Эпицентр мировой культуры. Как в мире отреагировали на «Интервидение»

За финалом конкурса «Интервидение» наблюдали без преувеличения в половине мира, в том числе и западные страны, которые не участвовали в фестивале. Французская пресса назвала «Интервидение» многонациональной альтернативой «Евровидения», а в США отметили защиту общих ценностей в многополярном мире. В целом же Россия в очередной раз доказала, что умеет проводить масштабные фестивали на высочайшем уровне и ни о какой международной изоляции и речи быть не может.
Международный конкурс «Интервидение» прошел в минувшую субботу и запомнился ярким и колоритным шоу. Большинство участников пели на родном языке, кто-то из конкурсантов делал ставку исключительно на пронзительный вокал, а кто-то в качестве главного козыря использовал спецэффекты и компьютерную графику. В итоге победителем, по оценке профессионального жюри, стал вьетнамский исполнитель Дык Фук. США тоже должны были участвовать в конкурсе, но в самый последний момент певица VASSY (Василика Карагиоргос) не смогла выйти на сцену.
«По независящим от организаторов и делегации США причинам, вызванным беспрецедентным политическим давлением со стороны правительства Австралии, певица VASSY (гражданка США и Австралии) не сможет выступить в финальном шоу конкурса. Грустно, когда политика вмешивается в мир, который принадлежит музыке и искусству», — отметил ведущий конкурса Алексей Воробьев.
Тем не менее США остались частью конкурса, так как одним из членов жюри был вокалист легендарной группы Deep Purple Джо Линн Тёрнер. Высший балл музыкант присудил Вьетнаму.
Участник от России – певец SHAMAN – выступал под номером 9 с рок-балладой «Прямо по сердцу». Композицию написал продюсер Максим Фадеев. Артист пел на фоне эффектного футуристичного мегаполиса с гигантской ИИ-девушкой из будущего, а затем, на втором припеве, взлетел над сценой на тросах. Справедливости ради, номер был эффектный, но неоднозначный. Ярослав обладает мощным голосом, с этим никто не спорит, но эту песню он в буквальном смысле прокричал, а не пропел, не все слова можно было разобрать.
«Гостеприимство – это неотъемлемая часть души народа России, и я понимаю, что по законам гостеприимства я не имею права претендовать на победу. Я прошу многоуважаемых членов жюри не оценивать сегодняшнее моё выступление. Я представляю Россию, а Россия уже победила тем, что вы все сегодня находитесь у нас в гостях!» – заявил артист и завершил свой выход выкриком «Я – русский».
Это решение певца тоже вызвало споры. Кто-то оценил широту души музыканта, а кто-то отметил, что раз уж ты - русский, то надо идти до конца. Были мнения, что теперь и победитель будет чувствовать себя неловко, так как с конкурса снялся главный фаворит. Однако многих зрителей номер SHAMAN откровенно разочаровал, поэтому ни о какой победе речи и не шло.
Голосование на «Интервидении», в отличие от «Евровидения», полностью легло на плечи профессионального жюри, так как зрители в отборе лучших не участвовали. Артистам выставлялись баллы, на основе которых у каждого из членов жюри формировался список из десятки лучших, получивших от 10 до 29 баллов.
Рейтинг от каждого жюри назывался по очереди, после чего формировалась единая таблица голосования. Первый максимальный балл достался китайцу Ван Си. В итоге третье место получила катарская певица Дана Аль-Мир – жюри совместно оценили её выступление на 369 баллов. Второй стала группа NOMAD из Киргизии с результатом в 373 балла. Первое место с результатом в 422 балла досталось вьетнамскому певцу Дык Фуку. В целом справедливо, учитывая и яркий сценический номер, и мощный вокал музыканта.
Вьетнамский портал Thanh Hoa, рассказывая про конкурс, отметил, что «Интервидение-2025» стало эпическим событием, на котором музыка заставила зрителей пережить самые разные эмоциональные состояния. По мнению автора статьи, конкурс является не просто музыкальной площадкой, но и важным форумом международного масштаба, продвигающим культурное и гуманитарное сотрудничество между разными странами, укрепляющим взаимопонимание между народами и подчеркивающим ценности традиционного искусства.
