Доставлять лекарства на дом смогут только медики
22 мая прошел деловой бранч ИД «Коммерсант» «E-pharma & New Retail: что ждет фармотрасль России в 2019 году».
Борис Овчинников, партнер Data Insight, представил статистику роста продаж онлайн-заказов в аптечных сетях за прошедший год, пояснил, за счет чего растут объемы продаж. В первую очередь речь идет о региональных сетях, где проще распространяется лояльность к сети.
— Прирост рынка за 2018 год демонстрирует «бум» среди региональных аптек, в то время как конец года и начало 2019-го указывает на лидерство бренда «Аптека.ру». В то же время наибольший прирост приходится на шесть флагманских игроков рынка, — пояснил Овчинников.
Участники встречи рассмотрели статистику перехода от компьютерных заказов к заказам через приложения на смартфонах. Обсудили перспективы законопроекта о заказе гражданами препаратов с доставкой. Компании начали бороться за долю рынка еще до легализации этого сервиса.
Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС, прокомментировала термин «интернет-аптека».
— В обыденной речи происходит путаница и интернет-аптекой именуют услугу, которую предоставляют аптечные сети. Как таковых интернет-аптек не существует, — сказала она.
Спикеры пояснили нюансы доставки лекарств на дом. Ее смогут осуществлять только дипломированные фармспециалисты и на данный момент рассматривается внесение в законопроект только безрецептурных препаратов.
Максим Агарев, директор категории Здоровье Яндекс.Маркета, прокомментировал готовность предоставлять услуги, но, конечно, только после принятия обсуждаемого законопроекта. Также упомянул о том, что на данный момент запрещено в России в силу совокупности нормативных актов, затронув категорию БАДов, доставка которых уже разрешена.
Были рассмотрены два ключевых аргумента при доставке товара фармацевтами — регламент доставки и возможность получения консультации при отпуске лекарства. Рассмотрели возможность внесения в законопроект пункта о возможности предоставления дистанционной консультации в любой момент доставки и вопрос границ доставки товаров в субъектах РФ.
Кроме того, спикер представил мнение по жизнеспособности доставки именно фармацевтами. В случае, если добавить в законопроект ссылку о том, что в качестве «курьеров» будут выступать не фармацевты, а «медработники» (что не равно «врач»), то проект станет более жизнеспособен. Также предложил рассмотреть новую категорию специалистов, работа которых будет содержать в себе именно функцию доставки лекарственных средств.
Обсудили вопрос, какая категория студентов и каких специальностей может рассматриваться в качестве медицинских работников для данной задачи, рассмотрели вопрос дефицита кадров, подняли вопрос легальности текущих продаж и соотношения качественных и нелегальных товаров при осуществлении доставки, обсудили количество и статистику подделок на рынке препаратов.
Олеся Полянская, директор по коммуникациям Союза профессиональных фармацевтических организаций, представила свое видение развития рынка. Был затронут вопрос оценки доставки. Стоимость варьируется от 150 до 350 рублей.
Дмитрий Селихов, представитель Alibaba Group, рассказал о спросе онлайн-покупателей со стороны рынка cross-border и возможностях платформы, им представляемой. Поднял вопрос о росте спроса и доверия к информации «онлайн» в контексте глобального рынка.
Георгий Лебедев, директор Института Цифровой медицины Сеченовского университета, прокомментировал синергию вопроса с паллиативной помощью. Рассказал о проектах Сеченовского университета по электронной системе для исключения назначения противоречащих друг другу препаратов, упомянул проект по рациональному назначению препаратов в учреждениях.
Алена Кривова
Фото предоставлены организаторами конференции
мероприятий