Стартовал отбор стартапов в сфере беспилотных авиасистем для инвестиций до 10 млрд рублей
«Транспорт будущего» и фонд «Национальной технологической инициативы» (НТИ) проводят отбор стартапов в сфере беспилотных авиасистем (БАС) для финансирования из совместного фонда.
Финансирование получат компании, которые занимаются научными разработками, производством, сертификацией и созданием моделей применения беспилотников. Источником выступит фонд с капитализацией 10 млрд рублей — соглашение о его создании «Транспорт будущего» и НТИ заключили в августе нынешнего года.
— Мы начинаем отбор проектов, в которые планируем инвестировать. Нам нужны те, у кого есть инновационные идеи по развитию отрасли: от производства комплектующих и программирования до создания нормативно-правовой базы, обучения профессии и ее популяризации, — цитирует Интерфакс гендиректора «Транспорта будущего» Юрия Козаренко.
В следующем году в РФ стартует национальный проект по развитию БАС, отечественные предприятия должны произвести 11 тысяч дронов. Козаренко отметил, что отбор проектов для финансирования — это «попытка объединить участников отрасли, дать ресурсы для развития разработчикам БАС и комплектующих, не дожидаясь начала финансирования со стороны национального проекта».
Между тем, в апреле этого года «Транспорт будущего» запустил строительство первого серийного производства гражданских БАС — завод располагается в Тольятти. На предприятии будут выпускать агродроны, грузовые беспилотники грузоподъемностью 200 кг и модельный ряд более легких БАС массой до 30 кг, а также ряд комплектующих. Старт производства намечен на начало будущего года.
В июне этого года правительство РФ утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Объем рынка беспилотных авиационных систем в России, согласно оптимистичному сценарию, к 2035 году может составить более 1 млн единиц. Стратегия определяет пять основных направлений развития беспилотной авиации. Первое из них - стимулирование спроса на отечественные беспилотники. Второе направление касается разработки и серийного выпуска БАС, а также создания центров внедрения новых технологий при создании беспилотников. Третье направление — развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов. Еще два направления подразумевают подготовку кадров и исследования в сфере БАС.
На эту сферу власти намерены выделить огромные суммы. Объем федеральных субсидий нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» составит 45,5 млрд рублей. Большая часть этой суммы — 36,4 млрд рублей — предназначена для развития инфраструктуры и кадрового потенциала, обеспечения безопасности, формирования системы сертификации беспилотников.
При этом представители этой отрасли видят в госфинансировании и подводные камни. Новые разработки — это риски, связанные с неудачами. А государство, ставшее главным источником поддержки, карает за убыточность проектов, которые оно финансировало. Подобная схема уменьшает общий объем разработок и число успешных стартапов. Глава отдела беспилотных авиационных систем АО «Почта России» Антон Никифоров предположил, что нацпроект как источник финансирования может оказаться неэффективным.
— Можно просто раздать отрасли те несколько миллиардов рублей, которые выделены на нацпроект. Через полгода-год эти деньги закончатся, все получатели разъедутся на новых автомобилях, но рынка не будет, — цитируют СМИ Никифорова.
Чтобы запустить массовое производство и использование автономных транспортных систем, необходима комплексная господдержка, причем не только финансовая, но и нормативная, добавил он.
— Сегодня все проекты, которые добились успеха, сделали это в основном на собственные средства. Если государство хочет это развивать, то оно должно поддерживать беспилотные технологии, но пока не до конца понятны условия этой поддержки, — отметил гендиректор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев.
Фото: Pixabay
мероприятий