Кубинский портал CubaSi отметил, что в эту субботу российская столица стала эпицентром мировой культуры. «Каждая страна представила песню, отражающую ее традиции, историю и национальную культуру. Хотя основным жанром была поп-музыка, участники могли включать этнические и фольклорные элементы в свои композиции», — акцентировал автор статьи.
Российский музыкальный конкурс «Интервидение» получил высокую оценку со стороны французских СМИ. Телеканал France24 отметил, что мероприятие объединило представителей более 20 стран и стало значимым культурным событием, способным составить конкуренцию европейскому «Евровидению».
«В субботу Россия возродила свой конкурс песни „Интервидение“, в котором приняли участие артисты из более чем 20 стран... Он составит конкуренцию декадентскому „Евровидению“», — сказано в сообщении телеканала. В материале подчеркивается, что на «Евровидении» в последние годы преобладает английский язык, тогда как «Интервидение» акцентирует внимание на национальном многообразии.
Британский эксперт в области визуальной культуры и идентичности Барбара Баррейро Леон заявила, что «Интервидение» призвано стать своеобразным культурным противовесом популярному, но уже надоевшему «Евровидению». По ее словам, инициатива создания этого конкурса обусловлена стремлением «бросить вызов господству западной культуры», особенно учитывая, что «Евровидение» сегодня ассоциируется преимущественно с либеральными западными ценностями.
«Российские организаторы мероприятия позиционируют его как форум, который будет продвигать традиционные ценности и уникальные национальные культуры — в противовес Евровидению. <…> В эпоху холодной войны девизом таких мероприятий был „Мир и дружба“, тогда как сегодняшняя идея скорее заключается в общих и нелиберальных ценностях в многополярном мире», — написала американская газета The Christian Science Monitor.
На Западе конкурс «Интервидение» воспринимается как битва различных идеологий и культурных кодов, утверждает издание Politico. По мнению западных аналитиков, данный конкурс рассматривается не только как ответ «Евровидению» и инструмент популяризации «традиционных ценностей», но и как яркая демонстрация растущего влияния Глобального Юга в культурной сфере.
Австралийское издание The Conversation написало, что «Интервидение» — это совсем не про музыку. Автор статьи утверждает, что западные страны вправе рассматривать российский песенный фестиваль как политический вызов их единству и способ принести разлад в многолетние отношения: «Этот конкурс — яркий пример того, как в сегодняшней крайне нестабильной геополитической ситуации популярные культурные и спортивные мероприятия превращаются в оружие. Однако стоит понаблюдать за реакцией мировой аудитории. Возможно, некоторые люди за пределами жизнерадостной жвачки «Евровидения» проникнутся более консервативным посылом от России».
Швейцарский информационный сайт Watson подчеркивает, что российскому конкурсу далеко до «Евровидения» с его «прогрессивными ценностями: «Россию исключили из конкурса песни «Евровидение» из-за конфликта на Украине. Теперь страна принимает ответные меры, организовав собственное мероприятие. Однако конкурс в Москве не имеет никакого отношения к ценностям «Евровидения».
Путин хочет чётко разграничить свою версию конкурса с «Евровидением» с его прогрессивными ценностями. В субботу на конкурсе выступили артисты из 23 стран. В отличие от конкурса песни «Евровидение», здесь нет зрительского голосования; победителя определяет жюри».
В целом в западной прессе звучали разные оценки, конкурс равнодушным никого не оставил. При этом многие читатели западных информагентств признали, что «Интервидение» превзошло «Евровидение», в Москве все было красиво, ярко и душевно, а «Евровидение» уже давно стало площадкой для фриков, шутов и прочих лиц с сомнительной ориентацией. Теперь в следующем году «Интервидение» примет у себя Саудовская Аравия.
Фото: YandexART