журнал стратегия

#журнал стратегия

Достичь Целей устойчивого развития возможно только общими усилиями

В Казани 1 июля при поддержке ТПП Республики Татарстан и Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан состоялась сессия национальной сети Глобального договора ООН «Актуальные бизнес-стратегии устойчивости и ESG. Экономика, экология, человек». В ходе мероприятия эксперты обсудили влияние на стратегии и практику бизнеса Целей в области устойчивого развития ООН до 2030 года (ЦУР). 

Данная повестка была принята ООН и всеми государствами-членами международной организации, в том числе Россией, как безальтернативная, и в ее реализации значительная роль отведена именно частному сектору. Совместно с национальными правительствами и гражданским обществом бизнес находится в центре перехода к совершенной новой модели развития, к новой экономике. Экономика устойчивого развития — это инклюзивная, ресурсосберегающая, поддерживающая экологические и социальные системы, человекоцентричная экономика, которая обеспечивает достойное будущее не только нынешним, но и будущим поколениям.

Экологическое, социальное и корпоративное управление (Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG) — это совокупность характеристик менеджмента, при котором достигается вовлечение компании в решение актуальных проблем современности. Устойчивое развитие постепенно становится главным фактором, способным гарантировать рост, эффективность и прибыльность бизнеса в ближайшем будущем. Между тем, сейчас по-разному и с разной степенью зрелости российское предпринимательское сообщество решает для себя, насколько актуальна эта повестка для бизнеса и как именно она может или должна быть интегрирована в привычные коммерческие модели.

Осознать и разблокировать новые возможности экономического роста и формирования долгосрочных стратегий своего существования в контексте устойчивого развития — вот одна из самых важных задач для бизнеса сегодня.  Раскрытию и обсуждению аспектов, которые необходимо при этом учитывать, была посвящена региональная сессия национальной сети Глобального договора ООН.

Также она была приурочена к старту российского трека международного акселератора ГД ООН «Climate Ambition Accelerator» и VIII Международной летней школе «Права человека для будущих поколений», которая проходила в Казани с 28 июня по 2 июля 2021 года в сотрудничестве с  Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан и при поддержке местных органов власти, включая Правительство и Верховный Суд Республики Татарстан.

 

Основные темы для обсуждения:

- Цели устойчивого развития ООН (ЦУР) и коммерческая деятельность

- Как именно бизнес может содействовать достижению ЦУР?

- Что такое ESG-стратегии и как меняются запросы инвесторов и банков с учетом ESG?

- Какое экономическое значение имеет вовлеченность в повестку устойчивого развития?

- Особенности актуальных бизнес-стратегий устойчивости и ESG. Что такое лучшие практики устойчивого развития?

- Основные экологические и климатические риски для бизнеса и как ими управлять

- Парижское соглашение по климату и научно-обоснованные цели в области климата для бизнеса

- Циркулярная экономика и ее перспективы

- Бизнес и права человека, инклюзия, разнообразие и гендерный баланс в коммерческих стратегиях. Почему это выгодно?

- Корпоративная филантропия в контексте ЦУР

- Устойчивое развитие территорий

- Опыт лидеров устойчивого развития

 

Новая экономика

Форум открывала сессия «Новая экономика. Глобальная повестка — локальные приоритеты». Ее модератором выступил Александр Плакида, председатель Управляющего Совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора», управляющий партнер «Альянс Консалтинг» в составе ГК «АКИГ»:

— Мы планировали провести эту встречу еще в апреле 2020 года, но по известным причинам пауза затянулась. В ходе первой части форума мы обсудим примеры бизнеса, опыт, который получили компании, формулы и форматы взаимодействия с заинтересованными сторонами, в том числе с государством, бизнес-партнерами, социумом. А начнем с приоритетов: как они изменились, сместились, как они учитывают ситуацию, которая глобально охватила всех. 

Владимир Кузнецов, директор Информационного центра ООН в Москве, председатель страновой команды ООН в России:

— Визит президента Татарстана Рустама Минниханова, который состоялся в прошлом году в штаб-квартиру ООН, его встреча с генсекретарем Антониу Гутерришем, который не так давно вновь был назначен на этот пост, стал знаковым событием, и Татарстан заявил о себе как значимый регион на международной площадке, как демонстрирующий уверенные успехи в деле достижения целей устойчивого развития. И это не только позиционирует РФ на площадке международной организации, но и открывает новые благоприятные возможности и укрепляет инвестиционный климат республики, создает базу для международного сотрудничества.

