Возобновляемое будущее
В феврале этого года журнал National Geographic Russia представил статистику, согласно которой за 2017 год в Европе впервые «зеленые» источники энергии произвели больше электричества, чем угольные электростанции. В этот же период Carbon Disclosure Project — организация, раскрывающая данные по выбросам парниковых газов, — опубликовала список 43 городов мира, на 100% использующих энергию из восстанавливаемых источников. Российских городов среди них нет.
Альтернативным путем
По информации Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), две трети глобальных выбросов парниковых газов приходится сегодня на производство энергии. Это губительное влияние традиционной энергетики на экологию сделало необходимым поиск альтернативных путей. Наиболее действенными из них признаны «чистые» способы получения энергии, способствующие снижению глобального углеродного следа.
Ключевое свойство альтернативных источников энергии, к которым относят в том числе гелио-, ветро-, гидроэнергетику, энергию приливов, отливов, волн, геотермальную энергию и энергию биомассы, — их неистощаемость. В то время как традиционные источники, в первую очередь нефть, по меркам человеческой жизни не восстанавливаемы. Еще одно неоспоримое преимущество ВИЭ — энергетическая независимость, которую они способны обеспечить странам — импортерам углеводородов.
Стремительное увеличение доли возобновляемых источников энергии в общемировом энергетическом балансе началось после 2000-х годов. Пик их роста, как указывает Статистический Ежегодник мировой энергетики 2017 года, пришелся на 2006–2014 годы.
Примечательно, что темпы развития возобновляемой энергетики оказались гораздо выше прогнозных. К 2016 году уже 173 государства поставили кратко- и долгосрочные цели по развитию ВИЭ. «Еще 15 лет назад невозможно было предположить столь быстрый рост мощностей на возобновляемых источниках энергии и то, что объем ежегодных инвестиций в альтернативную энергетику превысит инвестиции в генерацию на традиционных источниках», — отметил министр энергетики Александр Новак.
300 дней в 2017 году Коста-Рика прожила только на «зеленых» источниках энергии |
По данным Международного энергетического агентства (IEA) на 2017 год, ВИЭ обеспечивают 16% предложения первичной энергии и производят 24% мирового электричества. Как сообщает международная организация по вопросам экологически чистой энергетики REN21, в 2015 году установлен рекорд по мировому приросту энергогенерации на основе возобновляемых источников энергии: 147 гигаватт.
Обнадеживают примеры отдельных стран: по данным GreenEvolution, год экологии для Коста-Рики ознаменовался рекордными 300 днями, прожитыми только на «зеленых» источниках энергии. Стране исключительно повезло с климатом и возобновляемыми ресурсами, потребности в электричестве покрываются за счет гидроэлектростанций, геотермальной энергии и энергии ветра. Исландия — единственная в мире промышленно развитая страна, которая не использует для получения энергии газ, нефть или уголь, лишь гидроэнергетику и геотермальные станции.
Кроме того, 2015 год стал рекордным и по инвестированию в эту сферу: 286 млрд долларов — общие капиталовложения в «чистую» энергетику, отмечено в докладе «Глобальные тенденции в инвестициях в возобновляемые источники энергии», подготовленном Программой ООН по окружающей среде. Bloomberg New Energy Finance (BNEF) публикует еще более внушительные цифры: 360 млрд долларов. Следующие два года инвестиции падали: 325 млрд в 2016 году, 333 млрд в 2017-м. Тем не менее число новых введенных мощностей альтернативной энергетики росло. Эксперты Международного агентства по возобновляемым источникам энергии связывают эти противоречия с удешевлением альтернативной энергетики. Пока себестоимость возобновляемых источников выше традиционных, в связи с этим ключевую роль в развитии ВИЭ играет именно поддержка правительств. «ВИЭ — это по большей части инвестиции и государственная поддержка. Очень скоро, возможно к 2027 году, они будут по себестоимости как традиционная энергетика», — считает Олег Баркин, заместитель председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка».
2015-й для восстанавливаемых источников энергии не только стал годом рекордов, но и обеспечил основной стимул их развития. Парижское соглашение по изменению климата, одно из главных условий которого — замораживание угольных проектов, предусматривает развивающимся государствам для внедрения возобновляемой энергетики помощь в размере 100 млрд долларов ежегодно до 2020 года. «По прогнозам, к 2100 году среднемировая температура поднимется на три градуса, цель Парижского соглашения — совместными усилиями не допустить повышения более чем на два градуса. Показательно, что даже члены ОПЕК и ОПЕК+ активно участвуют в Парижском соглашении, несмотря на то, что они нефтяные страны», — заявил Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика» WWF, на конференции «Коммерсантъ» «Энергия 2.0». Уже многие финансовые институты заявили о готовности отказаться от инвестирования в проекты угледобывающей сферы. А банковский гигант JPMorgan Chase обязался к 2025 году выделить 200 млрд долларов на финансирование экологически чистой энергетики.
