журнал стратегия

#журнал стратегия

Цифровая колонизация: как выйти из многолетнего тупика?

Наталья Касперская, президент группы компаний InfoWatch, председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», в своем недавнем выступлении на одной из конференций по глобальным вызовам затронула вопросы технологического суверенитета России и кибербезопасности.

Говоря о текущем состоянии информационных технологий, эксперт обратилась к истории зарождения государства Российская Федерация. После распада Советского Союза страна столкнулась с «колонизацией информационных технологий». Наталья Касперская вспомнила об устройствах 2000-х годов, которые не хранили информацию. Прорывом стало изобретение Стива Джобса, который сделал в iPhone несколько батарей, позволяющих даже при выключении сохранять данные. Затем появились облачные хранилища, серверы которых принадлежат провайдеру. Долгое время в РФ шла реклама «облаков», которая внушала, что эта новая технология надежнее всего для хранения информации. На самом же деле все сервера принадлежат зарубежным корпорациям, и в любой момент пользователей могут отключить от привычных сервисов.

— Современные средства все управляются не пользователем, который платит за эти технологии, а производителем, — сказала Наталья Касперская. — Это касается и каких-то крупных систем, и смартфонов. На самом деле ваше устройство принадлежит не вам. Оно принадлежит производителю или, как минимум, создателю операционной системы, потому что он имеет контроль над этим гаджетом. Он может, например, прислать вам приложение или обновление, которое вы не хотите. И в любом случае он собирает информацию. Это и есть та самая цифровая колонизация, когда на самом деле информационные технологии принадлежат не нам, а ими управляет кто-то другой.

Эксперт напомнила, что в России в 2015 году началась программа импортозамещения, в том числе и в сфере информационных технологий. Работа началась с программного обеспечения (ПО). При Минцифры был создан совет, который анализировал, относится ли определенное ПО к отечественному. В настоящее время в реестре нашего софта насчитывается около 15 тысяч продуктов.

— С началом СВО я чаще читаю лекции про импортозамещение, — сказала Касперская. — Когда производители физически выключают устройство или какие-то технологии, то все напрягаются и начинают думать, что с этим делать. Люди говорят о том, что никогда не слышали о российских продуктах. И вот это реальная проблема, потому что действительно есть много наших интересных разработок, которые, к сожалению, не доносятся до рынка. Это происходит из-за того, что сами производители не умеют этого делать, недостаточно хороши в маркетинге, а лобби иностранных компаний было такое мощное, что через него было сложно пробиться.

Наталья Ивановна вспомнила, что в университетах России образование шло исключительно на импортных продуктах. Все наши технические вузы обязательно заводили у себя кафедры крупных транснациональных корпораций — Samsung, Oracle, Microsoft. При этом ТНК еще и платили вузам за то, чтобы продвигать там свои IT-решения. Выпускники, естественно, ничего, кроме этих разработчиков не знают. Сейчас всем приходится замещать зарубежные системы, а вузы потеряли целый блок разработок, которые изначально базировались на иностранных технологиях.

— Я с оптимизмом смотрю в будущее, потому что за этот год у нас случился очень мощный рывок с точки зрения программного обеспечения, — сказала Касперская. — У нас, конечно, есть отставание по железу. Там есть организационные и денежные трудности. Сделать завод по производству серверов — это дорого. У нас они есть, но производят они не крупные партии, а мелкие. Значит, их надо развивать, создавать свое, потому что иначе мы оказываемся в такой зависимости, от которой невозможно избавиться. Если мы сможем осилить свой путь по импортозамещению, это даст отличные экспортные возможности. Если задуматься, получается, что в мире почти не остается альтернатив. Есть транснациональные корпорации со штаб-квартирами в США, есть Китай, Россия и все. Достаточно большое количество стран имеет какие-то частичные технологии или не имеет их совсем. И чем дальше, тем сильнее этот разрыв увеличивается. То есть, я думаю, что с прохождением времени стран, которые смогут у себя построить хоть какой-то элемент IT-независимости, будет оставаться все меньше. И РФ безусловно является такой страной, которая свой цифровой суверенитет построить может.

Участники конференции после выступления задали несколько вопросов о конфиденциальности мессенджеров, российских процессорах, потенциале Индии и телемедицине. Наталья Ивановна выразила надежду на то, что российская телемедицина будет основана не на иностранных серверах, а на отечественных в целях кибербезопасности.

Говоря о первом вопросе, Касперская отметила, что переписка в мессенджерах не конфиденциальна. Хотя и существует технология peer-to-peer, которая передает информацию с устройства на устройство, а не в «облако», но это нельзя проверить. Также достаточно одного клика, чтобы скачать информацию о каждом человеке.

Другая отслеживающая технология — акселерометр. Дело в том, что он реагирует и на слабые движения, когда человек набирает пальцами сообщение на устройстве. Это значит, что акселерометр теоретически может снять информацию, которую вводит пользователь.

После выступления также был задан вопрос о том, почему в течение 30-40 лет российские процессоры не развиваются. Наталья Ивановна снова вспомнила историю СССР, когда в 1972 году Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение о том, что мы с собственной системы переходим на серию IBM. По ее мнению, это и стало отправной точкой технологической зависимости и отсталости.

— Производство процессоров — чудовищно дорогая штука, и если Китай заберет себе Тайвань, то, на самом деле, у всего мира будут проблемы, — добавила она. — Даже в Штатах столько не производится. Если вы с нуля сейчас соберетесь производить процессоры, то у вас будет такой дорогой продукт, что его никто не купит. И поэтому мы сидим без устройств. Это нужно делать как государственную задачу, за государственные деньги, государственным способом.

Наталья Касперская также сравнила потенциал цифрового суверенитета Индии и России. Она отметила, что в Индии мало собственных продуктов, несмотря на огромное число программистов, и у РФ в этом плане ситуация лучше.

Подготовила Екатерина Александрова

Фото: Unsplash

анонсы
мероприятий
инновации

Экзоскелеты, роботы и цифровые сервисы: резиденты «Сколково» представили свои решения замминистра строительства

 

#, , , ,
инновации

Глобальный университет Рыбакова и МФТИ запустили Физтех-школу Игоря Рыбакова

 

#, ,