Что ждет Сирию после бегства Асада
Вооруженные сирийские поставцы практически без сопротивления захватили Дамаск, как ранее и другие крупные города Сирии. Президент Сирии Башар Асад, за которого на последних президентских выборах проголосовали более 95 процентов граждан, бросил свою страну и уже вместе с семей обосновался в Москве. В стране сейчас начался транзит власти. Пока государственные учреждения «остаются под надзором» бывшего премьер-министра Мухаммада Гази Аль-Джалали до тех пор, пока не будет сформировано переходное правительство.
События в Сирии развивались стремительно. В конце ноября обострился конфликт между правительственными войсками под руководством президента Башара Асада и объединенной вооруженной оппозицией, поддерживаемой боевиками ряда террористических организаций. Спустя полторы недели, 8 декабря, Дамаск был захвачен повстанцами, а Асад улетел в неизвестном направлении, а чуть позже объявился в Москве.
Так бесславно закончил свой путь в Сирии человек, чей клан правил страной более 50 лет. Человек, который много лет работал, не покладая рук на свой карман, в то время, как подавляющее большинство граждан жили в нищете. Неудивительно, что многие сирийцы с ликованием встречали повстанцев на улицах своих городов. Вряд ли бы, политик, получивший на последних президентских выборах в 2021 году 95% поддержки населения, мог бы так просто сбежать из страны. Значит мог, и Сирия ему больше не нужна.
Семья Асада руководила страной с 1971 года. Башар Асад является главой Сирии с июня 2000 года. На этом посту он сменил своего отца, Хафеза Асада, который умер 10 июня 2000 года от сердечной недостаточности. Специально для того, чтобы Башар Асад мог быть избран на пост главы государства, сирийский парламент изменил конституцию страны, снизив минимальный возраст кандидата с 40 до 34 лет: на момент вступления в должность Башару Асаду было 35 лет.
В начале 2010-х годов по арабским странам прошла волна антиправительственных протестов, которые закончились сменой власти в некоторых государствах. Не обошел этот процесс, получивший название «арабская весна», и Сирию. Тут митинги с требованием отставки Асада начались в 2011 году. Президент уходить не хотел и начал подавлять протесты. Но ситуация довольно быстро стала неуправляемой и переросла в полномасштабную гражданскую войну, которая продолжается до сих пор.
В ходе этого конфликта в 2014 году большую части Сирии захватили радикальные исламисты из группировки «Исламское государство» (организация запрещена в России), выбить которых удалось спустя несколько лет только при участии международных сил. Радикалам противостояли и сирийская армия, и оппозиционные силы, и Запад, и Россия, и страны Ближнего Востока.
Порой казалось, что Асад не контролирует в Сирии практически ничего, но ему все же удалось сохранить власть: во многом благодаря поддержке Москвы и нашей армии, огромную роль в борьбе с террористами сыграл и ЧВК «Вагнер», но про подвиги «их там нетов» не принято публично говорить и сейчас.
С отвоевыванием территории у «ИГ» гражданская война в Сирии не завершилась, и оппоненты Асада никуда не ушли. В Сирии оказались переплетены интересы многих стран мира, каждая из которых преследовала свои корыстные цели. В последние годы Асад и его клан более-менее успешно контролировали большую часть территории, но в стране продолжали действовать разные группировки, которые противостояли не только президенту, но и друг другу. Какие-то из них поддерживает Турция, какие-то — Иран, за другими стоит «Хезболла» и т. д.
К сожалению, при Асаде некогда процветающая Сирия так и не стала сильным самостоятельным государством, поэтому неудивительно, что повстанцы буквально за полторы недели снесли официальную власть. К 29 ноября повстанцы, в первую очередь боевики «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, признана террористической и запрещена в России) захватили Алеппо, второй по значимости город Сирии и административный центр одноименной провинции. На следующий день оппозиционеры полностью восстановили контроль над восточной частью провинции Идлиб. К 5 декабря они заняли Хаму, а это четвертый по величине город Сирии, и несколько населенных пунктов в провинции.
Уже 7 декабря «Сирийская национальная армия» взяла под контроль Пальмиру. Параллельно с этим продолжались боевые действия за Хомс, что открыло оппозиционным группировкам путь к Дамаску и отрезало правительственные силы Асада от прибрежных районов страны. В ночь на 8 декабря антиправительственные войска вошли в Дамаск, объявив его «свободным от тирана Башара Асада». Сам президент экстренно покинул столицу. Сейчас он в Москве вместе со своей семьей получил политическое убежище.
Премьер-министр Сирии Мухаммад Гази аль-Джалали объявил о капитуляции и готовности сотрудничать с любым новым правительством. Чиновник заявил, что большинство министров остаются в Дамаске и будут поддерживать работу государственных институтов, чтобы не допустить хаоса в переходный период. Об этом глава правительства уже договорился с главарем ХТШ (признана террористической и запрещена в России) за Абу Мухаммадом аль-Джулани.
«Тиран Башар Асад свергнут. Все заключенные были освобождены из тюрем. Мы желаем всем нашим бойцам и гражданам беречь и сохранять собственность государства Сирия. Да здравствует Сирия!», - заявили в своем телеобращении повстанцы.
Руководитель Сирийской национальной коалиции Хади аль-Бахра заявил, что повстанцы гарантируют безопасность оставшимся членам правительства: «Ситуация безопасна, в Сирии прошли темные времена, и нет больше места для возмездия».
