Игорь Шувалов: «Повестка устойчивого развития будет набирать обороты»
Рынок зеленого инвестирования в России только начал формироваться. Чем он отличается от мирового и каковы перспективы его развития, обсудили председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров и старший партнер McKinsey & Company Ермолай Солженицын на Гайдаровском форуме.
По мнению спикеров, повестка целей устойчивого развития и зеленой экономики со временем будет только актуализироваться. Игорь Шувалов считает, что эти направления являются одними из ключевых практически в любой деятельности.
— РФ находится сегодня в ситуации, когда зеленая экономика — это данность, нравится нам это или нет, мы уже не можем эту страницу перевернуть обратно, — уверен Шувалов. — И это касается не только стран Евросоюза. Это будет касаться и американской экономики, и азиатских стран. Повестка устойчивого развития, включая вопросы зеленого финансирования, будет набирать обороты. Я бы хотел сказать, что ВЭБ ни в коей мере не собирается сворачивать финансирование традиционных проектов. Традиционные отрасли, которые являются для правительства приоритетными, — те, что являются повесткой и для правительства, и для крупнейших коммерческих банков, мы в любом случае продолжим финансировать.
Особое внимание было уделено обсуждению зеленых инвестиций в городскую среду, в том числе в транспорт.
— Для нас весьма интересна городская повестка. От транспорта и бытовых отходов до современного жилого фонда и в принципе поведения семьи в быту — здесь много углеродного следа. Отсюда много возможностей для зеленого финансирования. Это позволит обеспечить больший экономический рост. Исследуя и проповедуя городскую повестку, мы будем менять и качество жизни в городах, улучшать сервисы для людей и зарабатывать больше в долгосрочной перспективе, — отметил Игорь Шувалов.
Особое внимание на сессии было уделено обсуждению транспорта как объекта зеленых инвестиций.
— РЖД — самая энергоэффективная железнодорожная компания в мире, потому что 85% грузов и пассажиров перевозится на электротяге, — напомнил Олег Белозеров. — Железные дороги сегодня по-другому воспринимаются в городе — это более экологичный и чистый вид транспорта со сниженным шумовым воздействием. Но это не только перевозка, но и изменение ландшафта и инфраструктура, которые тоже можно поменять, опираясь на стандарты зеленой экономики. Мы действительно первая компания, которая благодаря и совместно с ВЭБ выпустила огромный объем зеленых облигаций, и вопрос в том, что уже большой пласт можно финансировать с учетом принципов устойчивого развития и зеленой экономики.
По мнению Игоря Шувалова, зеленые инвестиции в транспорт особенно актуальны.
— При формировании своего портфеля мы будем особое внимание уделять электрическому транспорту, электрической тяге не только для целей поставок для нужд РЖД, но и для городского транспорта, например в Москве, и там, где электрическая тяга используется для целей экспорта, потому что в наших локомотивах и составах заинтересованы на других рынках, — сказал он.
По мнению спикеров, зеленая повестка будет и дальше набирать обороты, поэтому к реализации инициатив в зеленом ключе следует подходить стратегически. Правительству нужно будет работать над критериями и методами оценки и анализа карбонового следа.
Также требованием времени, по мнению спикеров, являются экологические аспекты при выборе проектов для финансирования, которые наряду с другими ключевыми показателями будут играть решающую роль.
Мария Ананьева
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
мероприятий