На встрече с генсекретарем Рустам Нургалиевич говорил, что успехи на региональном уровне, в том числе развития бизнеса могут служить примером для многих государств, которые реализуют те же самые задачи. Татарстан здесь в первых рядах и с точки зрения развития промышленности, и с точки зрения поощрения бизнеса, создания инвестиционного климата.

Алексей Борисов, первый заместитель председателя Российской ассоциации содействия ООН, вице-президент Всемирной федерации ассоциаций ООН:

— Лидирующих позиций могут достигать только те компании, которые включают в свою стратегию принципы устойчивого развития, и здесь Глобальный договор во многом может помочь и содействовать. Хотел бы воспользоваться возможностью и предложить бизнес-сообществу Татарстана активно участвовать в проектах Национальной сети Глобального договора в России.

Сейчас, когда ЦУР локализованы уже на экономическом уровне, вводятся требования, сертификаты и деловые стандарты. И наша комиссия работает над развитием данных процессов, их адаптацией и реализацией. Реалии таковы, что без решения задач повестки Стратегии 2030 экономика и на локальном, и на глобальном уровне уже не может развиваться.

Достижение ЦУР — это коллективная ответственность, сейчас прорабатывается вопрос создания ЦУР-лабораторий в ряде локаций России, чтобы способствовать трансформации регионов. У нас есть флагманская программа «Регионы России и цели устойчивого развития», которая реализуется Российской ассоциацией содействия ООН при поддержке Министерства иностранных дел РФ с 2009 года. В ней задействованы 16 регионов, Татарстан в их числе.

Радик Вахитов, руководитель представительства Министерства иностранных дел РФ в Республике Татарстан:

— В 2015 году в связи с установками Повестки 2030 правительством Татарстана была утверждена Стратегия социально-экономического развития республики до 2030 года. Основное внимание было уделено развитию человеческого капитала, повышению благосостояния, качества жизни населения.

В настоящее время Глобальный договор ООН предоставляет широкие возможности для международного сотрудничества, обеспечения устойчивого экономического роста. В этой связи мы выражаем признательность ассоциации «Национальная сеть Глобального договора», приветствуем расширение ее членов и готовы способствовать дальнейшему встраиванию российских компаний по линии всемирной сети деловых кругов в Повестку 2030.

Марина Епифанцева, заместитель руководителя Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан:

— В процессе реализации ЦУР очень важна конкретика и четкий план действий. Стратегия 2030 в Татарстане зафиксирована законом республики. Чтобы ее внедрить, есть план мероприятий по реализации. Там прописан конкретный список мероприятий и их исполнителей, которые за них будут отвечать. 

Андрей Лаврентьев, руководитель регионального отделения РСПП Республики Татарстан, председатель совета директоров ПАО «Казанский вертолетный завод»:

— Я представляю ассоциацию предпринимателей, куда входит почти сотня компаний реального сектора экономики, которые вырабатывают около 80% ВВП республики. Большую часть проблем нам удается решить. По итогам пяти месяцев текущего года большинство наших предприятий вышли на докризисный уровень и продолжают наращивать объемы, идти вперед, но появляются и новые проблемы, в первую очередь имею в виду климатическую повестку.

Изменение климата в результате выброса парниковых газов — это как российская, так и общемировая проблема. Это результат антропогенной деятельности человека, и решить проблему можно только через тесное международное сотрудничество. Актуализация климатической повестки обусловлена введением к 2025 году трансграничного углеродного регулирования, проще говоря, налога на производство, которое сопровождается выбросом парниковых газов.

Есть все основания полагать, что эти меры крайне отрицательно скажутся на экономике нашей республики, ведь большая часть нашего экспорта — это продукция нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии с высоким углеродным следом, которая будет обложена серьезным налогом, что приведет к снижению конкурентоспособности.

Александр Плакида отметил, что уже почти все штаты Австралии приняли запрет на пластик:

— Теперь уже кофе нельзя будет купить в одноразовом стакане на вынос. А пластик — это производная продукции нефтехимии. Мы можем оказаться в ситуации, когда текущее производство может стать невостребованным в мире. Примеры такие множатся, их становится все больше в различных отраслях и сферах.

