анонсы
мероприятий