журнал стратегия

#журнал стратегия

Может ли YouTube заменить обучающий курс?

Интернет — это основной канал получения знаний и навыков у взрослых: в 2021 году россияне потратили 226 млрд рублей на онлайн-образование против 213,7 млрд рублей, ушедших на офлайн, подсчитали в Data Insight. В перспективе 28,4% планируют увеличить расходы на дистанционное обучение и только 11% респондентов не хотят на него тратиться. Михаил Карпов, основатель корпоративного университета ProductStar, рассказывает, какие преимущества есть у платных курсов.

Почему выбирают онлайн-образование

У онлайн-обучения много плюсов. Например, можно учиться у известного преподавателя или настроить интенсивность обучения в зависимости от своих возможностей: одни быстро поглощают информацию тоннами, а другим важно учиться в размеренном темпе. Я выделяю три основных достоинства, которые делают этот формат доступнее и в чем-то даже эффективнее.

Гибкий график. Дистанционные курсы проще подстроить под рабочий и личный распорядок дня. 53,1% респондентов отметили, что возможность учиться в удобное время — главный плюс онлайн-обучения. А для 39,7% также важно делать это из любой точки мира.

Финансовая привлекательность. Обычно онлайн-программы дешевле похожих в офлайне за счет своей массовости и отсутствия расходов на аренду помещения. Кроме того, есть больше вариантов обучения в зависимости от предпочитаемого формата или бюджета.

Интерактивность. Для повышения интереса и вовлеченности в процессе обучения применяются чат-боты, мозговые штурмы, мастермайнды, викторины, тренажеры, карточки и другие инструменты. Причем каждый учащийся может многократно возвращаться к пройденным материалам, настроить их под себя и сохранять данные о прогрессе. Все эти форматы так или иначе упрощают подачу информации и помогают быстрее осваивать навыки.

 

Надо ли платить за знания

Сейчас существует много сервисов с бесплатным образовательным контентом. Они помогают познакомиться с новой сферой деятельности, расширить кругозор или улучшить свои навыки. Например, можно пройти курс по истории Древней Греции, научиться плести плед или начать развить внимание и критическое мышление. Но где это сделать?

  • Видеолекции и вебинары на YouTube. На площадке огромное количество выступлений по всем интересным темам, в том числе на иностранных языках. Можно найти короткие образовательные ролики о методах и технологиях, кейсы компаний, научпоп лекции, мастер-классы и другую полезную информацию.
  •  
  • Бесплатные курсы на образовательных онлайн-платформах. Как правило, у них нет обратной связи от преподавателей и проверки домашних заданий — максимум тесты по пройденным темам. Но на бесплатных площадках можно послушать лекции по интересующим направлениям и понять, насколько это интересно, а при желании — продолжить более интенсивное обучение уже на платной основе.
  •  
  • Открытые лектории в вузах. Такие проекты реализованы во многих городах и университетах. Поэтому на выступления можно прийти офлайн. Как правило, на подобных мероприятиях чаще всего проводят научпоп лекции от преподавателей и сотрудников. Например, один из известных лекториев есть у Высшей школы экономики.
  •  
  • Просветительские проекты. Наука становится все менее скучной. Например, есть проект Arzamas, посвященный разным аспектам истории: он включает в себя курсы (в том числе платные), подкасты, аудио, ликбезы и спецпроекты. «Теории и практики» помогают прокачивать навыки в разных сферах, в частности, в предпринимательстве. «ПостНаука» делает фундаментальную науку доступнее для всех. И это не единственные подобные проекты — еще есть «Лекториум», «Открытое образование», «Полка» и другие.

Бесплатные курсы не заменят платную образовательную программу. Но они помогают узнать о новых отраслях, быть в курсе современных тенденций, обновлять знания, глубже погружаться в интересующую тему и получать новые навыки.

 

 

Что дает платное образование

Создание качественного онлайн-курса может стоить от 200 тысяч до 5 млн рублей без затрат на оборудование. Сюда входят гонорары преподавателям, методистам, продюсерам, операторам, наставникам, маркетологам, копирайтерам, затраты на продвижение и другие расходы. Что получает студент платной программы:

Структурированный образовательный трек. Разработкой программы занимаются методисты. Они прорабатывают концепцию курса, раскладывают программу по удобной траектории, ищут удобные форматы обучения, готовят учебные материалы и создают среду, в которой у студента будут высокие шансы дойти до конца обучения. Например, методисты образовательного маркетплейса Edutoria формируют треки из курсов разных поставщиков так, чтобы каждый погружался в тему от более простого к сложному.

Не только теория, но и практика. На большинстве курсов предусмотрены домашние задания. Но только платная программа позволяет получить обратную связь от преподавателей или наставников. Это особенно полезно, когда речь идет о создании своего проекта. Без комментариев специалиста порой бывает сложно понять, что ты сделал не так и как можно работу улучшить. Кроме того, иногда можно послушать разборы других однокурсников.

Обновление образовательной программы. Очень редко бесплатные курсы обновляются, так как это просто невыгодно. В то время как на платных пересматривают программу перед каждым набором: что можно добавить, как адаптировать под текущие реалии, как улучшить подачу на основе обратной связи от учеников.

Сообщество студентов. Студенты помогают друг другу с домашними заданиями, делятся советами и найденными полезными материалами. Такая атмосфера мотивирует пройти курс до конца и не потерять интерес к предмету обучения.

Бесплатные курсы можно сравнить с членством в библиотеке, а платные — с поступлением в престижный университет. В обоих случаях можно получить нужные знания. Но в первом — это может быть долгий и тернистый процесс, а во втором — понятный и логичный путь с обратной связью от преподавателей.

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
новости партнеров

70% национальных исследовательских университетов Москвы присоединились к научному хабу Московского инновационного кластера

 

#, ,
новости партнеров

«Деловые Линии» рассказали, как оптимизировали доставку от и до адреса в дни пикового спроса

 

#,