«Яндекс» открыл в Москве центр робототехники
«Яндекс», подтверждая статус ведущей технологической компании страны, запустил центр по созданию складских роботов «Яндекс Маркета». Делать тайны из своего проекта компания не стала, а провела открытую презентацию для всех любителей робототехники.
Робот с первого раза не делается
В конце мая 2023 года отечественный IT-гигант официально открыл центр по созданию складских роботов «Маркета». В ходе презентации любителям и участникам рынка робототехники представители «Яндекса» подробно рассказали, как в центре собирают и тестируют прототипы, чтобы затем внедрять их в работу складов.
Команда робототехники начала работать в центре весной этого года, сейчас специалисты обкатывают обновленную версию робота-инвентаризатора Spectro. Изделия, тестируемые на этой площадке, помогут «Яндекс Маркету» сократить расходы на хранение товаров, повысят эффективность логистики, а также избавят сотрудников от монотонных задач.
Руководитель робототехнического направления «Яндекс Маркета» Иван Калинов сообщил, что специалисты центра будут осуществлять сборку и производство роботов, компонентов к ним, а также обкатку основных рабочих сценариев. Также они будут тестировать разные технологии и гипотезы, связанные с развитием новых продуктов компании. В центре есть отдельное пространство площадью около 1 тыс. кв. м с тестовым полигоном. Есть зоны, оборудованные для сборки и настройки роботов.
— Зачем нам своя робототехника, почему просто не купить готовые решения? Все говорят, что хотят повысить общую эффективность, эффективность хранения, чтобы все ездило автономно, все вроде об этом всегда говорят, все что-то пытаются сделать... Однако именно свои решения дают некую гибкость: когда вы делаете сами для своего бизнеса, вы можете лучше ориентировать под него инновации, — пояснил Калинов.
И надо признать, что свои готовые решения у «Яндекса» есть. В июле прошлого года компания объявила, что разработала два прототипа складских роботов: инвентаризатор Spectro и транспортировщик Motus. Команда Market Robotics сама полностью спроектировала и собрала их. Роботы используют ПО от самого «Яндекса» и работают на крупнейшем логистическом объекте маркетплейса в подмосковном Софьине.
Задача одного из них — инвентаризировать товары, которые хранятся в логистическом комплексе «Маркета», а другого — перемещать товары в дарксторе «Лавки». Миссия роботов в том, чтобы ускорить складские процессы и освободить людей от монотонных дел, чтобы они могли заняться более сложными и интересными задачами.
Робот-инвентаризатор сканирует QR-коды на упаковках с крупногабаритными товарами — например, с бытовой техникой или сухим кормом для животных — и заносит данные в систему складского учета. Робот-кладовщик «Лавки» берет с полок нужное количество товаров и везет их сборщику заказа. Это ли не волшебство!
Специалисты сделали робота-кладовщика компактным, маневренным и устойчивым к низкой температуре, которая поддерживается на складах с продуктами. Он способен действовать и в маленьких, и в больших помещениях, может передвигаться по маршрутам разной сложности. Например, он способен ездить по кругу и менять траекторию движения без поворота. В высокой подвижности заключается преимущество этого прототипа перед другими логистическими роботами, которые обычно рассчитаны на работу только в просторных помещениях и перемещаются по геометрически простым маршрутам.
— Motus работает 7 дней в неделю без выходных, с раннего утра и до глубокой ночи, то есть около 18 часов подряд только из-за того, что аккумулятору надо тоже заряжаться, а роботу немножко отдыхать. У нас в планах собрать ему робота-помощника. Он будет работать, пока другой робот восполняет энергию, но так как они трудятся по 18 часов из 24-х, то это даст еще возможность в какие-то пиковые моменты увеличить загрузку в два раза, выпустив одновременно две машины, — объяснил представитель компании.
Свои разработки «Яндекс» пока особо не афиширует. Это связано с тем, что инженеры компании продолжают совершенствовать роботов.
— Робот у нас никогда не делался с первого раза, весь мой опыт говорит о том, что ни один проект не запускается без багов, всегда нужны какие-то улучшения, до которых ты еще должен дорасти. Та сотня роботов, которая нужна, не сделается с первого раза, тем более если вы одного робота делаете не с первого раза, — подчеркнул Калинов.
Он добавил, что при запуске любого продукта ошибок не избежать.
— Совершать ошибки правильно — это когда вы извлекаете оттуда опыт, чему-то учитесь. Первое, что необходимо, — катать роботов как можно больше, от этого никак не избавиться. Можете вести любую метрику — километры наката, время в продакшне, количество собранных заказов — от этого ничего принципиально не изменится. Самое главное, чтобы вы катали каждый день, нанимали больше тестировщиков и операторов. Вот эти километры наката и принесут вам то количество ошибок, которое позволит вам эволюционно расти, — пояснил глава робототехнического направления.
Кроме того, необходимо правильно построить релизный процесс и тесты, а также проводить грамотную аналитику, чтобы разобраться, что сломалось и почему. «Каждый резистор проверять не надо. Для начала хватит критических узлов, а дальше поймете, что к чему», — сказал Калинов.
«Яндекс» — это не только программисты. Как рождался Spektro?
«Яндекс» на протяжении многих лет развивает свой бизнес в самых различных сферах, но побороть стереотип, что это только поисковик и IT, так и не смог. Руководитель группы проектирования складских роботов Александр Петровский в своем выступлении посетовал, что люди до сих пор удивляются, что в команде «Яндекса» есть не только айтишники, но и инженеры, которые разрабатывают различные механические конструкции.
— Многие думают, что мы роботов заказываем где-то на аутсорсе или покупаем и просто пишем для них софт, но это не так. Мы делаем свое решение, которое подходит для складов и, естественно, разрабатываем все в общем-то с нуля: и механику, и электронику, и ПО. В итоге получаются классные роботы, — сказал Петровский.
Чтобы собрать робота нужны инженеры-конструкторы, которые в 3D все отрисуют, направят заказ на производство, затем проконтролируют выпуск всех деталей, поучаствуют в сборке, чтобы проверить, что все конструкции действительно работают и компонуются без всяких проблем.
Нужны еще инженеры-электронщики, которые разрабатывают схему робота, проектируют платы и программируют микроконтроллеры. Далее уже подключаются программисты, которые отвечают за локализацию, навигацию, избегание препятствий и распознавание товаров на стеллажах.
В январе 2022 года была создана лаборатория в составе семи разработчиков, которые за пять месяцев сделали прототип робота. Изначально инженеры думали создать его в форме дрона, но потом пришли к выводу, что для работы на складе больше подойдет мобильный робот со складной 12-метровой мачтой. По словам Петровского, были опасения: а не сломается ли мачта?
Через месяц инженеры уже подготовили первые модели мобильной платформы. С самого начала разработчики были нацелены на модульное решение. Первого робота собирали в мастерской отдела «Яндекс Беспилотники», а в апреле прошлого года уже начались первые тесты. В конце мая тестирование стартовало на складе.
— В июне 2022 года мы сделали первую мобильную платформу вместе с камерами, и вот робот уже 11 месяцев у нас катается по складу, — поделился разработчик. — Несмотря на то, что это прототип, он работает практически как промышленное решение. Однако пришлось исправлять разные баги. Первого робота сложно обслуживать: чтобы поменять какие-то камеры на мачте, нужно либо снять ее с платформы, что не очень просто, либо взять ножничный подъемник, забраться на него и что-то сделать, но этот подъемник тоже на складе всем нужен, его просто так по щелчку пальцев не получишь. В первом роботе было довольно много временных затрат, так как команда у нас была маленькая. Первый робот — это прототип, с которым ты всегда экспериментируешь.
Весь год, что робот трудится на складе, разработчики постоянно меняют в нем различные блоки и датчики, и смотрят, как он начинает себя вести.
— Прототип очень сложно запустить в серию, — говорит Александр Петровский. — Нужно в первую очередь обеспечить его ремонтопригодность, надежность, легкость замены деталей.
Все эти моменты инженеры «Яндекса» учли при создании новой версии робота. Были доработаны конструкция мачты, механизм подъема и расположение камер. В частности, механизм подъема мачты включал в себя два двигателя, из-за чего при длительной эксплуатации появлялась проблема с рассинхронизацией. Тогда инженеры приняли конструкторское решение установить один двигатель. Также разработчики поменяли расположение камер на роботе, чтобы улучшить его навигацию. В итоге робот стал более надежным и привлекательным.
Внутренний мир есть не только у человека, но и у машины. Про системы сканирования робота Spectro подробно рассказал руководитель группы разработки компьютерного зрения Валерий Ильин. С этой задачей Spectro справляется намного лучше людей.
Высота робота вместе с мачтой — 12 метров. Когда он движется по аллеям склада, то сканирует метки на стеллажах слева и справа от себя, причем одновременно на всех ярусах, от нижнего до верхнего. Зону, на инвентаризацию которой несколько человек тратили четыре недели, Spectro обрабатывает за два часа, и делает это без ошибок. Это феноменальный результат!
По данным исследовательского агентства Next Move Strategy Consulting, мировой объем рынка складской роботизации в 2021 году составил $6,21 млрд и при среднегодовом темпе роста 9,5% к 2030 году достигнет $14,73 млрд. Эксперты Mordor Intelligence ожидают, что рынок вырастет до $23,09 млрд уже в 2027 году, увеличиваясь в среднем на 15% ежегодно.
В финале мероприятия Иван Калинов заявил, что в планах на ближайшие десятилетия — полностью автоматизировать складской блок, чтобы оставить людей на минимальном количестве операций, в которые они вмешиваются на 10% площади склада.
Можно быть уверенными, что с такой сильной командой у «Яндекса» все получится! Пожелаем удачи и ждем, когда роботизация положительно скажется на ценообразовании товаров в «Маркете» и «Лавке».
Артем Реутов
Фото: «Яндекс»
мероприятий