журнал стратегия

#журнал стратегия

ЕЭК выпустила годовой отчет о развитии ЕАЭС

Евразийская экономическая комиссия представила отчет «Евразийский экономический союз: цифры и факты. Интеграция и макроэкономика» за 2020 год.

Позиции ЕАЭС в международных рейтингах

Исходя из анализа позиций государств — членов ЕАЭС в международных рейтингах, авторы отчета отмечают, что в целом Союз характеризуется благоприятными условиями для ведения бизнеса (две крупнейшие экономики ЕАЭС, Казахстан и Россия, входят в топ-30 стран мира по рейтингу «Ведение бизнеса 2020»), обладает хорошими показателями в сфере образования и развития ИКТ-технологий. При этом слабыми сторонами государств Союза, которые находят свое отражение в низких позициях стран в международных рейтингах, являются: развитость финансового рынка, качество и эффективность государственного управления, личные свободы и здоровье населения (Индекс Процветания).

Индикаторы интеграции

По итогам 2018 года ЕАЭС сохранил второе (после ЕС) место по глубине интеграции. Наиболее высокие значения зафиксированы по индикатору «макроэкономическая конвергенция». Напротив, уровень интеграции в ключевых секторах и на основных рынках является «зоной роста» для стран ЕАЭС. ЕАЭС движется по пути углубления интеграции «сверху вниз», то есть институциональная основа формируется более быстрыми темпами, чем интеграция на общих рынках. Синхронизация процессов интеграции требует принятия мер по снятию барьеров и ограничений для движения факторов производства на общих рынках ЕАЭС и внедрения наднациональных механизмов стимулирования взаимной торговли и взаимных инвестиций.

Программные документы ЕАЭС

11 декабря 2020 года в Минске на заседании Высшего Евразийского экономического совета утверждены стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (Стратегия-2025). Стратегия важна не только с экономической, но и с политической и социальной точек зрения — предусматриваются меры по консолидации граждан государств Союза и повышению благосостояния и качества их жизни. Основная задача, решаемая Стратегией, — создание условий для опережающего развития экономик государств-членов, подъема инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности и научно-производственного потенциала Союза, увеличения его значимости в мире. Стратегия — это программный документ развития Союза на ближайшие 5 лет.

«Считаю, что интеграционное объединение (ЕАЭС) работает и имеет большую перспективу. В качестве Почетного Председателя я буду способствовать его дальнейшему развитию», — заявил в связи с принятием Стратегии Почетный Председатель ВЕЭС, Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.

«Мы поддерживаем подготовленный правительствами «пятерки» проект Cтратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года, предусматривающий завершение формирования в рамках ЕАЭС общего рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, а также единого цифрового пространства. Все это нацелено на то, чтобы стимулировать рост экономик наших государств и в конечном итоге повысить благосостояние и качество жизни наших граждан — собственно говоря, в этом состоит наша основная цель», — отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Стратегия состоит из концептуальных положений и порядка 330 мер и механизмов, сгруппированных в 11 системных блоков. Их реализация будет способствовать получению дополнительных прямых и косвенных экономических выгод и преимуществ для участников интеграции.

Макроэкономические основы опережающего развития

Пандемия COVID-19, с одной стороны, создает риски для долгосрочного экономического роста (сжатие спроса, сокращение и закрытие производств, рост безработицы, ухудшение качества человеческого капитала, нарушение производственно-логистических цепочек, нестабильность сырьевых, финансовых рынков), но с другой — открывает возможности для формирования опережающего роста в государствах-членах путем адаптации к новым бизнес-моделям, бизнес-процессам и изменениям в потребительском поведении (цифровизация экономики, переобучение населения, развитие сектора услуг в онлайн-/дистанционном формате). Это особенно актуально ввиду того, что рост ВВП ЕАЭС за последние 5 лет уступал мировому экономическому росту.

Опережающий рост экономик Союза может быть обеспечен мерами, направленными на наращивание человеческого потенциала, повышение производительности труда, снижение уровня бедности, стимулирование вложений в НИОКР, развитие единого финансового рынка. В большинстве государств-членов инвестиции в последнее десятилетие сокращались, при том, что наиболее динамично развивающиеся экономики демонстрируют высокие уровни инвестиций (например, Китай), которые становятся трамплином для ускоренного роста.

Привлечение инвестиций требует развитого финансового рынка, который снижает транзакционные издержки и асимметрию информации, обеспечивает более эффективное взаимодействие владельцев сбережений и заемщиков, учет индивидуальной склонности к риску.

Согласно индексу финансового развития МВФ только в России состояние финансового рынка способно дать наибольший положительный эффект на экономический рост (этому отвечают значения индекса в интервале 0,45–0,7). В большинстве государств ЕАЭС (Армения, Беларусь, Кыргызстан) индекс финансового развития не достигает среднего значения по развивающимся странам. При этом среди них только в Армении он имеет тенденцию к росту. Таким образом, построение единого финансового рынка является насущной проблемой экономического развития Союза.

Макроэкономическая устойчивость как основа для экономического роста

В первом полугодии 2020 года макроэкономические показатели устойчивости государств-членов ухудшались в результате негативного влияния последствий пандемии коронавируса. Инфляция во всех государствах-членах ускорилась по отношению к концу 2019 года, бюджетные балансы и уровни государственного долга ухудшились по отношению к аналогичному периоду 2019 года.

Инфляция

В ускорение годовой инфляции государств Союза основной вклад внесла продовольственная инфляция. Увеличение темпов роста потребительских цен в первом полугодии 2020 года было связано с экономическими последствиями распространения коронавирусной инфекции. В частности, увеличился спрос на отдельные категории потребительских товаров, также оказало влияние ослабление национальных валют государств-членов. Сдерживающее влияние на инфляцию оказало ухудшение потребительского спроса, обусловленное в том числе снижением темпов роста реальной заработной платы.

