Как создать современный «зеленый» офис в России?
О проблемах управления изменениями при создании и эксплуатации «зеленого» объекта масштабно поговорили в рамках экспертной сессии Премии Green Office Awards. Тема встречи — создание «зеленого» здания на различных уровнях управления изменениями.
Мероприятие дает обзор текущей ситуации в России от ведущих экспертов рынка о том, возможно ли сделать офис «зеленым» без международной сертификации и западных технологий, а также возможность изучить этапы реализации «зеленого» офиса и эко-эксплуатации.
Открыла мероприятие Екатерина Кузнецова, генеральный директор ООО «Зеленый офис», основатель и идейный вдохновитель Green Office Club, которая обозначила, что создание «зеленого» офиса включает массу направлений, учитывает функционал разных отделов компании, а также влечет внедрение управленческих решений на разных уровнях бизнеса.
Екатерина Кузнецова также отметила, что организованная впервые в 2022 году национальная Премия «зеленого» строительства и эксплуатации Green Office Awards была учреждена с целью популяризации подхода «зеленого» офиса среди российских компаний. «Премия – креативная инициатива для продвижения «зеленого» строительства. Мы не замечаем, как проводим в городах до 90% времени в офисах, которые значительно влияют на наше здоровье и благополучие. Потому, нам как организаторам видится важным рассказать о том, как создать комфортный и экологичный «зеленый» офис не в теории, а на практике», – подчеркнула спикер.
Продолжила тему важности увеличения «зеленых» офисов для человека Алена Романова, исполнительный директор ТОО «GPI Lab», партнер Green Office Club в Казахстане. По словам спикера, в Казахстане интерес к «зеленому» строительству, «зеленым» технологиям увеличивается, способствует тому и активная работа на уровне государства – создание документов, активность государства, внедрение политики бенефитов для бизнеса. Да и сам бизнес осознает, насколько «зеленая» политика важна для объектов недвижимости с точки зрения усиления репутации, включения в рейтинг ESG-компаний и т. д. Алена Романова отметила, что в Казахстане сейчас всего около 30 зданий, сертифицированных по западным стандартам LEED и BREEAM, а также по национальному казахстанскому стандарту OMIP. «Появление в стране опции – сертифицировать объекты по СДС “Зеленый офис” создаст дополнительные возможности для тех компаний, которые уже готовы встать на «зеленый» путь развития осознанно и надолго», – подытожила спикер.
Далее разговор зашел о «зеленом» финансировании. Иван Барсола, дирекция ESG Сбербанк, рассказал о выборе критериев отнесения проекта к «зеленому», которые позволяют Сберу делать ставку на развитие определенных проектов. «Зеленое» финансирование – это возможность сфокусировано направить усилия на определенные цели бизнеса, а не банальное использование разных инструментов без учета стратегии. В Сбере создана система для быстрого достижения таких целей, а также внедрен ряд инструментов, которые позволяют проектам получать «зеленое» финансирование и в дальнейшем вести проекты с учетом первостепенных задач ESG. Наша задача – создать инфраструктуру, партнерскую сеть, возможности для обучения и просвещения, что мы успешно и сделали», – комментирует Иван Барсола.
Продолжая тему возможностей ESG для бизнеса, к разговору подключилась Анна Золоторевская, Председатель Гильдии устойчивого развития Московской торгово-промышленной палаты. Анна отметила, что устойчивое развитие – новый вид и формат экономики, в который должны быть включены все типы бизнеса, включая малый и средний. Включение последних должно происходить за счет доступных инструментов и демонстрации существующего опыта. «В Гильдии устойчивого развития Московской торгово-промышленной палаты есть различные инструменты для этого, потому мы предлагаем бизнесу то, что уже проверено и готово ко внедрению», – сказала спикер.
Все спикеры отметили, что события последнего года серьезно повлияли на трансформацию повестки ESG в России. Но, тем не менее, «зеленые» процессы в стране не остановились.
Оксана Клименко, президент АМ «Проектный Альянс», отметила, что, несмотря на изменение мировой ситуации, в России сохранилось достаточное количество возможностей для развития «зеленой» повестки. Создание «зеленого» здания через устойчивое управление проектами GPM – среди них. Также спикер отметила, как важно проводить локальные активности, чтобы сохранить интерес бизнеса и общества к ESG-повестке. «Премия Green Office Awards – важный этап в развитии национальных стандартов. Это хороший шаг к тому, чтобы сделать национальные стандарты доступными для всех», – подчеркнула Оксана Клименко.
