Сильно не разгоняться и застраховаться. В России роботам-доставщикам пропишут правила работы

Минэкономразвития разработало проект постановления правительства, который вводит экспериментальный правовой режим (ЭПР) для коммерческой эксплуатации роверов. Цель документа убрать правовой вакуум, в котором сейчас находятся роботы-курьеры.
Сейчас в стране трудятся около 160 роботов-доставщиков, и все они принадлежат «Яндексу». Роботы привозят еду клиентам в Москве, Иннополисе и поселке Мурино Ленинградской области, выполняя около 30 тыс. доставок ежемесячно. В планах «Яндекса» на ближайшие годы расширить географию применения роверов до 37 регионов, а их количество до 2,6 тыс. единиц. Уже скоро роверы могут прийти в Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирию, Удмуртию, Чувашию, Рязанскую, Ярославскую, Тюменскую, Новосибирскую, Иркутскую, Оренбургскую, Ростовскую и Московскую области и др.
«Мы видим в этих регионах потенциал для масштабирования технологии рободоставки с точки зрения инфраструктуры, логистических сценариев и интереса со стороны администраций субъектов, — заявили Коммерсанту в пресс-службе «Яндекса». — Обновленный перечень регионов позволит нам протестировать технологию в наиболее широком наборе типовых условий эксплуатации и учесть их особенности (от климатических до инфраструктурных) для целей будущего регулирования».
В рамках ЭПР планируется комплексно апробировать технологию и сделать большой шаг для развития всей отрасли сервисной робототехники. При этом новые правила вводят понятие «ровер» — автономные устройства для доставки. Для них установят строгие скоростные лимиты: не быстрее 25 км/ч на дорогах, 10 км/ч на тротуарах и всего 6 км/ч при пересечении проезжей части. Важный момент: пешеходы получат безусловный приоритет — робот обязан уступать им дорогу или полностью останавливаться.
Каждый робот должен будет получить обязательную страховку на 500 тыс. руб., индивидуальный номер и QR-код для идентификации. Для безопасности движения технические устройства оборудуют специальными флажками высотой от метра, а их двигатели ограничат мощностью в 4 кВт. В случае поломки у операторов будет четыре часа на эвакуацию устройства.
Также в документе прописан алгоритм действий при ДТП. Незначительные инциденты без пострадавших можно будет оформлять без вызова ГИБДД, но в серьезных случаях потребуется участие полиции. Ответственность за действия роботов полностью ляжет на компании-операторы и их сотрудников, которые будут отслеживать работу роверов.
Тем временем абсолютное большинство россиян с разной степенью понимания осведомлены о разработке автономных технологий в России (95%). И девять из десяти позитивно к ним относятся (91%). При этом среди россиян, которые интересуются новостями о развитии технологий и разбираются в этой сфере, эта доля еще выше (по 95%). Таковы результаты опроса ВЦИОМ.
В тех регионах, где автономные технологии уже испытываются на практике, отношение к ним также остается доброжелательным, а уровень негативных оценок минимален. Причем те, кто лично пользовался беспилотными автомобилями или роботами-доставщиками, относятся к таким технологиям заметно лучше, чем те, у кого такого опыта не было (96% против 62% и 94% против 62% соответственно). Опрос показал, что 64% респондентов относятся к роботам-доставщикам с интересом, 24% — с ожиданием, 15% — с воодушевлением, 8% опасаются.
Для большинства граждан развитие автономных технологий связано с освобождением человека от опасного (81%) или рутинного (60%) труда, увеличением скорости (69%) и эффективности (64%) производственных процессов, а также повышением бытового комфорта (52%). Почти половина соотечественников считает автономные технологии перспективным направлением (49%), способным также повысить качество работ (46%). Так что подобные технологии видятся прагматично, как инструмент рационализации труда, быта и производства.
Фото: пресс-служба "Яндекса"; Unsplash
мероприятий