«Смарткор» стремится участвовать в создании революционных технологий
«Смарткор» является российским разработчиком инновационных цифровых решений в области микроэлектроники, таких как одноплатные компьютеры, программно-аппаратные комплексы, а также программное обеспечение для различных отраслей экономики и медицины. О стратегии развития компании нам рассказал ее генеральный директор Илья Савинков.
— Как родилась ваша компания?
— В 2019 году команда высокопрофессиональных и инициативных людей, имеющих большой опыт в области проектирования и производства устройств микро- и радиоэлектроники, разработки и отладки программного обеспечения приняла решение о создании инновационного стартапа, который бы занимался разработкой устройств для массового рынка. В основу компании легло то видение, что ее продукты должны приносить пользу не только государству и бизнесу, но и каждому человеку.
Все наши сотрудники имеют понимание цели компании, что каждый из них должен делать для ее достижения. Специалисты «Смарткора» имеют компетенции в области разработки программно-аппаратных комплексов, ПО, а также проектирования микроэлектронных компонентов с топологическими нормами до 28 нм.
— Как удалось собрать такую команду?
— Специалисты компании долгое время занимались разработкой изделий микроэлектроники, пользуясь мощностями лидирующего на российском рынке дизайн-центра АО НТЦ «Модуль». Тут важно отметить, что члены команды уже давно построили между собой эффективное взаимодействие, что позволяет с легкостью начинать разработку новых для нас проектов.
— Какие направления и продукты вы сейчас развиваете?
— Наша компания выбрала для себя несколько направлений, в которых мы видим большой потенциал для развития. Отмечу некоторые из них.
Во-первых, это медицинская тематика. Здесь мы ведем разработку программного комплекса нейросетевой обработки и анализа медицинских изображений пояснично-крестцового отдела позвоночника SM Spine.
Во-вторых, это разработка одноплатного компьютера для сбора, обработки, передачи и визуализации информации SM Robo, на базе которого возможно создавать различные робототехнические устройства.
Также мы ведем разработку малогабаритной аппаратно-программной платформы на базе российских микроэлектронных решений для реализации алгоритмов нейросетевой обработки данных.
— Что сейчас пользуется наибольшим спросом у клиентов?
— Бизнес уже давно осознал, что внедрение цифровых технологий, таких как системы компьютерного зрения, различных роботизированных решений, позволяет значительно повысить свою эффективность. Более того, сегодня для поддержания своей конкурентоспособности на рынке внедрение таких систем зачастую является необходимым. Поэтому технологии, связанные с распознаванием и анализом изображений, видеоаналитикой, автоматизацией на основе машинного обучения интересуют множество компаний.
— Есть ли заказы от госкомпаний или больше от частного сектора?
— Сегодня цифровые технологии интересуют не только представителей частного сектора, готовых инвестировать крупные суммы в свое развитие. Государственные органы и госкомпании понимают, какую пользу могут принести цифровые решения, и поэтому также активно ими интересуются и поддерживают их развитие.
— С какими компаниями Консорциума робототехники вы готовы налаживать сотрудничество уже сейчас?
— Знаю, что все компании-участники Консорциума состоят из инициативных, увлеченных своим делом людей, которые стремятся и переживают за развитие не только своей компании, но и отрасли в целом. Мы разделяем их взгляды и готовы к долгосрочному и эффективному сотрудничеству с каждым из них.
— Насколько в текущей ситуации сложно взаимодействовать с зарубежными партнерами?
— Не секрет, что введенные против нашей страны экономические санкции достаточно сильно затронули область микроэлектроники. Восстановление и перенастройка цепочек поставок — это сложная работа, которую, к сожалению, приходится выполнять. Поиск зарубежных партнеров, готовых к продолжению сотрудничества, является одной из приоритетных задач не только для нашей компании, но и для отрасли в целом. Поэтому мы всегда открыты к обсуждению данного вопроса со всеми заинтересованными участниками рынка.
— Как пришли к тому, что искусственный интеллект будет востребован в медицине? Какое будущее у ИИ и нейросетей в здравоохранении?
— Пандемия COVID-19 серьезно повлияла на ускорение темпов внедрения цифровых решений в сфере медицины. Появилось множество систем на базе искусственного интеллекта, позволяющих, например, выявлять изменения в легких человека, характерные для различных видов пневмонии.
Всем стало понятно, что разработка подобных технологий, способных повысить эффективность медицинских организаций, — это большой пласт для дальнейшей работы.
«Смарткор» не мог оставаться в стороне, и мы начали работу по созданию SM Spine — технологии, в которой искусственный интеллект приходит на помощь врачам, помогая им анализировать полученные в результате МРТ-исследований изображения, выявлять заболевания спины на ранней стадии. Тут важно отметить, что в разработке данного решения также принимают активное участие сотрудники одного из крупнейших медицинских учреждений, и мы верим, что в результате такой совместной работы сможем выпустить качественный продукт, который в дальнейшем принесет много пользы людям.
— Нужно ли проводить дополнительное обучение медицинских специалистов для работы с продуктами вашей компании?
— Работа медицинских специалистов является одной из самых важных и при этом одной из наиболее загруженных. Терять большое количество их времени на обучение работе с новыми продуктами просто недопустимо. Поэтому еще на раннем этапе разработки было заложено требование максимально упростить процесс освоения врачами нашего продукта.
Внедрение любой новой технологии неизбежно связано с первоначальным непониманием людьми того, как с этим работать. Мы считаем, что в этот момент очень важно эффективно работать с конкретными специалистами, оказывать им всю возможную поддержку. В этом случае, вместо отторжения от использования системы, ее пользователи, наоборот, смогут понять, как она может помочь им в работе.
— Насколько важно, чтобы у отечественных IT-платформ было свое российское «железо», своя электронная компонентная база?
— Учитывая ограничения на поставку в Российскую Федерацию ИТ-платформ иностранного производства, существует риск снижения темпов развития ряда отраслей. Производители конечных устройств, направленных на увеличение производительности труда, оптимизацию расходов на энергию и топливо, повышение уровня качества продукции, могут столкнуться с дефицитом основных компонентов.
Для недопущения такой ситуации важно вести работу по разработке российских ИТ-платформ с использованием максимально возможного количества отечественных компонентов, чем и занимается наша компания.
— Если говорить шире, какой вклад может внести «Смарткор» в импортозамещение и достижение технологического суверенитета РФ?
— Считаем, что проекты «Смарткора» способны внести значительный вклад в развитие импортозамещения. Так, проект по разработке одноплатного компьютера SM Robo направлен на замещение на российском рынке распространенных микрокомпьютеров Raspbery Pi, BeagleBone и Arduino, а платформу для реализации алгоритмов нейросетевой обработки данных возможно будет использовать вместо зарубежного устройства Nvidia Jetson.
В процессе работы над нашими проектами мы учитываем требования и пожелания потенциальных клиентов, собираем и анализируем запросы компаний, чтобы в итоге выпустить продукт, способный закрыть существующие потребности российского рынка.
— Какие у вас планы на будущее?
— Мы, в «Смарткор», стремимся участвовать в развитии самых современных технологий. Мы планируем расширять наше партнерство с компаниями-производителями робототехнических устройств, систем компьютерного зрения, искусственного интеллекта, искать новые возможности для сотрудничества. Кроме того, мы видим большой потенциал в сотрудничестве с научными организациями, работающими с передовыми технологиями.
Верим, что объединив усилия в совместном партнерстве, мы сможем не только решить вопросы импортозамещения существующих технологий, но и прийти к разработке революционных, еще более эффективных продуктов.
Фото: "Смарткор"; Pexels; Shutterstock