В США ученые разработали компьютер из ткани человеческого мозга, который превосходно распознает голос
Исследователи Индианского Университета в Блумингтоне создали «биокомпьютер», который умеет распознавать голос.
Специалисты вырастили пучки специализированных стволовых клеток, которые превратились в нейроны в составе органоида размером менее нанометра. Он был подключен с помощью набора электродов к печатной плате, которая с помощью алгоритмов машинного обучения расшифровывала ответы органоида. Уникальное устройство получило название Brainoware.
Данный прибор смог различать голоса восьми участников эксперимента, основываясь на том, как они произносят гласные. Система достигла точности 78%. Кроме того, прибор смог успешно предсказать поведение карты Энона — одной из динамических систем в математике, демонстрирующей хаотическое поведение. Органоид сделал это с большей точностью, чем искусственная нейросеть.
Важным преимуществом биокомпьютеров является их энергоэффективность. Сейчас искусственные нейронные сети потребляют несколько миллионов ватт энергии в день. Между тем, человеческому мозгу для работы в день требуется всего около 20 ватт.
Ученые считают, что их изобретение является прорывом на стыке информатики и нейронаук и способно изменить наш подход к искусственному интеллекту. Brainoware предлагает новую призму для разработки процессоров нового типа, одновременно поднимая важные этические и технические вопросы. Также прибор даст возможность исследовать неврологические расстройства как никогда раньше, сообщает журнал Nature Electronics.
Между тем в этом году россияне намного чаще стали интересоваться нейросетями: мобильный трафик сервисов по работе с ИИ увеличился втрое, их аудитория увеличилась в 3,5 раза. Таковы результаты исследовании Yota. Специалисы изучили сервисы, с помощью которых можно создавать иллюстрации, текст или музыку. Самыми популярными оказались «Шедеврум», Kandinsky и Mubert. Больше всего нейросетями пользовались россияне 36 — 45 лет (32% аудитории), 26 — 35 лет (31%) и 46 — 55 лет (18%). Среди аудитории от 14 до 21 года нейросети также набирают популярность. Они тратят на подобные сервисы больше всего трафика в среднем на абонента. В среднем пользователи тратят 59 минут на работу с ИИ-сайтами.
Фото: Kandinsky
мероприятий