2 млн человек задействовано в сфере возобновляемой энергетики в Германии |
В эту гонку включились и глобальные корпорации. Поисковый гигант Google инвестировал в возобновляемую энергетику 3,5 млрд долларов, уже сегодня на основе ВИЭ работают все дата-центры корпорации, Google планирует окончательно отказаться от традиционных источников энергии. Apple — одна из самых «зеленых» IT-компаний мира по версии Greenpeace — также планирует полностью перейти на возобновляемую энергетику. Даже нефтегазовые компании активно поддерживают сектор альтернативной энергетики. «Французская Engie активно вкладывает в солнечную, ветряную, биоэнергетику. Национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Arabia в ближайшем будущем станет оператором по развитию альтернативной энергетики в стране. Total считает поддержку возобновляемой энергетики стратегическим направлением своей деятельности», — сообщил Георгий Ермоленко, заведующий Центром развития ВИЭ Института энергетики НИУ ВШЭ, на конференции «Энергия 2.0».
Переориентация глобальных корпораций на возобновляемую энергетику вполне объяснима. По данным независимой организации Carbon Disclosure Project, всего лишь 100 крупных мировых компаний, в числе которых ExxonMobil, Shell, BP, Chevron, ответственны за 70% выбросов парниковых газов в период с 1988 по 2015 год.
Противоречивый Китай
Мировой лидер по количеству инвестиций в ВИЭ — Китай, в 2008 году отобравший у США пальму первенства по выбросам парниковых газов.
Существуют достаточно противоречивые данные по суммам вложений Поднебесной в возобновляемую энергетику. К примеру, в отчете Institute for Energy Economics and Financial Analysis утверждается, что в 2017 году Китай направил на проекты производства «чистой» энергии 44 млрд долларов. А согласно данным Bloomberg New Energy Finance, страна обеспечила в прошлом году 40% мировых инвестиций в возобновляемую энергетику, то есть 133 млрд долларов. В планах Государственного управления по делам энергетики КНР инвестировать в эту сферу 361 млрд долларов до 2020 года.
По информации Международного энергетического агентства, только в 2016 году Китай ввел 12,5 гигаватта новых гидроэлектростанций, 19 гигаватт наземной ветряной генерации, которую планирует увеличить до 250 гигаватт к 2020 году. А мощность всех солнечных электростанций в стране, как сообщает Bloomberg New Energy Finance, в 2016 году составила 77,42 гигаватта. Тем не менее солнечные электростанции, по данным портала GreenEvolution, покрывают лишь 1% потребностей страны в электричестве. Помимо ветряной, солнечной энергетики и ГЭС, Китай активно развивает и АЭС, а также массово сокращает количество угольных станций. В конце 2015 года КНР отказалась от разработки новых угольных месторождений, в 2017-м Госкомитет Китая по делам развития и реформ приостановил работу новых угольных теплоэлектростанций мощностью 150 гигаватт.
Ставка страны на «чистую» энергетику обусловлена борьбой с загрязнением окружающей среды. Когда-то выбранный Китаем курс на развитие самой «грязной» угольной промышленности спровоцировал неблагоприятную экологическую обстановку в стране. В Пекине уже неоднократно объявляли красный уровень опасности, когда загрязнение воздуха в разы превышало допустимые показатели. «Китайцы ищут решение экологических проблем, понимая, что только так смогут сохранить свои темпы, а продолжать производство «Китай как завод мира» — это тупик», — уверен председатель Совета директоров Российского технологического фонда Доминик Фаш.
Помимо улучшения экологической обстановки, рост возобновляемой энергетики решает вопросы занятости населения. Как информирует Национальное энергетическое управление Китая, развитие ВИЭ в энергетическом секторе позволит дополнительно создать в стране 13 млн рабочих мест.
Принимая во внимание тот ущерб, который наносит экологии китайская промышленность, планы правительства по внедрению возобновляемой энергетики необходимы не только в масштабах страны. В оптимистичных прогнозах Bloomberg New Energy Finance, Китай сможет в ближайшие десять лет на 20% сократить объем энергии, вырабатываемой угольной генерацией.
Но пока прогнозы остаются прогнозами, а действительность такова, что Китай по-прежнему мировой лидер по потреблению и добыче угля. Как отмечено в Статистическом обзоре мировой энергетики компании BP, в 2014 году на долю Поднебесной пришлось 47% общемировой добычи угля. К тому же страна остается крупнейшим импортером сырья: по данным Thomson Reuters, только Россия поставила в Китай в 2016 году почти 19 млн тонн угля.