Бюджет сектора государственного управления

По итогам первого полугодия 2020 года во всех странах ЕАЭС наблюдалось ухудшение бюджетных балансов. В большинстве стран ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) было превышено количественное значение дефицита бюджета СГУ, установленное Договором о ЕАЭС. Снижение бюджетных доходов было вызвано главным образом падением мировых цен на сырьевые товары, а также принятыми в большинстве стран ограничительными мерами по недопущению распространения коронавирусной инфекции. Увеличение бюджетных расходов было обусловлено необходимостью поддержки населения и наиболее пострадавших секторов экономики. По предварительным оценкам, дефициты бюджетов СГУ государств-членов превысят по итогам года установленное Договором о ЕАЭС пороговое значение в размере 3% ВВП. Согласно прогнозам Комиссии, подготовленным на основании официальных прогнозов государств-членов, дефициты бюджетов превысят уровень 3% ВВП по итогам 2020 года во всех странах ЕАЭС.

Долг сектора государственного управления

Долг СГУ в процентах ВВП в июне 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличился во всех государствах-членах, кроме Беларуси. Основными факторами такого роста стали увеличение бюджетных дефицитов, экономический спад и ослабление национальных валют. Ожидается, что по итогам 2020 года в двух странах ЕАЭС (Армения и Кыргызстан) долг СГУ будет превышать установленное Договором о ЕАЭС значение в размере 50% ВВП.

В условиях наблюдаемых в 2020 году изменений в мирохозяйственных связях и с учетом мировых технологических изменений назрела необходимость пересмотра макроэкономических показателей устойчивости в ЕАЭС в целях проведения активной инвестиционной и инновационной политики и обеспечения технологической модернизации. Комиссией ведется работа в части разработки альтернативной системы макроэкономических показателей устойчивости, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности и повышение долгосрочных темпов роста экономик государств-членов.

Достижение целей устойчивого развития в ЕАЭС

ЦУР 1 «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах»

Страны ЕАЭС смогли практически полностью разрешить проблему крайней нищеты. Кроме того, наблюдается ежегодный прогресс в деле снижения доли населения, живущей за официальной чертой бедности в соответствии с национальными определениями.

ЦУР 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте»

Государства ЕАЭС нацелены на обеспечение здорового образа жизни для всех в любом возрасте. В 2014–2018 годах наблюдалось последовательное сокращение детской и неонатальной смертности. Среди взрослого населения устойчиво снижается заболеваемость туберкулезом и гепатитом B.

ЦУР 5 «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек»

В последние годы большинство государств ЕАЭС добились прогресса в обеспечении гендерного равенства. К примеру, доля мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах ЕАЭС, в Беларуси и Казахстане в 2018 году превысила 25%.

Развитие международного сотрудничества

Международная деятельность ЕАЭС позволяет решать стратегически важную задачу развития евразийской интеграции — формировать Союз как один из центров развития современного мира, что находит отражение в Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в ЕАЭС и Стратегии-2025.

Меморандумы с третьими странами

ВВП стран, с которыми ЕАЭС заключил соглашения о свободной торговле, а также подписал меморандумы о взаимодействии, составляет 29,6 трлн долл. (по паритету покупательной способности), или 23,2% от мирового ВВП. Население этих стран составляет 1,7 млрд человек, или 21,6% от населения мира. С учетом региональных интеграционных объединений, с которыми формализовано взаимодействие, ВВП зарубежных партнеров Союза составляет 43,9 трлн долл. (по паритету покупательной способности), или 34,3% от мирового ВВП, а население — 3,7 млрд человек, или 48,5% от населения мира.

Меморандумы с интеграционными объединениями

По состоянию на август 2020 года между ЕЭК и профильными международными организациями заключено 38 меморандумов о взаимопонимании. Такое сотрудничество позволяет Комиссии из первых рук получать передовой опыт регуляторики в различных сферах экономики, а также продвигать интересы Союза на международной арене.

Статус государства — наблюдателя при ЕАЭС

Молдова стала первым государством, получившим статус наблюдателя при ЕАЭС 14 мая 2018 года. Решение Правительства Республики Молдова от 16 марта 2020 года о назначении Полномочного представителя при ЕЭК подтверждает настрой официального Кишинева на углубление сотрудничества с ЕАЭС.

В 2020 году Узбекистан и Куба также обратились с просьбой предоставить им статус государства — наблюдателя при ЕАЭС. В соответствии с Положением о статусе государства — наблюдателя при Союзе решение о предоставлении обратившимся государствам статуса принято на заседании ВЕЭС 11 декабря 2020 года.

Встраивание в мировую архитектуру международных отношений

В долгосрочной перспективе ЕАЭС должен быть активно представлен в складывающейся на евразийском пространстве системе «интеграции интеграций», исходя из сопряжения интеграционных процессов как в Европе, так и в Азии, с учетом развития китайского проекта «Один пояс — один путь» и формирования мегарегиональных инициатив нового типа — так называемых партнерств. Стыковка интеграционных процессов в Евразии позволит создать государствам-членам определенный «запас прочности» перед лицом глобальных вызовов и угроз, а также укрепить экономическую основу партнеров по Союзу.

Фото: vk.com/eecommission; eurasiancommission.org

анонсы
мероприятий
новости партнеров

Сокращение простоев автотранспорта и рост производительности персонала на 10%: BIA Technologies внедрила новый алгоритм управления на терминалах ГК «Деловые Линии»

 

#, ,
новости партнеров

URBANTRANS 2024: ГК «СТТ» представила автобусы нового поколения

 

#, , ,