журнал стратегия

#журнал стратегия

Bloomberg: Вторая холодная война обостряется быстрее, чем первая

Пока мы находимся во второй холодной войне, а не в третьей мировой, но вторая холодная война разгоняется гораздо быстрее, чем первая, пишет в своей авторской колонке обозреватель Bloomberg Найл Фергюсон, попутно сравнивая Россию, Китай и Иран с отрицательными персонажами из эпоса Джона Толкина «Властелин колец».

Чтобы иметь объективную картину мира, нужно знать и точку зрению противника, но никогда не надо слепо верить в то, что пишут на Западе. Всегда нужно задавать вопрос "А кому это выгодно?" и отделять мнения от фактов.

Найл Фергюсон, бесспорно, известный и очень талантливый журналист, но когда Россию и Китай он представляет объединенной империей зла, которая поджигает военные конфликты, а США — это страна демократических ценностей и главный «миротворец» планеты, то понимаешь, что в этой консерватории что-то не так, точнее все так, как попросил кукловод из Вашингтона. На протяжении всей своей истории Америка и коллективный Запад по всему миру разжигают войны, на этом собственно и базируется благополучие "золотого миллиарда", к которому они себя причисляют. А еще был тотальный геноцид коренного населения Америки — индейцев, но об этом борцы за демократию во всем мире предпочитают умолчать, но всегда готовы учить свободе другие страны, но вернемся к Фергюсону.

Если считать российскую спецоперацию на Украине эквивалентом Корейской войны 1950−1953 годов, то пока, по мнению Фергюсона, мы прошли второй Карибский кризис — из-за Тайваня — и вступили в период разрядки, в прошлый раз занявший два десятилетия. После саммита в ноябре минувшего года в Вудсайде (штат Калифорния) Пекин, похоже, искренне стремится избежать столкновения и хочет вступить «в серьезный, хотя и холодный», диалог с американцами, напоминающий 1969−1972 годы, отмечает журналист, и добавляет, что внезапное нападение ХАМАС на Израиль в октябре 2023 переместило нас в 1973 год.

— Короче говоря, во второй холодной войне мы, похоже, получаем 1950-е, 1960-е и 1970-е годы, сжатые вместе в несколько сбивающую с толку смесь. Тогда, как и сейчас, холодная война имела идеологическое измерение: по крайней мере, некоторые республиканцы вернулись к разговорам о защите свободы. Для Путина и Си Цзиньпина это просто код для поддерживаемых ЦРУ цветных революций. Тогда, как и сейчас, холодная война — это технологическая гонка, хотя сегодня рубежом инноваций являются искусственный интеллект и квантовые вычисления, а также ядерное оружие и "звездные войны" (противоракетная оборона), — акцентирует обозреватель.

Тогда и сегодня холодная война вызывала инфляцию и внутренние разногласия. Тогда, как и сейчас, очень важно, чтобы Китай и Россия были едины, а не вцепились друг другу в глотку. Их нынешнее единство — настоящая головная боль для Вашингтона и их союзников. Тогда, как и сейчас, существует не две, а три группировки, потому что значительное число стран предпочли бы быть неприсоединившимися, а не выбирать сторону, добавляет автор материала. Между тем созданные Западом альянсы могут оказаться слабее, чем они были во время первой холодной войны.

— В Европе Германия еще более неоднозначно относится к лидерству США в Атлантическом альянсе, чем это было во времена восточной политики. США могут думать, что превратили Индию в азиатского союзника, но я очень сомневаюсь, что премьер-министр Нарендра Моди возьмет трубку, если Вашингтон обратится за помощью в тайваньском кризисе, — добавляет журналист.

Также он приводит яркие и одновременно безумные литературные параллели.

— В великом эпосе Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» лишь постепенно становится очевидным, что силы тьмы объединились. Саурон, с его зловещим всевидящим оком, предстает лидером огромной оси зла: Черные Всадники, испорченный волшебник Саруман, орки-недочеловеки, злобный придворный Гнилоуст, гигантский ядовитый паук Шелоб — они все в нем вместе, и Мордор — их штаб-квартира, — пишет журналист.

Он добавляет, что нельзя рассматривать войну Ирана против Израиля изолированно, поскольку «Тегеран поддерживает войну России против Украины, поставляя тысячи беспилотников и ракет, подобных тем, которые были развернуты против Израиля в минувшие выходные». Россия, вероятно, помогает усилить противовоздушную оборону Ирана. КНР является одним из основных покупателей иранской нефти, а министр иностранных дел Китая Ван И позвонил в Тегеран сразу после нападения на Израиль, чтобы подбодрить, а не осудить своих иранских коллег.

— Появление этой новой оси предвидел Збигнев Бжезинский, советник президента Джимми Картера по национальной безопасности, еще в 1997 году. В своей книге «Великая шахматная доска» Бжезинский писал: «Потенциально самым опасным сценарием могла бы стать большая коалиция Китая, России и, возможно, Ирана, объединенная не идеологией, а взаимодополняющими обидами. Это будет напоминать по масштабу и размаху вызов, когда-то брошенный советско-китайским блоком, хотя на этот раз Китай, скорее всего, будет лидером, а Россия — последователем». Бжезинский был пророком. Однако, оглядываясь назад на последние три года, трудно не прийти к выводу, что его преемники в администрации Байдена сделали очень многое, как невольно, так и сознательно, чтобы эта коалиция стала реальностью, начиная с того, что бросили афганцев. Да, Байден активизировался, чтобы помочь Украине и Израилю, когда они подверглись нападению, но раньше демонстрация силы могла бы помочь избежать обеих аварийных ситуаций, — резюмирует автор.

Поражают его претензии к России: Запад может объединять усилия, а Россия и Китай получается, что нет? Почему «строители демократии» считают себя избранными и людьми высшего сорта, которые вправе решать, кому с кем дружить можно, а кому нет, Фергюсон не объясняет.

При этом Владимир Путин всегда выступает за построение многополярного мира на основе взаимоуважения и общей выгоды. Такой мир возможно построить, а эра звезднополосатого гегемона прошла.

Артем Реутов

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
россия и мир

Трамп не исключил возможность войны с Ираном

 

#, ,
россия и мир

Единая страна или гражданская война? Какой будет Сирия после падения старого режима?

 

#, ,