Белозеров и Решетников рассказали о будущем железных дорог
Участники Гайдаровского форума обсудили, как развитие эффективной и современной транспортной инфраструктуры повлияет на дальнейшее укрепление экономики страны.
2020 год, который был сложным со всех точек зрения, довольно ярко показал важность логистических систем. С этой мысли Андрей Каукин, руководитель Центра исследований отраслевых рынков РАНХиГС, открыл дискуссию Гайдаровского форума «Железные дороги России. Разговор о будущем». И первый вопрос, адресованный участникам встречи, касался роли железнодорожного транспорта в жизни страны и тенденциях развития.
Максим Решетников, министр экономического развития Российской Федерации, отметил, что железнодорожный транспорт является основной товаропроводящей логистической артерией, позволяющей создавать и внутреннее производство, и экспорт.
По его мнению, основная задача российских железных дорог — обеспечение экономического роста в целом. Именно через призму этого рассмотрена, утверждена и дополнительно поддержана инвестиционная программа РЖД, которая должна на 10% к 2025 году увеличить пропускную способность российских железных дорог и обеспечить увеличение на 4% всего российского экспорта, что является значимым источником для будущего экономического роста.
Олег Белозеров, генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги», подтвердил слова Максима Решетникова, приведя в пример показатели прошлого года. Несмотря на снижение объемов перевозок на 2,7%, доля железнодорожного транспорта в перевозках выросла на 1,3%. Также наблюдается тенденция, что меняется баланс в соотношении с другими видами транспорта в сторону железнодорожного.
Кроме того, за прошлый год более 100 тысяч сотрудников РЖД были переведены на удаленный режим работы без потери качества выполнения поставленных целей.
Дмитрий Комиссаров, председатель совета директоров АО «Трансмашхолдинг», с точки зрения потребителя услуг РЖД добавил, что для существенной части российских производителей это безальтернативный вид транспорта. К тому же железные дороги являются огромным заказчиком для экономики. Практически все, кто взаимодействует с железной дорогой, нацелены на то, чтобы повышать эффективность. Это стимулирует, и это последовательный и огромный вклад в экономику.
С точки зрения будущего видится безальтернативность железной дороги, так как это самый экологичный и безопасный вид транспорта. На данный момент вся перспектива сосредоточена на развитии востока страны и в грузовом, и в пассажирском движении.
В связи с этим возникает вопрос, касающийся условий работы отрасли и текущей тарифной системы. Насколько роль этой тарифной системы соответствует текущим вызовам?
Максим Решетников считает, что базовая развилка заключается в субсидировании разных классов грузов. При этом текущая ситуация такова, что все тарифные конструкции продолжат свою работу как минимум до 2024–2025 годов. Правительство в этом смысле придерживается долгосрочных принципов.
В то же время для экономики крайне важно, что будет дальше. Тарифы должны обеспечить потребность в нормальной реконструкции, в поддержании инфраструктуры.
Что касается дефицитных и профицитных направлений по провозной способности, модель ценообразования для этих направлений должна быть разной.
Олег Белозеров в отношении текущей тарифной системы также высказался, что она на сегодняшний момент не отражает реалий и общая неудовлетворенность все же есть, потому что РЖД стало акционерным обществом и тарифная система, разработанная еще в СССР, стала устаревать.
Всем нужно перейти в новый формат, где есть акционерное общество, которое должно формировать доходы и перекрывать расходы.
Также все участники дискуссии сошлись во мнении, что решение о новой тарифной системе нужно принимать уже в этом году. Но срок ввода новой тарифной системы будет не раньше 2026 года.
— Система должна быть выстроена так, что совокупной выручки должно хватать РЖД на закрытие всех расходов, включая как минимум простое воспроизводство, — подчеркнул Дмитрий Комиссаров.
К тому же, в силу разных дифференциаций, важным моментом он считает локальный оптимум. С одной стороны, есть Восток и Запад, где сегодня разные условия перевозки, с другой — есть разные виды тяги.
Также Дмитрий Комиссаров подчеркивает, что следующая тарифная система должна работать на долгую перспективу, а не меняться каждые полгода.
— Когда мы говорим про экономику РЖД, необходимо понимать, кто является выгодоприобретателем. В конце концов выгодоприобретателем является государство и консолидированная экономика. И это задача регулятора — понять, какую задачку мы хотим решать, — добавил он.
Все участники дискуссии заинтересованы в устойчивой, долгосрочной и справедливой модели развития. Но во главе угла должна стоять устойчивая работа самой железной дороги.
Михаил Туляков
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС