журнал стратегия

#журнал стратегия

В России появилась Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года

В течение ближайших 6,5 лет в РФ должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Такова главная цель Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

О важности развития беспилотной авиации в последние годы шло много разговоров, но только сейчас Правительство России утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

 

Главные направления стратегии

Стратегия построена на пяти ключевых направлениях. Первое включает стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиасистемы (БАС). Данный этап включает формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования российских систем и комплектующих.

Второе направление подразумевает разработку и серийное производство таких систем. На указанном этапе предлагается создание уже с этого года системы научных центров испытаний и компетенций, а также сертификация и внедрение российских протоколов управления беспилотниками.

Третье направление включает в себя развитие инфраструктуры — аэродромов, вертодромов и дронопортов, а также организацию информационной безопасности с учетом применения сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты.

Четвертое направление — это подготовка кадров для беспилотной авиации, в том числе разработка профессиональных программ обучения в 2024 году и проведение соревнований для повышения престижности соответствующих специальностей. Данной работой займутся Минпросвещения, Минобрнауки, правительство Москвы, АНО «Университет НТИ 2035». Помимо того, ведомствам поручено создать цифровой реестр кадров БАС, включающий данные о вакансиях и кадровом потенциале специалистов в этой сфере. 

Пятое направление — фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем. Этот пункт, в частности, подразумевает разработку и усовершенствование интеграционной программно- аппаратной платформы для отработки программно-аппаратных изделий и технологий беспилотных авиационных систем. К этой работе активно будут привлекаться вузы, научные и производственные предприятия.

План мероприятий по реализации стратегии сформирован с учетом ключевых направлений. Так, в рамках разработки и серийного производства беспилотников уже в нынешнем году будет начата работа по созданию системы научно-производственных центров компетенций и испытаний в сфере беспилотных авиасистем. Ответственными за это направление назначены Минпромторг, правительство Москвы, АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» и ряд других организаций.

Стоит напомнить, что разработать Стратегию развития беспилотной авиации Правительству РФ поручил Владимир Путин в конце прошлого года. Ее реализация позволит запустить предприятия, которые будут заниматься не только финальной сборкой, но и выпуском материалов и комплектующих, подготовкой программных решений. Уже в этом году глава государства неоднократно проводил совещания по развитию этой отрасли, акцентируя, что «за ней будущее».

— Направление использования беспилотных летательных аппаратов — оно просто необозримое, практически нет такой сферы деятельности и сферы экономики, где невозможно было бы применять беспилотные летательные аппараты, — отметил президент РФ.

— В настоящее время параллельно с разработкой Стратегии развития беспилотной авиации по поручению Президента России Правительство завершает формирование Национального проекта развития беспилотных авиационных систем. Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой стратегии, — прокомментировал первый вице-премьер Андрей Белоусов.

 

 

Объем рынка может вырасти до триллиона рублей

Объем рынка беспилотных авиационных систем в России, согласно оптимистичному сценарию, к 2035 году может достичь более 1 млн единиц. А в соответствии с базовым сценарием может составить чуть менее 1 млн БАС. Согласно базовому сценарию, доля БАС российского производства в общем объеме российского рынка беспилотников к 2035 году может составить 80%, а в соответствии с прогрессивным сценарием — 85%. Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14% в год. Ожидается, что наибольший рост объемов производства беспилотных авиационных систем будет достигнут в 2025-2027 годах.

Кроме того, Правительство предлагает разработать систему налоговых льгот для производителей беспилотников. Андрей Белоусов отметил, что предполагается выделять налоговые льготы производителям БПЛА «в рамках использования реестровой модели по аналогии с IT-компаниями».

— Это субсидирование производителям в разных формах стоимости летного часа и стоимости приобретения или лизинга самих беспилотников. Также это субсидирование процентных ставок по кредитам в рамках кластерно-инвестиционной платформы, — объяснил он.

При этом первые беспилотные авиационные системы для гражданских целей начали появляться еще в СССР в 1960 - 1970 годах, но развитие рынка началось только в начале XXI века. Между тем, по итогам минувшего года объем российского рынка беспилотных авиационных систем и услуг с их применением составил около 50 млрд рублей, что менее 1% мирового рынка.

Экспертная оценка объема российского производства беспилотных авиационных систем и их компонентов составляет 16 - 20 млрд рублей в год. Между тем в апреле этого года Владимир Путин на мероприятии в индустриальном парке «Руднево» заявил, что объем отрасли беспилотных летательных аппаратов способен достичь астрономической суммы. 

— Важнейшее направление деятельности страны, очень перспективное. Сейчас мы только с коллегами смотрели, и я видел нарисованную цифру, на ближайшее время объем — 500 млрд, но со мной тут же согласились, что это очень консервативная оценка. Скорее всего, если мы все вместе, и государство тоже, будем работать активно, то это будет 1 трлн рублей, вот такой будет объем, — заявил глава государства.

