Что ждет рынок франчайзинга после пандемии
Пандемия коронавируса навредила не только людям, но и франчайзинговым компаниям по всему миру. Уже сейчас понятно, что кризис полностью изменит привычный мир для продавцов и владельцев франшиз. Что ждет этот рынок в будущем рассказал основатель управляющей компании по развитию франшиз и создатель франшизы №1 в рейтинге Forbes 2019, автор книги издательства Synergy Book «Как запустить бизнес по франшизе» Сергей Дегтярев накануне Synergy Online Forum, который состоится 17-18 апреля.
Сейчас рынок франчайзинга переживает так называемое обнуление. В последние недели это слово активно использовали в политике, сейчас же оно стало актуально и для бизнеса: у большинства компаний в текущей ситуации доходы не просто сокращаются, а обнуляются. Франчайзинговые компании не исключение, потому что их прибыль зависит от продажи франшиз и роялти (сопровождение и поддержка своих франчайзи). Ожидается, что в апреле продажа франшиз упадет практически до нуля, и убытки компаний только на этой статье дохода составят более 1 млрд рублей. Потери самих франчайзи тем временем превысят эту сумму в десятки раз.
Это можно как-то притормозить?..
Чтобы минимизировать убытки, необходимо понять, что нынешняя ситуации продлится не неделю или две, а довольно долгое время.
Как раньше уже никогда не будет.
Не проходившие кризиса предприниматели чаще всего впадают в анабиоз или только сокращают расходы. Это большая ошибка, потому что в этом случае бизнес умрет еще до окончания кризиса. Выживут только те бизнесы, чьи владельцы приняли радикальные меры по трансформации своих компаний. Как сохранить бизнес?
Быстрая реакция
Думайте быстрее! Прямо сегодня решайте, что можно изменить в бизнесе. Адаптируйтесь под текущую ситуацию и срезайте все расходы, не приносящие впоследствии прибыль.
Например, прямо перед прошлым кризисом моя компания начала развивать новое направление и собрала отличную команду. Но в ситуации изменения рынка было принято решение все остановить. Тогда было выгоднее потерять депозит за аренду здания, деньги за ремонт и распустить команду, которую долго собирали. Но это все же лучше, чем в условиях падения выручки тащить на себе ежемесячно большие дополнительные расходы.
Сохраните ресурсы
Если ваши доходы обнулились, четко рассчитайте, когда у вас закончатся деньги. Исходя из ответа действуйте дальше. Если очевидно, что денег не хватит на то, чтобы пережить кризис - не медлите с принятием кардинальных и жестких решений, чтобы не потерять хотя бы эти средства.
Прямо сейчас сохраните эти ресурсы, чтобы потом восстановить свой бизнес или запустить новый.
Меняйте продукт
В текущих реалиях большинство продуктов стало неадекватным для рынка, потому что оффлайн люди сейчас ходят только в магазин, больницу и аптеку. Все остальные продукты в ближайшее время будут им не нужны. Разумеется, это закончится рано или поздно. Но важно именно сейчас подумать о том, каким будет ваш продукт, чтобы стать востребованным после кризиса.
У меня есть компания Fort Family - франшиза в сфере организации праздников и крупнейшая event-компания в России. На этот год был запланирован выпуск 5 оффлайн-продуктов, пока мы процесс притормозили и в срочном порядке переориентировали всю команду на создание онлайн-формата. Мы не делали таких продуктов раньше, и уже 2 недели трудимся над новой концепцией, которая не просто поможет нам в кризис, но и изменит индустрию после его окончания. Вскоре ожидается релиз продукта, это будет совершенно новый формат проведения праздников. Таким образом мы избежали резкого падения выручек наших франчайзи и создали адекватную для текущего времени франшизу.
А что будет дальше?
В кризис рынок франчайзинга умрет, но вскоре возродится как феникс.
Коронавирус истребляет, к сожалению, как слабые организмы, так и слабые бизнесы. В России более 2 тысяч франшиз, при этом настоящих из них не более 10%. В рамках «контроля популяции» с рынка уйдут игроки, делавшие бизнес непрофессионально, а также компании, жившие в состоянии кассового разрыва.
Однако кризис открывает новые возможности для компаний, которые вели бизнес правильно: делали резервы, считали финансы и понимали, что продажа франшиз может прекратиться. Выйдут победителями и те, кто успел адаптироваться к рынку и придумать адекватный и нужный продукт, который будет востребован и после кризиса.
Подробнее о предстоящем Synergy Online Forum: https://synergyglobal.ru/forums/businessmobilization/2020/
мероприятий