Захар Кондрашов: «Технологический суверенитет страны — приоритет для «НИИМА «Прогресс»
АО «НИИМА «Прогресс» — ведущий дизайн-центр Российской Федерации по разработке специализированной микроэлектронной элементной базы, участник и головной исполнитель по ряду государственных программ, межотраслевой центр проектирования СБИС типа «система на кристалле», разработчик и производитель ГЛОНАСС/GPS навигационных приемников, микроэлектронной аппаратуры. Об успешных проектах и перспективных разработках нам рассказал генеральный директор предприятия Захар Кондрашов.
— Какие типы электронной компонентной базы (ЭКБ) вы готовы предложить отечественным потребителям?
— Сейчас мы реализуем ряд комплексных проектов, направленных на создание линейки телематических устройств. Это модемы связи стандарта GSM, LTE, Bluetooth, Wi-Fi. Любые современные устройства должны общаться между собой, используя беспроводную связь. Эту задачу решают наши продукты.
— Где вашу продукцию могут увидеть в повседневной жизни простые россияне?
— Мы нацелены на рынок, связанный с использованием системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Это устройства вызова экстренных спасательных служб. Мы готовы на новых образцах микроэлектроники продемонстрировать заделы для дальнейшего развития этой системы. Она помогает спасать жизни, и мы рады, что можем участвовать в этом. Сегодня практически в каждом новом автомобиле в России вы найдете наши микросхемы для «ЭРА-ГЛОНАСС».
— Это сотни тысяч авто по всей стране? Такой масштаб?
— В общем, да. Некоторые позиции выпускаются в таком объеме.
— Какие меры господдержки нужны производителям ЭКБ?
— Механизмов достаточно, но если говорить объективно, наверное, нужно более четко и слаженно исполнять то, что уже принято. Например, по 719-му постановлению по ряду номенклатуры есть требование к увеличению доли отечественного ЭКБ. К сожалению, крупные производители не следуют этому правилу. Да, возникают вопросы, что есть некие стоимостные разницы. Но все-таки ранее был запущен механизм, когда возмещались выпадающие доходы. По некоторой номенклатуре именно миллионных тиражей, когда мы понимаем, что мы можем «встать на плату», возможно, имеет смысл восстановить опять действие данного постановления в части поддержки конкретных производителей.
— Насколько для вас важно присутствие в реестре электронной продукции российского производства?
— Принципиально важно, что наши продукты внесены в реестр в соответствии с 878-м постановлением. Минпромторг создал данный реестр и все больше и больше потребителей, ориентируясь на него, могут закладывать наши изделия в свою технику. Это как верификация на самом высоком уровне.
— Если вы вошли в госреестр, значит, в ваших микросхемах нет «закладок» и мы можем не опасаться кибератак и чувствовать себя в большей безопасности?
— Конечно, отечественные изделия, обладающие доверенным статусом, защищены гораздо лучше нежели любые зарубежные чипы, где может быть спрятано все, что угодно.
Мы поддерживаем идеологию, что нужно изначально проектировать изделие так, чтобы потребители понимали, с чем они имеют дело. Это может быть реализовано и на открытых архитектурах. Главное, чтобы на физическом уровне невозможно было внедрить эти «закладки». Имея свои надежные отечественные микросхемы, можно реализовывать самые смелые проекты.
— В 2022 году потребность в импортозамещении инновационной продукции вышла на совершенно новый уровень. Вы чувствуете к себе повышенное внимание со стороны Минпромторга?
— Государство входит в систему управления предприятием через Росимущество, поэтому мы вместе с Министерством промышленности и торговли РФ разрабатываем стратегию развития предприятия на долгие годы вперед, сейчас нам обозначили новые горизонты. В нашей сфере необходимо долгосрочное планирование, потому что создание микросхем — это дело не одного года.
Как мы уже говорили, основное подспорье сейчас — это наше присутствие в госреестре. И мы уже можем гордиться достаточно серьезными контрактами. Например, наши чипы встраиваются в изделия системы «Платон» для грузовых фур, обеспечивая ее «русскость», если так можно выразиться. Это достаточно серьезный кейс, в рамках которого мы выпускаем более полумиллиона изделий. Для российского рынка микроэлектроники это хороший показатель.
— Вы состоите в Консорциуме робототехники и систем интеллектуального управления. Для роботов также разрабатываете передовые решения?
— Да, мы — одни из чипвендоров, к которым могут обратиться наши коллеги из компаний, занимающихся изготовлением средств роботизации и автоматизации. Например, наши партнеры по Консорциуму — «НПО «Андроидная техника», где произвели знаменитого робота FEDOR.
Антропоморфным роботам, также, как и людям, необходимо общаться между собой, взаимодействовать с инфраструктурой. Они должны понимать, что происходит в мире вокруг них, чтобы, не дай Бог, не навредить человеку, живому существу. Все это можно осуществить, обеспечивая связь, навигацию, компьютинг на высоких скоростях. Нужны быстрые специализированные вычислители, контроллеры, микропроцессоры, которые обрабатывают информацию с различного рода сенсоров, лидаров, радаров, видеокамер, чтобы роботы могли принимать быстрые и правильные решения.
— Как можно бороться с кадровым голодом в отрасли?
— С точки зрения поддержки работы на отечественном оборудовании родилась идеология Национальной киберфизической платформы «Восток», которую поддержал Президент РФ Владимир Путин. Наши кадры должны учиться на нашем «железе» с применением нашего софта.
У «НИИМА «Прогресс» развиваются отношения с Севастопольским государственным университетом по ряду работ. Намерены продолжать сотрудничество с Самарским государственным техническим университетом. Выстраиваем отношения с Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники. Мы видим, что в учебных заведениях есть потенциал и есть те кадры, которыми мы можем подпитывать наши разработки.
— Что мотивирует вас и вашу команду на преодоление всех сложностей?
— Наверное, я бы сформулировал это так: голь на выдумки хитра. Возникла ситуация, когда нас всех еще больше технологически ограничили, а задач, которые нам требуется решать, меньше не стало. Нам приходится в жестких рамках ограничений достигать поставленных целей. А это можно делать, только применяя новые алгоритмы, новые физические принципы, которых прежде мы не знали. Приходится изворачиваться, как уж на сковородке, но все равно решать задачи. Это просто интересно.
Фото: «НИИМА «Прогресс»; KAMAZ; Pexels
мероприятий