Участники рынка ИТ-услуг предложили пути к преодолению цифрового кризиса
Чтобы обеспечить эффективную работу цифровых технологий в новых условиях, важнее экспертные знания, чем аппаратное и программное обеспечение: к такому выводу пришли участники конференции «IT-сервис сегодня: от вызовов до решений», прошедшей 30 ноября в Москве.
Организаторами мероприятия выступили компании Мобиус Технологии и ФОРС Дистрибуция — два российских лидера в области обслуживания критичных ИТ-инфраструктур и консалтинга объединились, чтобы обозначить самые неотложные вызовы, стоящие перед IT-отраслью, и наметить пути их решения. В конференции приняли участие IT-директора, технические директора и другие руководящие специалисты российских компаний, ищущих перспективы роста в изменившихся реалиях.
Уход вендоров в разгар цифровизации страны, невозможность купить лицензии или скачать обновления, отсутствие поддержки, растущие риски информационной безопасности, а также санкции, инфляционные и валютные качели, логистические сдвиги — вот лишь неполный список изменений, которые стали триггером серьезного технологического сдвига в России, влекущего за собой и смену бизнес- моделей.
Тем не менее, ряд ведущих российских компаний успешно справляется с этими вызовами: их представители поделились своим опытом и факторами успеха в ходе круглого стола «BANI-мир: выживать или развиваться?», ставшего центральным событием конференции.
Николай Молчанов, директор департамента технологического консалтинга «Мобиус технологии», рассказал об одном из трех ключевых направлений компании — цифровом консалтинге. Компания начала внедрять решения с открытым исходным кодом несколько лет назад на волне глобального тренда и сумела сохранить и обогатить этот опыт. Сейчас она располагает эффективной методологией и предлагает ее своим заказчикам, испытывающим проблемы от ухода западных поставщиков.
Методология предполагает использование российских разработок, решений с открытым исходным кодом, а также доступных решений западных поставщиков. «Тем самым мы передаем заказчику знания и компетенции, — объясняет Николай Молчанов, — но не подсаживаем заказчика на себя, а, наоборот, снижаем собственное вовлечение. Мы хотим способствовать максимальному росту российской ИТ-отрасли и в наших проектах уделяем значительное внимание обучению и передаче экспертизы».
Андрей Тамбовский, директор по технологиям компании «ФОРС дистрибуция» отметил, что уход поставщиков создает не только вызовы, но и возможности, поскольку освободилась большая и перспективная рыночная ниша. «Да, с одной стороны после ухода вендоров появились проблемы с доступами к обновлениям ПО и комплектующими для оборудования, но одновременно нам подарили шанс развиваться в ту сторону, куда мы раньше развиваться не могли, поскольку производители неохотно делились сервисным рынком», — говорит эксперт.
При этом Андрей Тамбовский обращает внимание, что импортозамещение невозможно провести одномоментно, а поэтому видит смысл в консервативной стратегии с обеспечением бесперебойной работы существующей инфраструктуры заказчиков на западных решениях с постепенным замещением их отечественными.
Успешнее других этот переход смогут выполнить компании, которые еще раньше начали поиск аналогов. Так, по словам Николая Шуткина, заместителя руководителя департамента развития инфраструктуры и вице-президента ВТБ, банк еще в 2020 году задумался о повышении устойчивости и выбором решений, которые подходят для его бизнеса. Это позволило создать запас производительности, который сейчас помогает группе ВТБ оставаться в авангарде рынка. При этом Николай Шуткин отмечает, что гораздо более серьезным вызовом стал массовый отток квалифицированных кадров из страны. Эту проблему банк решает с помощью смарт-сорсинга, когда специалисты приглашаются под конкретную задачу.