Права человека и экология

Модератором сессии «Права человека, климат и экология в контексте передовых корпоративных стратегий» выступила Марина Вашукова, исполнительный директор Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора»:

— Сегодня, говоря о социальных и экологических задачах, мы обсуждаем уже не столько КСО, сколько единые стратегии устойчивости и ESG, определяющие новую бизнес-реальность. Компании все более глубоко осмысляют совместную с правительствами и гражданским обществом глобальную повестку устойчивого развития, которая становится философией ответственности бизнеса, наиболее широкой и многоаспектной, чем когда бы то ни было ранее. Ведущие эксперты, деловые площадки в России уже достаточно единодушны: стратегии устойчивого развития, коммерческие стратегии и стратегии в области рисков нераздельны, и бизнес, испытывая давление инвесторов, потребителей, клиентов и всех заинтересованных сторон, должен адаптироваться к этой новой реальности как можно скорее. 

В России сформировалось деловое сообщество лидеров — компаний, приверженных ценностям устойчивого развития.  Многие из них запустили системный пересмотр на всех уровнях (процедур, принципов, технологий, стандартов и т. п.) с учетом ценностей устойчивого развития. Идет переосмысление, пересборка пазлов производства, сбыта и поставок, поиска инвестиций и финансирования, корпоративных коммуникаций и системы управления, вопросов прав человека, трудовых отношений и противодействия коррупции, инновационных устойчивых бизнес-моделей и внешних оценок результатов. Тренд оказывает влияние и на малый, средний бизнес, бурно растет на уровне стартапов.

Анна Львова, директор департамента международных связей и информации Международного инвестиционного банка:

— Мы анализируем те проекты, которые собираемся профинансировать, как со стороны финансовых, так и со стороны нефинансовых показателей. У нашего банка есть своя миссия — это интеграция наших партнеров, их развитие. Мы смотрим, насколько проект соответствует нашей миссии, и второе — есть ESG-факторы, по которым мы стараемся понять, насколько хорош будет эффект от наших инвестиций с точки зрения охраны окружающей среды, экологии, социальных аспектов и всего остального.

Сергей Бобылев, заведующий кафедрой, профессор, руководитель Центра биоэкономики и экоинноваций экономического факультета МГУ им. Ломоносова, главный редактор Доклада о человеческом развитии в РФ под эгидой Программы развития ООН (20002013) и Аналитического центра при Правительстве РФ (20142018), эксперт ООН по ЦУР:

— Сейчас идет в кругу ученых дискуссия о том, что делать дальше с ЦУР. На мой взгляд, нужно трансформировать эту систему. Прошлый год связывают с ковидом, но, по моему мнению, куда важнее для бизнеса принятие практических мер по выходу на углеродную нейтральность к 2030—2060 году. Мы должны попасть в полтора-два градуса Парижского соглашения, соответственно все эти основополагающие экономические индикаторы, такие как доход, безработица, должны уложиться в рамки этих узких экологических параметров.

Человечество впервые оказалось в ситуации, когда мы должны развивать всю экономику, бизнес в этих жестких рамках экологического коридора и, на мой взгляд, это очень важно. Здесь уже не нужно обсуждать, нужно это бизнесу или нет, уже закачаны сотни миллиардов долларов в этот «зеленый» переход, поезд уже ушел и набирает темп. То есть вопрос для бизнеса, в частности, для российского, не «зачем все эти ЦУР и ESG?», а «как встроиться в этот общемировой тренд?».

Светлана Герасимова, партнер проектного офиса «Стратегии и практика устойчивого развития», руководитель Школы КСО и устойчивого развития, преподаватель МВА Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС, старший преподаватель базовой кафедры ФАС России, руководитель программ ДПО Российского экономического университета им. Плеханова:

— 2020 год стал переломным для России. Столько, сколько сделано в РФ за минувший год на всех уровнях, в том числе и на государственном, на самом деле не было осуществлено за предыдущие годы. 2020-й — это год прорыва, у нас появился спецпредставитель, мы сдали обзор по ЦУР на уровне ООН и еще много чего было сделано. У нас появились экспертиза, общественные советы при Минэкономразвития, Минпромторге, Торгово-промышленной палате. Роль предпринимательства и бизнеса в этой повестке огромная.

Оксана Косаченко, старший инвестиционный директор АФК «Система», президент БФ «Система»:

— Мы — крупнейший работодатель, у нас 150 тысяч сотрудников в разных сферах работают, нас все эти данные интересуют, потому что мы нанимаем молодежь в расчете на то, что эти молодые люди через 5-7 лет будут нами руководить. А молодежь на повестку ESG обращает внимание. Более того, большинство молодых людей согласны даже меньше зарабатывать, но работать в социально-ответственной компании.