По оценкам на 2023 год, объем российского рынка беспилотных авиационных систем, в том числе используемых для оказания услуг, составит более 50 млрд рублей. С 2018 по 2022 год рост отечественного рынка в среднегодовом выражении увеличился на 27%, опережая среднемировые темпы, что связано с эффектом низкой базы.

Наибольший рост рынка беспилотных авиационных систем на уровне 150% в год зафиксирован в 2019 году, что связано с упрощением порядка использования воздушного пространства для беспилотных воздушных судов по правилам визуальных полетов на высоте до 150 м.

Стоит добавить, что сейчас правительство упростило порядок организации полетов беспилотников. Теперь разрешается запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 м от земли или водоема в светлое время суток. При этом беспилотник должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных зон. Эти зоны определит Минтранс России по представлению региональных и местных властей.

Для организации таких полетов беспилотниками весом до 30 кг эксплуатантам не потребуется подавать план перемещения авиационным властям. Новыми правилами также упрощается порядок применения беспилотных летательных аппаратов в сельском хозяйстве при выполнении авиахимических работ при борьбе с вредителями.

Усредненная структура выручки на российском рынке БАС на 75% формируется за счет реализации услуг с применением беспилотных авиационных систем и на 25% — за счет реализации беспилотников и их компонентов, включая программное обеспечение.

Экспорт БАС в 2018 — 2022 годах составил до 600 млн рублей и осуществлялся в Судан (62%), Венесуэлу (12%), Узбекистан (9%) и другие страны. Услуги с применением беспилотников используются в различных отраслях экономики России: геологоразведка и добыча полезных ископаемых, строительство, сельское и лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и сфера развлечений.

 

Управлять дроном научат в школе

Кадровому вопросу в Стратегии уделено особое внимание. В документе прямо сказано, что темпы внедрения технологий беспилотной авиации опережают возможности системы образования по подготовке кадров в этой области. Создаются зоны «разрыва компетенций» (ситуации, когда квалификация персонала не соответствует изменившимся условиям и требует повышения), устранение которых критически важно для кадрового сопровождения применения беспилотных авиационных систем.

Необходимо выстроить систему непрерывного образования специалистов и систему подтверждения квалификации для сферы беспилотных авиационных систем. Начинать введение граждан в сферу БАС возможно уже с младшего возраста в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.

Сейчас в детских и мобильных технопарках «Кванториум» реализуются дополнительные общеразвивающие программы по направлениям «беспилотные авиационные системы (проектирование, сборка, программирование и др.)», «геоинформационные системы и технологии» и другие смежные по тематике направления, по которым занимаются не менее 100 тыс. детей от 7 до 17 лет, более 600 тыс. детей охвачены профильными мероприятиями, в их числе техно-марафоны, фестивали, чемпионаты и соревнования.

В рамках общеразвивающих программ идет изучение устройства беспилотной авиационной системы, моделирование и конструирование беспилотной авиационной системы, разработка полезной нагрузки, программирование беспилотной авиационной системы, а также анализ основ картографии и сбора данных на местности, основ дистанционного зондирования земли, применения беспилотной авиационной системы для съемки территорий и др.

Владимир Путин также ранее заявлял, что курсы по управлению беспилотниками нужно внедрять в образовательные программы, в том числе в школах. Речь идет о необходимости обладать соответствующими навыками агрономам, строителям, энергетикам и транспортникам.

— И, конечно, полностью поддерживаю прозвучавшие со стороны наших компаний предложения, чтобы уже со школы ребята могли учиться управлять, собирать, конструировать дроны. Уверен, это, во-первых, ребят займет полезным и интересным делом, отвлечет от того, чем не надо было бы заниматься; во-вторых, эта так называемая ранняя профориентация пойдет на пользу в конечном итоге и стране, — подчеркнул Владимир Путин.

А пока средний возраст сотрудников в отрасли беспилотной авиации составляет 40 - 50 лет. Доля молодых специалистов в общей численности не превышает 10%, а, по экспертным оценкам, спрос на кадры в отрасли может достичь одного миллиона специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем к 2030 году.

Из них 60% — операторы БАС, руководители проектных команд, специалисты прикладных научно-производственных и технических направлений (в том числе в области строительства, геодезии и др.), специалисты по эксплуатации и обслуживанию беспилотных авиационных систем, а также внешние пилоты. Более 30% кадров приходится на разработчиков, технологов и профильных программистов. Самыми востребованными являются специалисты инженерно-технического профиля.

Артем Реутов

Фото: "Геоскан"; Kremlin.ru; Росрыболовство; МЧС

анонсы
мероприятий
инновации

Основные сценарии применения ИИ в разработке

 

#, , ,
инновации

В Москве пройдет научно-технологический форум «Робототехника, интеллект машин и механизмов»

7 февраля 2025 года

#, , ,