Далее спикеры уделили внимание статистике, а именно обзору – изменилось ли отношение владельцев и арендаторов бизнес-центров к «зеленому» строительству в России в целом.
Дарья Петрова, старший консультант отдела организации рабочего пространства и устойчивого развития CORE XP, отметила, что для российских компаний по-прежнему важны «зеленые» офисы и сейчас смысл такого офиса шире. Сегодня «зеленый» офис — функциональное пространство, в котором учтены психофизиологические факторы (как ощущает себя здесь человек, насколько ему комфортно физически и ментально и др.). «Зеленый» офис сегодня — это экономическая эффективность (сокращение ресурсопотребления в процессе эксплуатации до 25%, воды — до 11%, эмиссии СО2 — до 34%), увеличение стоимости активов до 10%, а также прямой путь для создания офиса типа zero carbon. «СДС „Зеленый офис“ уже включает все вышеперечисленные технологические и социальные показатели, что позволяет брать эту систему за основу для создания реальных „зеленых“ офисов, которые соответствуют запросам времени», — отметила Дарья Петрова.
Мнение о том, что эмоциональная составляющая в офисе имеет значение, поддержала и Светлана Гришанкова, Управляющий директор RAEX-Europe. Спикер рассказала о профессиональных рейтингах RAEX, которые выпускаются ежемесячно, и отметила, что среди показателей есть и такой критерий, как ментальное здоровье сотрудников. По словам спикера, у объектов с сертификатами СДС “Зеленый офис” есть все шансы получать баллы в различных секторах рейтинга ESG, т. к. в системе СДС “Зеленый офис” уже учтены не только энергоэффективные опции, но и социальные. И благодаря наличию сертификата (то есть оценки третьей стороной) данные опции доказаны (Прим. автора).
Далее стартовал второй блок мероприятия с участием спикеров, которые рассказали о том, при каких условиях возрастает стоимость создания «зеленого» объекта и как в таком случае искать выгоды для бизнеса. Секцию открыла Елизавета Мартынова, генеральный директор Trend Hunter Россия, которая рассказала о трендах будущего в сфере «зеленых» офисов. Елизавета отметила, что в будущем «зеленые» офисы будут создаваться для людей (human-oriented). «Устойчивость – важная часть сегодняшней жизни человека. Офисы создаются, в том числе, для повышения продуктивности, креативности и уровня счастья сотрудников. Та же СДС “Зеленый офис” оценивает различные критерии, вроде влияния условий и отдельных элементов офисного здания на состояние здоровья и благополучия человека, а также его настроение. Это отличный инструмент для реализации тренда будущего», – подчеркнула Елизавета Мартынова.
Следующий спикер Франсуа Нонненмашер, директор департамента представления интересов арендаторов компании Nikoliers, также обратил внимание на то, что для «зеленого» офиса важна не только окупаемость решений, но и условия для повышения продуктивности сотрудников. По словам спикера, главное, о чем нужно думать при проектировании таких офисов, для кого они создаются. Если это не учитывать, будут проблемы с заполнением арендуемых площадей не только из-за несоответствия помещений стандартам ESG, на которые обращают внимание международные компании, но из-за элементарного отсутствия комфорта, который необходим и сотрудникам, и пользователям офисных пространств.
Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Russia, дополнила, что сегодня с учетом мировой ситуации также становится важен вопрос экономии на коммунальных платежах, что учитывает концепция «зеленого» офиса, в т. ч. и СДС “Зеленый офис”. По словам Марии, арендаторы считают свои затраты всегда, а сейчас особенно, потому нельзя выпускать из виду создание «зеленого» офиса и тем более экономить на этом. «Снижение затрат на коммунальные услуги, долговечность офиса и качество микроклимата плюс экология – то, что всегда будет в моде в недвижимости», – подчеркнула спикер.
Михаил Абдрафиков, менеджер продуктового направления «MagicAir» ГК «ТИОН» – партнера Премии Green Office Awards – подробно рассказал о том, как можно осуществлять мониторинг и энергоэффективное управление микроклиматом и качеством воздуха в «зеленых» офисах. «Вопрос комфортности нахождения в помещении никуда не делся, потому важно не снижать здесь планку, а продолжать создавать здания высокого уровня, комфортные для людей», – отметил спикер. В рамках экспертной сессии Green Office Awards не остались без внимания и эксплуатационные изменения в офисе, среди которых – мониторинг качества среды, экологичные закупки, экологичная уборка, раздельный сбор и вывоз отходов.