Наш принцип работы такой: каждый сотрудник, начиная от самого низшего звена до руководителя корпорации, должен быть «устойчивым». Мы внедряем это на уровне сознания, ДНК компании, еще на собеседованиях мы задаем вопрос, готовы ли вы участвовать в решении экологических проблем, в социальной повестке. А чтобы было понятно, о чем мы говорим, мы организовали образовательный хаб с привлечением ведущих ученых и преподавателей.

Елена Дубовицкая, директор отдела анализа и контроля рисков PricewaterhouseCoopers в России, руководитель направления услуг в области устойчивого развития бизнеса:

— Понимание и осознание целей устойчивого развития выходит у инвесторов на новый уровень зрелости. Среди наших респондентов 65% разработали политику в области ответственного инвестирования или ESG. 72% участников нашего исследования говорят, что перед приобретением активов всегда оценивают объект сделки на предмет ESG-рисков и возможностей. 56% респондентов обсуждают вопросы ESG на заседаниях совета директоров более одного раза в год. 38% опрошенных определили релевантные для портфеля компании цели устойчивого развития ООН.

Светлана Бик, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»:

— Я бы выделила три ключевых процесса, которые сейчас происходят в России. Первый: тема ESG зародилась в недрах финансового рынка, в 2006 году ESG вошли в принципы ответственного инвестирования. В России все случилось наоборот. ESG прописались в РФ через компании-экспортеры и, собственно, с них началось шествие ESG в России.

Второй ключевой процесс: формирование национальных правил игры в сферах ESG и ответственного инвестирования. Центральный банк уже вносит изменения в стандарты эмиссии ценных бумаг по «зеленым» облигациям, выпустил рекомендации о разработке кодекса ответственного инвестирования.

Все коммерческие банки, по крайней мере ведущие финансовые организации, уже разработали у себя внутренние документы, назначили кураторов. Такая глубокая трансформация банков и других финансовых организаций уже отражается на их требованиях к заемщикам. Можем констатировать и третий момент, когда в ESG и ответственном инвестировании сейчас происходит смена лидеров, и корпорации, с моей точки зрения, уже уступают место банкам, которые будут доминировать в этой повестке.

 

Ангелина Верба, директор по устойчивому развитию и связям с инвесторами ПАО «Уралкалий»:

— ESG-тематика для нашего предприятия началась примерно осенью 2019 года, когда мы готовились к выпуску еврооблигаций. Поехав с топ-менеджментом в роуд-шоу, мы повстречались с инвесторами, на этих встречах были отдельные люди, которые отвечали за ESG-повестку. По возвращении назад на нашем Стратегическом комитете было принято решение развивать ESG-практику.

У нас был создан комитет по устойчивому развитию при совете директоров. В итоге в этом направлении за полтора года мы сделали очень много. В июне этого года мы привлекли кредит с привязкой к динамике показателей ЦУР. Это крупнейший в России и СНГ синдицированный кредит, который мы получили от 18 банков, в размере $1,25 млрд сроком на 5 лет.

 

Александра Девиер, руководитель направления нефинансовой отчетности «Полиметалл»:

— Хорошие показатели ESG могут снизить стоимость долгового финансирования согласно заранее оговоренным с банком условиям. Условиями же «зеленого»/устойчивого кредита могут быть предоставление отчетности по экологическим и социальных аспектам, поддержание ESG-рейтинга на высоком уровне, выполнение KPI в области устойчивого развития, целевое использование средств на зеленые проекты, снижение выбросов парниковых газов (достижение климатических целей).

Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, заместитель председателя Управляющего совета Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора»:

— Сейчас изменилось понимание того, что такое успешный бизнес, что такое устойчивый бизнес, изменились критерии оценки этой успешности и понимание того, что финансовые показатели не дают полной картины и на них нельзя положиться в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Тенденция очевидна, и она развивается с огромной скоростью, каждую неделю приходят новости об изменениях в инновационно-финансовом секторе.

Российские компании все это осознают и откликаются на эту повестку, меняются стратегии, происходит трансформация бизнес-моделей. Компании делают ставку на развитие человеческого потенциала, обеспечение производственной и экологической безопасности, внедрение инноваций, климатическую повестку, информационную открытость. Сегодня это становится обязательным условием ответственного ведения бизнеса.

Подготовил Артем Реутов

Фото: Pixabay; Unsplash; Shutterstock

анонсы
мероприятий
россия и мир

Россия намерена построить порты в Африке для развития экспорта

 

#, ,
россия и мир

Bloomberg: Вторая холодная война обостряется быстрее, чем первая

 

#, , ,