журнал стратегия

#журнал стратегия

Том Грубер, соосно­ватель Siri: «Когда машина становится умнее, мы умнеем вместе с ней»

ИИ отберет работу у людей? Мы попадем в рабство к машинам? Эти страхи знакомы многим, но у Тома Грубера совершенно иная философия. Он был соучредителем и техническим директором компании, создавшей умного голосового помощника Siri. В 2010 году проект был куплен корпорацией Apple, в которой Том продолжил свои исследования. На сколковском форуме Startup Village 2020 изобретатель рассказал, по какому сценарию человечество должно развивать искусственный интеллект.

Незаменимых нет?

— Когда вы работаете на основе какой-то философии, то ваши результаты будут более серьезными. И мое видение может быть полезным для вас.

Итак, можно создать искусственный интеллект, который способен делать все, что делаем мы, только лучше и быстрее. Но какие будут последствия этого? Они могут быть печальными. Сейчас многие виды труда уже автоматизированы, а этого не следовало делать. Это привело к серьезным проблемам.

Я думаю, неприятные последствия можно предотвратить, но нужно по-другому подходить к проектам и задачам. Мы не должны лишь масштабировать бизнес. Мы должны оценивать то, как наши инвестиции влияют на жизни людей. Дело не в деньгах, а в людях. На этом нужно фокусироваться.

Нужна другая стратегия. Можно создать такой интеллект, который будет работать не лучше нас, а будет работать вместе с нами. Сейчас люди изобретают ИИ, которые в принципе уже равны нам во многих видах работ. И сейчас мы можем либо еще улучшить эти системы, либо улучшить те процессы, которые мы выполняем сами.

Нам нужен такой искусственный интеллект, который будет работать с нами, а не замещать нас. Если мы будем следовать этой концепции, то, скорее всего, сможем сделать мир лучше. Люди будут умнее, они не будут вытеснены кем-то или чем-то. Я называю эту философию гуманным искусственным интеллектом.

Первый опыт

Мой первый искусственный интеллект — это коммуникационная система, созданная в 1983 году. Я тогда только окончил университет и начал работать над первыми зачатками ИИ. Мы проводили исследования, размышляли: так, а что же нам сделать такого практического?

Многие люди-инвалиды тогда не могли говорить — у них были повреждения нервной системы, связанные с разными заболеваниями. Знаете, это даже серьезнее, чем не иметь зрения или слуха.

К счастью, я смог использовать новые технологии в помощь людям, я нашел решение. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что мы просто дарили пациентам компьютерный голос. Но ведь это не так уж просто. Нельзя взять и приказать, чтобы программа за них говорила. Нужно создать пользовательский интерфейс. Если бы люди могли печатать, то это вообще не проблема. Но они и печатать-то зачастую не могли.

Как же создать такой интерфейс? Это был вызов не только с точки зрения генерации голоса, но и с точки зрения создания искусственного интеллекта. Именно он может оптимизировать различные сигналы. И первое такое приложение я назвал коммуникационной системой.

Пользователь мог использовать лишь один пульт управления. Допустим, это могла быть трубочка или движение головы. И компьютер сканировал движение человека и предлагал выбор. Если человек был согласен с ним, то просто давал знать об этом любым движением. И потом этот текст превращался в голос. Так и говорил Стивен Хокинг, кстати.

Это очень долгий процесс. Сложно по букве собирать слово. Несколько минут может потребоваться на предложение, поэтому я создал такую модель ИИ, которая пыталась предсказать, что хочет произнести человек. Сейчас таким образом на телефонах работает автокоррекция текста.

Впервые же это начало использоваться именно инвалидами. И была одна девочка, которая хотела завести друзей, хотела общаться со своей матерью. И она смогла это сделать благодаря этой системе. Этот проект также обозначил необходимость продвижения вперед на пути к более глубокому машинному обучению.

Говорящий мозг

Есть еще интереснее технология. Это система, которая позволяет вам говорить напрямую с помощью вашего мозга. Это такое устройство, которое надевается на голову, на затылок прикрепляются сенсоры. Вы видите что-то на экране, и очки дополненной реальности, которые на вас надеты, смотрят на тот же объект.

Устройство понимает, на чем вы сфокусировали внимание. И это все отражено на энцефалограмме. Система переводит сигналы мозга в речь — это уже практически готовый продукт! Раньше считалось, что это невозможно.

Например, один человек говорил на девяти языках, но после того, как у него случился инсульт, он вообще потерял способность общаться. Благодаря этой технологии он смог выступить на одной из конференций.

И опять-таки, эти технологии не заменяют человека, а работают вместе с ним и для него. В этом вся суть гуманного ИИ.

Коллективное безумие

Первая моя компания работала в сфере коллективного интеллекта. Задача заключалась в том, чтобы сделать людей умнее в целом. Возьмем группу людей, представим, что это единый разумный организм. В какой-то момент, с ростом числа участников коллектива, оказывается, что команда не может быть умнее, чем составляющие ее члены.