Развитие вопреки
В США, на которых лежит не многим меньший груз ответственности за выбросы парниковых газов, развитие возобновляемой энергетики происходит скорее вопреки. Отмена действующим президентом плана «Чистая энергия», принятого Бараком Обамой, поставила под угрозу поддержку возобновляемых источников энергии. А выход страны из Парижского соглашения еще больше насторожил и разочаровал правительства многих стран. Бывший президент даже назвал этот шаг «отказом от будущего». Кроме того, в Штатах вводятся ограничения и по отдельным секторам возобновляемой энергетики. «Дональд Трамп ввел налог в 30% на ввоз в страну солнечных панелей, в секторе ожидается падение спроса минимум на 11%», — заявил Алексей Хохлов, руководитель направления «Электроэнергетика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», на конференции «Коммерсантъ» «Энергия 2.0».
1% всей электроэнергии России вырабатывается за счет возобновляемых источников |
Тем не менее, несмотря на все тенденции, Штаты остаются вторыми после Китая по уровню инвестиций в возобновляемую энергетику, и доля ВИЭ в энергетическом секторе страны растет. По данным Управления энергетической информации — подразделения Минэнерго США, за первый квартал 2017 года совокупная доля всех ВИЭ в объеме сгенерированного электричества в стране составила 19%. Солнце и ветер сгенерировали почти 7% всей электроэнергии США.
Согласно отчету статистического агентства EIA, в прошлом году в США возобновляемая энергия впервые обогнала атомную. По данным на апрель 2017 года лидер в выработке электричества — природный газ, затем уголь, на третьем месте — энергия солнца, ветра, воды, земли и биомассы.
По информации портала GreenEvolution, в 2017 году Калифорния побила рекорд по использованию возобновляемых источников энергии — почти 63% от общего энергопотребления, или 80% с учетом гидроэлектростанций. Именно в Калифорнии находится крупнейшая в мире геотермальная установка на гейзерах мощностью 750 мегаватт. Таким образом, рост «зеленой» энергетики в США превосходит все прогнозные ожидания на десятилетия вперед.
Энергетическая независимость
Все перспективы стать мировым лидером по развитию возобновляемой энергетики, по версии Business Insider, есть и у Индии. Страна планирует к 2030 году за счет ВИЭ покрыть 40% потребностей страны в энергии. А на фоне снижения тарифов в этой сфере министр угольной промышленности и энергетики Индии Пиюш Гойал представил еще более оптимистичный прогноз: 60–65% установленной мощности электроэнергетики страны будет приходиться на «зеленую» энергетику.
Согласно докладу «Перспективы новой энергетики 2017» BNEF к 2040 году Индия станет второй страной мира после Китая по доле инвестиций в возобновляемую энергетику. А в исследованиях делийского Института энергии и ресурсов (TERI) отмечено, что страна может полностью отказаться от использования угля к 2050 году.
В ноябре 2017 года в Индии завершилось строительство крупнейшей солнечной электростанции, которая обеспечит электричеством 150 000 семей. В применении ветроэнергетики страна уже сегодня один из лидеров: 5-е место в мире после Китая, США, Германии и Испании по мощности установленных ветрогенераторов.
Здесь даже создано Министерство новых и возобновляемых источников энергии, которое ответственно за реализацию программ развития ВИЭ. Основную цель, которую преследует Индия при внедрении возобновляемой энергетики, — достижение энергетической независимости, так как сегодня она сильно зависит от импорта нефти. Индия остается шестой страной в мире по энергопотреблению, при этом миллионы ее граждан не имеют доступа к энергосетям.
«Чистая» энергия Европы
Самые ответственные в исполнении Парижского соглашения — страны Евросоюза, в планах которых сокращение выбросов парниковых газов на 40%. По данным статистической службы Европейского союза Eurostat, уже к 2015 году 11 стран ЕС достигли целей внедрения возобновляемых источников энергии, намеченных на 2020 год. Только в Швеции почти 54% всей энергии было произведено на основе биоэнергетики, ветроэнергетики, ГЭС. Также успешно реализуют политику перехода на альтернативную энергетику Финляндия с долей восстанавливаемых источников в энергетическом балансе 39%, Латвия — 37%, Австрия — 33%, Дания — 31%.
Экономический лидер Евросоюза — Германия — опережает другие страны и по уровню инвестиций в «чистые» источники энергии. «За последние пять лет в Германии больше всего из возобновляемой энергетики инвестировано в ветроэнергетику, затем в солнечную. Это дополнительно создало большое количество рабочих мест. В ФРГ в сфере возобновляемой энергетики задействовано 2 млн человек. Следующие пять лет инвестирование в ВИЭ должно удвоиться. Темпы роста рынка выше прогнозных», — сообщила Эллен фон Цитцевитц, советник по энергетике, окружающей среде и климату Посольства ФРГ в РФ, на Международном форуме «Экология».
