В РФ устранят барьеры для работы грузовых дронов и беспилотных такси
Беспилотное такси, перевозка грузов дронами, телемедицина — то, что еще вчера казалось фантастикой, уже в ближайшей перспективе станет былью, но для этого нужно дать «зеленый свет» законопроектам, которые направлены на реализацию инновационных инициатив.
Цифровые песочницы
Летом прошлого года начал действовать закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций, который закрепил порядок создания так называемых «цифровых песочниц», названных по аналогии с детской игрой. Они направлены на развитие инноваций на льготных условиях.
Данный режим позволяет государству, производителям технологий и гражданам «поупражняться» на законодательном уровне. Таким образом, вместо требований, которые препятствуют использованию инноваций, правительство РФ имеет право на срок до трех лет для определенных компаний на установленной территории применять иные требования. По итогам работы оценивается эффективность такого режима и, возможно, вносятся изменения в действующие нормативно-правовые акты.
Замминистра экономического развития РФ Владислав Федулов, выступая на круглом столе ТАСС «Инновации в России: внедрение в экономику и законодательное регулирование», отметил, что дальнейшее развитие законодательной базы для экспериментальных правовых режимов не отменяет действующий закон об ЭПР, который позволяет создавать «цифровые песочницы» в тех отраслях, где ограничения для инновационной деятельности прописаны в подзаконных актах правительства или федеральных ведомств.
— Мы не отменяем какие-либо законодательные инициативы и не меняем надзорные функции ведомств. Мы пытаемся найти правильное регулирование как действующих инноваций, так и вновь появляющихся. Все это мы утверждаем в программе экспериментального правового режима с согласованием надзорных ведомств и с утверждением постановления правительства. Мы в любом случае проходим процедуру согласования, — подчеркнул Федулов.
Он сообщил, что Минэкономразвития совместно с бизнесом выявили законодательные барьеры в сферах искусственного интеллекта, медицины, телекоммуникаций, беспилотного транспорта, связи и обработки персональных данных. Экспериментальные правовые режимы вводятся для выработки нового регулирования, его тестирования и, в случае успеха, последующего распространения по всей стране.
Федулов акцентировал, что компании, которые инициируют какие-то проекты в рамках «регуляторных песочниц», должны иметь уже готовый действующий проект. При этом они должны запускаться без участия бюджета, власть лишь помогает снять барьеры.
12 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект о семи экспериментальных проектах, для реализации которых необходим правовой режим «цифровой песочницы». Поправки вносятся в закон «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций».
— Сегодня наша страна находится в тяжелой конкурентной борьбе. Очень важно, чтобы наше законодательство не отставало от инноваций, которые выработали наши ученые и профессионалы. Очень важно, чтобы законодательство было лояльно к таким инновациям и поддерживало их, — заявил заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко.
Дроны для газовиков и «Почты России»
Пока депутаты работают над законодательной базой для ЭПР, регионы уже готовы на практике воплощать амбициозные проекты. Так, еще в 2018 году в Томской области межведомственная рабочая группа коллегии военно-промышленной комиссии утвердила реализацию проекта «Тайга», который предполагает создание в Сибирском регионе опытного района доставки грузов и выполнения других задач с использованием беспилотных авиационных комплексов.
Больше всего в этом проекте заинтересованы нефтяники и сектор госуправления. В частности, томские газовики с помощью беспилотников смогут выявлять врезки в нефтепроводы и отслеживать людей, которые несанкционированно находятся на территории охраняемых зон.
— Мы видим, что рынок серьезный для нас, мирового уровня. По оценке потенциальных партнеров, рынок сервиса составляет в регионе до 500 млн рублей и в перспективе, если будем расширять линейку, он может достигать 1 млрд рублей в год, — сообщил вице-губернатор Томской области Андрей Антонов.
По его словам, областная администрация со своими партнерами, среди которых «Почта России» и нефтегазовые компании, прорабатывают возможность комплексного заказа на доставку беспилотными сервисами, что позволит снизить стоимость услуги. Беспилотную доставку планируют использовать одновременно для нужд граждан и бизнеса.
В мире беспилотных авто не будет ДТП?
В круглом столе также участвовал директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей компании «Яндекс» Артем Фокин. По его словам, «Яндекс» начал разработку беспилотных автомобилей в начале 2017 года, в данный момент компания в авангарде этого движения. В частности, на втором месте по количеству километров, которые смогли проехать беспилотные машины.
Автопарк IT-гиганта на сегодняшний день насчитывает более 170 беспилотников, которые регулярно тестируются на дорогах России, Израиля и США. С момента запуска они произвели около 16 тысяч поездок с пассажирами без человека за рулем. Автомобили готовы к поездкам в любых погодных условиях, будь то снег или дождь, в любое время года.
— На текущем этапе наши интересы как разработчиков и интересы регулятора, который в первую очередь заинтересован в безопасности технологии, совпадают полностью, — подчеркнул Фокин. — Приятно, что Россия старается не отставать от остальных мировых держав. В рамках программы экспериментальных правовых режимов мы рассчитываем на то, что нам будет позволено использовать и внедрять более смелые экспериментальные режимы. Например, полностью беспилотные сервисы, чтобы развивать технологию и подготовить ее к массовому внедрению как в России, так и за рубежом.
Представитель «Яндекса» добавил, что свыше 90% ДТП в мире происходит по причине человеческого фактора. В авариях гибнут более 1 млн человек в год. С массовым внедрением технологии автономного вождения с роботом за рулем, который никогда не отвлекается и следит одновременно за всеми сторонами движения, количество дорожных происшествий может сократиться до минимума.
Доктор в режиме онлайн
О применении законодательных инициатив в сфере телемедицины рассказал директор по цифровой трансформации ГК «Медси» Александр Пилипчук.
Еще в 2018 году были внесены поправки в законодательство, позволившие ввести телемедицину в правовое русло, ужесточились условия для организаций, оказывающих телемедицинскую помощь, были приняты меры, чтобы сделать эту сферу более прозрачной.
Между тем Пилипчук посетовал, что для развития телемедицины следует снять определенные барьеры, которые не позволяют, например, поставить диагноз удаленно. Фактически врач максимум может дать подробную консультацию, но она не позволяет полноценно начать лечение или корректировать лечение, назначенное другим врачом на очном приеме.
— Эта проблема особенно проявилась в период пандемии коронавируса, когда в разы вырос спрос на телемедицинскую помощь. Это был большой вызов и для врачей, и для пациентов. И здесь эти ограничения стали очевидными, — отметил представитель «Медси».
Кроме того, в клиниках, куда приходят пациенты, четко прописано, что доктор должен оказывать квалифицированную помощь, находясь в кабинете, который специально оборудован согласно его специализации. По словам Пилипчука, при оказании медуслуги в удаленном формате это правило не совсем корректно. «Этот барьер мы тоже хотели бы снять, чтобы услуга была как полезна для пациентов, так и экономически эффективна для медклиники», — сказал он.
Артем Реутов
Фото: Unsplash; Pixabay
мероприятий