Премьер-министр заявил, что вопрос военного присутствия России в Сирии будет решаться новым правительством. В свою очередь лидеры оппозиции «гарантировали безопасность российских военных баз и дипломатических учреждений на территории Сирии». Так что сейчас в стране должен пройти транзит власти от министров, которые еще остались в Дамаске к повстанцам с автоматами. Если же среди них профессиональные дипломаты сложно сказать.
Российские военные базы на территории Сирии находятся в режиме повышенной боевой готовности. На данный момент серьезной угрозы их безопасности нет», - заявили в российском дипведомстве.
Научный сотрудник Института востоковедения РАН и старший преподаватель НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов в интервью РБК заявил, что первостепенную роль в падении правительства Башара Асада сыграли внутриполитические причины. По его словам, после ввода российских войск в 2015 году и стабилизации ситуации правительство Асада не стало проводить какие-либо серьезные экономические и политические реформы, тем самым не следуя как рекомендациям российских и иранских властей, так и договоренностям в рамках астанинского и женевского форматов.
Специалист подчеркнул, что это, в свою очередь, помешало искоренить те самые проблемы, которые привели к «арабской весне» и гражданской войне, — коррупцию, неэффективное управление, непотизм на госслужбе и в вооруженных силах. К ним добавилось отсутствие прогресса в экономическом восстановлении, которое существенно затруднили американские санкции. Несмотря на определенные параллели с приходом к власти «Талибана» (террористическая группировка, запрещена в России), ситуация в Сирии сильно отличается: в арабской республике действует сразу множество группировок, обладающих значительным военным потенциалом и разнящейся идеологией.
«В этих условиях, конечно, возможности одной политической силы навязать всем остальным выгодный для себя расклад сил и видение будущего, к сожалению, не предвидится. С другой стороны, сирийское общество истощено и устало, люди находятся на грани выживания и потому готовы поддержать любую власть, которая готова гарантировать им мир, процветание и хоть какой-то рост качества жизни», — добавил Лукьянов.
При этом серьезную угрозу представляют спящие ячейки «Исламского государства» (запрещена в России) и джихадисты, освобожденные из тюрем. Они способны вернуться к вооруженной борьбе или устремятся в соседние страны, эксплуатируя «поток ненависти» среди местного населения из-за войны в секторе Газа и Ливане.
США будут сотрудничать с «сирийскими группами», чтобы обеспечить переход к «независимой и суверенной Сирии с новой Конституцией и новым правительством», заявил президент Соединенных Штатов Джо Байден, сообщает CNN. Глава Белого дома приветствовал падение режима Асада, назвав произошедшее «фундаментальным актом справедливости». По мнению главы США, для Сирии настал момент «исторической возможности построить лучшее будущее».
Однако присутствует и момент «риска и неопределенности», в том числе из-за угрозы возрождения ИГ группировка признана террористической и запрещена в России). По словам Байдена, Вашингтон уделяет приоритетное внимание предотвращению этого, миссия по борьбе с группировкой продолжится, включая обеспечение безопасности «мест содержания под стражей, где боевики ИГИЛ содержатся в качестве заключенных».
Зампредседателя Совета Федерации Константин Косачев в своем Telegram-канале сообщил, что Москва продолжит оказывать помощь Дамаску, при этом сирийцам придется самостоятельно справляться с гражданской войной в республике. Главной задачей для России остается обеспечение безопасности соотечественников, включая дипломатов и их семьи, а также военнослужащих.
«С падением Башара Асада политическая игра внутри и вокруг Сирии только начинается. В этой игре Москва больше не имеет на руках главного козыря в лице единоличного сирийского лидера, но все же сохраняет несколько сильных карт. Общие российские инвестиции в Сирии составляют более $20 млрд. Москва входит в число ведущих торговых партнеров Дамаска. Сирийская диаспора в России не столь многочисленна, но экономически весьма успешна и социально активна. Да и в самой Сирии не исчезли устойчивые симпатии к России, сформовавшиеся еще в далекие советские времена. Одним словом, у Москвы есть много оснований оставаться активным игроком, а не стать сторонним наблюдателем», — отметил политолог Андрей Кортунов в интервью Коммерсанту.
Программный координатор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Бочаров предполагает, что в Сирии будет создано переходное правительство, подконтрольное ХТШ. Он не исключил вероятность формирования более инклюзивного кабинета министров, хотя ХТШ вряд ли согласится равноправно делить власть с другими силами. «По крайней мере представители дружественных группировок, таких как СНА, а также часть асадовских чиновников могут войти в переходное правительство. Возможно, будут проведены выборы, под наблюдением ХТШ», – сказал эксперт в интервью Ведомостям.
При этом эксперт не исключил реализацию в Сирии «ливийского сценария» – развала страны на анклавы, что чревато многолетним конфликтом. При таких обстоятельствах Москва попытается договориться с переходным правительством по поводу сохранения своего военного присутствия. «Правда, вооруженная оппозиция вряд ли забудет нанесения по ней ударов российскими ВВС. Но для ХТШ вопрос российских военных баз не является первоочередным – их больше будет интересовать вопрос управления большей частью страны», — отметил Бочаров.
Артем Реутов
Фото: Unsplash
мероприятий