Более трети всей энергии Германии в 2017 году производилось из энергии солнца, ветра, биомассы, на гидроэлектростанциях. А 2018 год начался для страны весьма символично: на протяжении нескольких часов возобновляемые источники энергии обеспечивали 95% потребностей страны в электричестве. При этом стремительный рост неистощаемой энергетики во многом обусловлен снижением доли атомной энергетики в стране. «Сегодня в Германии объем ВИЭ — 37%, но произошло это в основном за счет сокращения атомной энергетики, а, к сожалению, не за счет уменьшения потребления нефти, газа, угля. Поэтому снижение доли угольной промышленности остается актуальным вызовом для Германии», — отметила Эллен фон Цитцевитц.
Разумный баланс
В России действия, направленные на развитие возобновляемых источников энергии, скорее дань общемировым тенденциям, нежели острая необходимость. Государственная поддержка сектора достаточно слабая, в основном она направлена на локализацию сферы. «Основная цель поддержки альтернативной энергетики в России — локализация производства и расширение технологических возможностей. Возобновляемая энергетика приобретает особое значение с развитием северных территорий и Дальнего Востока, важным стало использование альтернативной энергетики в Крыму», — сообщил заместитель министра энергетики Алексей Текслер в интервью ТАСС.
При этом можно выделить вклад отдельных компаний и институтов развития. «В 2018–2021 годах Внешэкономбанк планирует вложить 242 млрд рублей в проекты возобновляемой энергетики. В ближайшей перспективе ВЭБ приступит к реализации проектов по строительству солнечных электростанций мощностью 375 мегаватт на территориях с высокой инсоляцией — в Астраханской, Волгоградской, Самарской, Саратовской областях, Ставропольском крае и Республике Калмыкия. Общая стоимость этих проектов оценивается в 50 млрд рублей», — поделилась данными Лариса Овчинникова, управляющий директор Департамента институционального развития ГК Внешэкономбанк.
Тем не менее доля возобновляемых источников в энергобалансе страны крайне мала: по информации Минэнерго России, 1% всей электроэнергии страны вырабатывается за счет ВИЭ. В планах к 2035 году повысить этот показатель лишь до 3%.
«Сектор ВИЭ в России сейчас в зачаточном состоянии, меры его поддержки тоже. И прогнозов бурного развития я не вижу: в обозримой перспективе Россия не будет испытывать дефицита традиционных источников энергии. А ВИЭ еще долго будут на подхвате, нишевым продуктом. Но мы должны учитывать мировые тренды, иначе потеряем конкурентоспособность», — считает Валерий Селезнев, первый заместитель председателя Комитета ГД по энергетике.
В целом эксперты сходятся в том, что сегодня у России слишком мало стимулов для внедрения возобновляемой энергетики. «У нас дешевый газ, профицит генерирующих мощностей. К сожалению, не верится, что в ближайшей перспективе мы увидим успехи в развитии ВИЭ», — заявил Алексей Хохлов, руководитель направления «Электроэнергетика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково».
Скоро будет невозможно игнорировать тот факт, что возобновляемая энергетика — один из вызовов для российской экономики. Очевидно, нарастающая доля безуглеродной энергетики в мире приводит к меньшему потреблению традиционных ресурсов, от которых наша страна по-прежнему сильно зависит. «После переизбрания канцлер Ангела Меркель подписала соглашение о достижении доли возобновляемых источников в энергобалансе страны до 65%. Соответственно, потребление газа в стране сократится в полтора раза, в том числе снизится экспорт российского газа. Мы должны учитывать это», — отметил Алексей Жихарев, директор по электроэнергетике VYGON Consulting.
«Пора избавляться от мифов, что наши углеводороды всегда будут нужны миру. К 2050 году картина на мировом энергетическом рынке будет совершенно иная: страны, делающие упор на альтернативную энергетику, в два раза повысят свой экономический уровень. Мы же, развивая лишь углеводороды, рискуем к этому периоду прийти к стагнации, наша экономика при таком сценарии будет составлять лишь 1% от общемировой. Кто будет с нами считаться?» — высказал опасения Игорь Башмаков, генеральный директор «Центра энергоэффективности — XXI век», на Международном форуме «Экология».
Глава Министерства энергетики РФ сообщил, что в российских реалиях и на фоне общемировых тенденций в энергетической сфере самое главное — найти баланс. «Мы находимся на пороге фундаментального преобразования мировой энергетики. Если мы хотим надежно обеспечить мир энергией, нам придется найти разумный баланс между традиционной и новой энергетикой», — уверен министр энергетики Александр Новак.