журнал стратегия

#журнал стратегия

Цены на продовольствие при ослабленном рубле разогнали инфляцию в ноябре

Росстат опубликовал данные по потребительской инфляции за ноябрь. Рост цен за месяц составил 0,71%, с начала года 4,1%. В годовом выражении инфляция составила 4,42%, что совпало с консенсус-прогнозом Bloomberg (4,4%) и впервые с августа 2019 г. превысила таргет ЦБ (4%).

 

Собственно, уже по недельным данным, публикуемым в ноябре, она превысила верхнюю границу прогноза ЦБ на 2020 г. (3,9-4,2%), однако в последнюю неделю месяца рост цен замедлился с 0,2% в предыдущие 3 недели до 0,1%. Это может быть связано с укреплением рубля с начала ноября. Минэкономразвития полагает, что в декабре показатель инфляции может составить 0,6-0,7%, а по итогам года 4,6-4,8%, и мы разделяем это мнение.

В ноябре быстрее всего росли цены на продовольственные товары (за месяц +1,34%, в годовом выражении инфляция составила 5,76%), в том числе вследствие скачка цен на плодоовощную продукцию (за месяц она стала дороже на 5,97%, а по отношению к ноябрю прошлого года – на 12,39%). Так, огурцы подорожали на 39,2%, помидоры – на 27,6%, виноград – на 7,4%, картофель – на 7,2%. Вновь в лидерах роста подсолнечное масло (за месяц 7,4%, за год 23,8%), сахар-песок (8,94% за ноябрь, 65% за год), яйца-куриные (7,09% и 8,13%, соответственно).

Отметим, что на мировом продовольственном рынке в ноябре зафиксирован самый резкий месячный рост индекса цен FAO Food Price Index с июля 2012 г. (+3,9% за месяц, +6,5% за 12 месяцев), а само значение индекса достигло максимума с декабря 2014 г. В годовом выражении цены на зерно выросли на 19,9%, а овощи подорожали на 14,5% за месяц (скачок цен на пальмовое и в целом растительное масло). На динамику цен в России оказали влияние мировые цены и сокращение урожая подсолнечника, сахарной свеклы и картофеля в стране в октябре. С учетом завершения сезона овощей на внутреннем рынке доля импорта возросла, что, в дополнение к ослаблению курса рубля в предыдущие месяцы, отразилось на резком росте цен на внутреннем рынке.

Рост цен на непродовольственные товары в ноябре несколько замедлился по отношению к октябрю (0,58% против 0,68%), хотя в годовом выражении инфляция ускорилась с 4,15% до 4,51%. Здесь продолжает сказываться перенос ослабления курса рубля осенью этого года в импортные цены. Наиболее заметно дорожали лекарства (1,09% за месяц, 9,76% в годовом выражении), повышенные темпы роста цен также отмечаются в легковых автомобилях (1-1,4% за месяц), моющих средствах, стройматериалах, электротоварах.

Цены на услуги перешли к небольшому повышению (0,05% за месяц) после 2-х месяцев снижения. В то же время инфляция в сфере услуг остается низкой (2,52%) на фоне слабого потребительского спроса.

Как мы уже отмечали в обзоре от 26.11.2020 г., ноябрьские данные опроса инФОМ по заказу ЦБ, показывают значительное повышение инфляционных ожиданий. Так, медианная оценка инфляции за последние 12 месяцев, наблюдаемой населением, со­ставила 10,7%, а ожидаемой в бли­жайшие 12 месяцев инфляции - 10,1%. Это – максимальные значения с января-февраля 2019 г., когда годовая инфляция превысила 5% в результате 20% ослабления рубля в 2018 г. и повышения НДС, причем оценка наблюдаемой инфляции даже выше уровня начала 2019 г. Повышение инфляционных ожиданий населения – наиболее неприятный симптом для ЦБ, поскольку оно может стать катализатором ажиотажного спроса на потребительские товары из опасений, что потом они будут стоить еще дороже, что может привести к самоусиливающемуся росту инфляции.

Рост продовольственной инфляции, таким образом, является сейчас общемировой тенденцией, но особенно заметно оказывает влияние на инфляцию в странах ЕМ, где доля продовольственных товаров в потребительской корзине выше, чем в развитых экономиках. Возможно, рост мировых цен на продовольствие обусловлен локальными и временными факторами. Однако с учетом общего роста ценовых компонент глобального индекса деловой активности PMI (темпы роста закупочных и отпускных цен в целом на максимуме с 2018 г.) тема инфляции на мировом продовольственном рынке требует мониторинга. Нельзя также исключить, что масштабный приток ликвидности на мировые финансовые рынки частично перетекает теперь и на товарные рынки.

Между тем, глава ЦБ РФ Э. Набиуллина на днях прокомментировала ситуацию так – хотя инфляция в России складывается чуть выше прогноза ЦБ РФ, но экономическая ситуация не создает дополнительных долгосрочных проинфляционных рисков. ЦБ по-прежнему ожидает замедления инфляции до 3,5-4% в 2021 г., что подразумевает проведение в следующем году еще мягкой ДКП.

Мы полагаем, что, несмотря на ускорение инфляции и рост инфляционных ожиданий, ЦБ не станет повышать ключевую ставку. Наметившееся укрепление рубля может оказать в ближайшие месяцы сдерживающее влияние на инфляцию и, возможно (в отсутствие нового витка ослабления курса рубля) весной 2021 г. эффект от снижения курса рубля в 2020 г. будет отыгран. При этом остальные факторы (экономика, как ожидается, еще не выйдет на докризисный уровень, сократится бюджетная поддержка) будут, скорее всего способствовать снижению инфляции в течение 2021 г. и ее возвращению ниже таргета 4%. Тогда ЦБ сможет вернуться к рассмотрению вопроса о снижении ставки, который сейчас потерял актуальность. Если же экономика начнет уверенно восстанавливаться, мы ожидаем, что ЦБ начнет осторожно повышать ставку со 2П21 г. и постепенно вернется к нейтральной ДКП (что соответствует ключевой ставке 5-6%) в 2022-2023 гг.

Аналитическое управление ГК «ФИНАМ»

Фото: StockSnap

анонсы
мероприятий
новости партнеров

Игорь Рыбаков провел I съезд Конфедерации блогеров и актуальных медиа

 

#,
новости партнеров

Резидент «Сколково» запустил сервис для работы с несколькими нейросетями одновременно

 

#, ,