Чем больше группа, тем она, как организм, глупее, тем хуже ее результаты. А если мы возьмем большую корпорацию, то ее коллективный интеллект будет уже на очень низком уровне. На уровне, скажем, маленьких детей. И по сути, если мы работаем в крупной организации, то ее работа нередко походит на безумие. На работу безумного человека.

И это не моя личная позиция. Я это утверждаю как ученый.

Компания, которую я создал, должна была справиться с этой проблемой. И оказалось, что решить ее можно путем передачи коллективной памяти. Представьте, у группы людей будет единая память. Это такой когнитивный костыль. Мы хотели создать его для людей, общества, компаний.

Когда мы работаем в организации, мы, конечно же, чему-то обучаемся, узнаем что-то новое, но эти знания зачастую теряются. Вы записываете что-то, а потом забываете. Кто-то, предположим, решил проблему, а другой человек ту же проблему решает заново, изобретая велосипед.

Мудрость в один клик

И мы подумали: а нельзя ли создать коллективную память, чтобы люди, когда будут выполнять свои задачи, оставляли след? Этот след должен быть виден другим. И чтобы люди, которые будут решать эти же задачи потом, не решали их с нуля, а получали готовые рецепты.

И вот компании начали использовать первые интернет-ресурсы, электронную почту. Те системы, которыми вы пользуетесь сейчас, мы начали разрабатывать еще в 1980-е. И люди стали эффективнее работать в рамках организации. Получается, мы создали огромную базу знаний.

Искусственный интеллект, по сути, был базой данных. Это был семантический поисковик для всего этого. Он понимал структуру запросов, структуру проблем, которые уже были решены. И он мог выдать ответ с помощью глубинного поиска, чтобы дать вам готовое решение. Тогда люди были поражены. Google была тогда еще молодой компанией, они тоже не могли даже подумать о таком. Мы создали систему управления знаниями, которая помогала обмениваться ими в корпорациях. Эта программа была весьма эффективной. Она помогала людям создавать новое.

Когда маленькая фирма не могла решить какую-то задачу, она могла подключиться к знаниям большего пула людей и использовать их мудрость для решения проблемы. И мы поняли, что если мы дадим людям доступ к коллективному инструменту, то мы всю организацию сделаем умнее.

Тогда пришла новая эра юзеров, которые генерировали много контента. Мир начал понимать, как важно собирать данные вместе. «Википедия» — один из ярких примеров коллективного интеллекта.

Джин из смартфона

Когда мы делали Siri, мы не пытались создать искусственный интеллект ради него самого. Была определенная проблема. Это были 2007–2009 годы, когда было много классной информации: Google, «Википедия» и другие. Все эти площадки — потрясающие информационные ресурсы, но, несмотря на это, большинство людей не могли использовать их на своих маленьких телефонах. И нужен был голосовой интерфейс для более удобного взаимодействия со Всемирной паутиной.

И я очень доволен работой нашей команды. Но сегодня я не хочу говорить о том, что Siri — это прекрасно. Я говорю о том, что наше решение создать Siri было неслучайным. Это было гуманной идеей.

И затем я остался в компании Apple, чтобы и дальше работать над развитием гуманного искусственного интеллекта. Сегодня я консультирую другие фирмы. Даже маленькие компании могут сейчас сделать что-то очень большое. Хотел бы привести несколько примеров.

Компания Mindstrong Health использует ИИ для диагностики умственного здоровья. Человек просто работает со своим смартфоном, а приложение отслеживает его движения на экране. Система анализирует работу нейросетей мозга и может на ранних стадиях выявить умственные и психические заболевания.

Другая фирма — Sherpa.ai — развивает ИИ, помогающий в принятии решений. Например, вы садитесь в машину, и система пытается понять, куда вы поедете. Она знает очень много о том, что нужно именно вам, куда вы любите ездить и все такое.

И вот что интересно. Компания эта находится в Испании, и, когда в Италии произошла вспышка COVID-19, они использовали свою прогностическую технологию, чтобы предсказывать, где будут массовые заражения и все проблемы, с этим связанные. Работа была очень успешной, они помогли многим лечебным учреждениям выявить, где будут вспышки, и подготовиться к ним. Я очень горжусь этой работой.

В обоих случаях искусственный разум не заменял врачей, он лишь помогал и усиливал их потенциал. И сегодня мы можем создать первоклассные продукты в сфере ИИ. Нам нужно искать, где он может дополнить нас, расширить наши возможности, вместо того чтобы автоматизировать то, что люди и так уже делают хорошо. Мы называем это гуманный ИИ. Каждый раз, когда машина становится умнее, мы умнеем вместе с ней.

Подготовили Николай Алексеев, Елизавета Бажанова

Фото: Shutterstock; Фонд «Сколково»

02.07.2020
инновации

Как цифровизация меняет тяжелую промышленность

 

#,
инновации

Российские стартапы расширяют границы

 

#, , , ,
инновации

Как цифровизация меняет тяжелую промышленность

 

#,
инновации

Российские стартапы расширяют границы

 

#, , , ,
анонсы
мероприятий