Важность сохранения накопленного опыта и знаний внутри локальных команд подчеркнула и Мария Григорьева, управляющий директор, руководитель департамента «Технологии и системная интеграция», AXENIX (ранее – Accenture). Она отметила, что удержание и развитие потенциала сотрудников, сохранение высоких стандартов, культуры компании — один из трех ключевых приоритетов AXENIX наряду с сохранением качества исполнения проектов и выполнения обязательств перед клиентами и обеспечением надежной бесперебойной работы внутренних процессов при выходе из глобальной структуры.
Она также отмечает, что все игроки рынка оказались в разных условиях, и бОльшие проблемы испытывают те компании, которые сильнее других зависят от сервисов, централизованных в штаб-квартирах вне России. «Сейчас для них важно оценить необходимость, возможность и приоритетность замены, подыскать возможные альтернативы и осознав ограничения локальных решений осуществлять постепенный переход. Отмечу также что это время больших возможностей для разработчиков локальных приложений, применив на практике наработки мировых гигантов для развивающихся систем, захватывая освобождающийся рынок», — подчеркивает Мария Григорьева.
Участники круглого стола пришли к выводу, что российским игрокам необходимо создавать некий запас прочности, чтобы подготовиться в том числе к худшим из возможных сценариев, причем важная составляющая этой «подушки безопасности» — воспитание новых специалистов и формирование эффективных команд. Они также отметили, что переход на отечественную технологическую базу неизбежен, тем более что к нему подталкивает регулятор, и уже сейчас нужно перестраиваться и постепенно переносить свои системы.
«Наша компания убеждена, что техническая поддержка должна соответствовать реальным потребностям заказчика и его планам развития своих информационных систем, — отметил Андрей Тамбовский. — Эффективная работа «ФОРС Дистрибуции» как сервисной компании опирается на три столпа: высококвалифицированная команда; собственная база знаний, общий объем которой составляет 3,5 терабайта; информационные системы, обеспечивающие высокое качество предоставляемых услуг».
Справочная информация
«Мобиус Технологии» является российским провайдером сервисных и консалтинговых ИТ-услуг.
Компания была основана в 2013 году и, опираясь на наработанный опыт и широкую экспертизу, предлагает своим заказчикам полный спектр профессиональных услуг в сфере ИТ:
- - обслуживание и администрирование бизнес-критичных ИТ инфраструктур;
- - консалтинговые услуги в области цифровой устойчивости и независимости;
- - внедрение решений и миграция с проприетарных продуктов на ПО с открытым кодом;
- - поддержка ERP продуктов иностранных вендоров;
- - услуги по профессиональному обучению и сертификации инженеров.
На сегодняшний день в компании работает свыше 50-ти высоко квалицированных инженеров, ИТ-архитекторов и консультантов, владеющих уникальной экспертизой ушедших с рынка западных ИТ- вендоров: IBM, HPE, Dell/EMC, Cisco, Oracle, SAP.
Клиентами «Мобиус Технологии» являются более 100 организаций в России и странах СНГ. Среди них ведущие компании финансового сектора экономики, горно-металлургического комплекса, топливно-энергетического и телекоммуникационного секторов, лидеры рынка розничной торговли и, конечно, государственные организации.
Сайт компании https://mobius-it.ru/
«ФОРС Дистрибуция» — компания, профессионально работающая в сфере информационных технологий; была преобразована в самостоятельное юридическое лицо в 2010 г. из Центра по работе с партнерами компании ФОРС, стоявшей у истоков создания отрасли ИТ в России. До начала 2022 г. ООО «ФОРС-Дистрибуции» была официальным дистрибутором корпорации Oracle и специализировалась на продвижении, поставке и внедрении продуктов Oracle, а также оказанию расширенных услуг. Основными составляющими бизнеса на сегодняшний день являются: базовая и расширенная техническая поддержка программно-аппаратных комплексов Oracle, технологический консалтинг, оказание услуг по тестированию и миграции комплексных решений на импортозамещающие решения в рамках многофункционального инновационного комплекса FORS Solution Center, включая облачные сервисы.
Сайт компании http://www.partner.fors.ru/
Фото: Shutterstock
мероприятий