Юлия Тимошенкова, ведущий менеджер по проектам В2В «ВкусВилл», рассказала о том, какие возможности предлагает сеть российскому бизнесу в части ответственного питания. Одно из новшеств «ВкусВилл» – тестирование нового сервиса по вывозу упаковки от кулинарии из офиса. Компания предлагает не только поставку здорового питания, но и развитие у бизнеса привычки «убирать» за собой осознанно, т. е. организовывать полноценный раздельный сбор мусора. В рамках партнерства с Green Office Club и Премией Green Office Awards эта инициатива будет реализована. Тема РСО была раскрыта спикерами в следующей части мероприятия.
Елена Вишнякова, заместитель генерального директора группы «Эколайн», отметила, что население Москвы, в среднем, генерирует 70 млн тонн отходов в год, и осознанный подход бизнеса к РСО может повлиять на изменение этой цифры. Также спикер отметила, что группа «Эколайн» близится к созданию собственных мощностей для переработки мусора, потому, сейчас особенно важно держать связь с различными инициативными компаниями в рамках будущих изменений.
Евгений Алиев, генеральный директор сервиса «ЭкоТакси» – партнера премии Green Office Awards – обратил внимание на то, что в вопросе популяризации РСО очень важно помогать обществу развить привычку – разделять отходы на несколько фракций, а не на две, как сейчас часто происходит в России. По словам спикера, не только у юридических, но и у физических лиц должна быть возможность раздельного сбора мусора и последующего вывоза отходов, что и предлагает сервис «ЭкоТакси».
Дмитрий Бодров, генеральный директор Первой офисной компании – партнера премии Green Office Awards – продолжил разговор, отмечая важность грамотной утилизации офисных отходов, и рассказал о том, что делает для этого Первая офисная компания. Спикер отметил, что сегодня у компании в Москве существует 6 площадок для производства различных офисных групп товаров, среди которых есть отечественные торговые марки. Кроме поставки экологичной продукции в офисы, Первая офисная компания также предлагает услуги по утилизации этих отходов, активно работая над развитием этой привычки у своих бизнес-клиентов.
Заключительной темой сессии стало обсуждение коммуникационных изменений в компаниях, а именно – почему важно вовлекать пользователей (сотрудников) в концепцию «зеленого» здания и как это делать продуктивно.
Открыл эту секцию Евгений Плямоватый, заместитель директора, руководитель отдела по работе с партнерами компании «Лесной Эталон». Евгений рассказал о том, что компания продолжает работу ушедшей из России компании FSC. «Была создана инфраструктура, огромная партнерская сеть, и наша задача — не дать этой работе пропасть», — говорит Евгений. «С лесом связана повседневная жизнь граждан: каждая 15-я семья пользуется дровами, использует лес как источник пищи, восстановления ментального здоровья и физического. Мы должны продолжать работу, которая принесла положительный эффект не только российскому бизнесу, но и обществу в целом», — отмечает спикер.
Екатерина Бражникова, управляющий партнер, соучредитель ООО «Молтен Консалтинг», рассказала о внедрении изменений и запуске новых процессов в «зеленом» здании/офисе на всех уровнях. По словам спикера, мало построить такое здание, важно учесть коммуникационную проблематику, т. е. как внедренные технологические решения будут представлены пользователям объекта, как будет реализована «зеленая» коммуникационная стратегия, что изменится на уровне PR и должностных инструкций сотрудников. «Прежде, чем доносить информацию вовне, важно поработать над тем, как ваши собственные сотрудники будут относиться к ней, ведь, в первую очередь, пользователями «зеленого» офиса являются именно они», – прокомментировала Екатерина.
Завершила сессию Евгения Кузнецова, генеральный директор и сооснователь You Social – первого российского консалтинг-интегратора в области ESG. Евгения рассказала о том, как важно начинать внедрение изменений в компании на уровне поведения сотрудников. «Здесь важна и оценка эффективности этих изменений, и гибкая корпоративная культура. Все это меняет отношение сотрудников к жизни и работе в целом, ведь они развивают новые привычки и создают собственную культуру общения, сообщество, которое способно сподвигнуть их на большие перемены», – подчеркнула Евгения.
Победители Премии Green Office Awards будут объявлены 11 ноября 2022.
Запись сессии доступна по ссылке.
Фото: Pexels
мероприятий