журнал стратегия

#журнал стратегия

Мир на грани голода: как преодолеть продовольственный кризис?

31 марта Олег Кобяков, директор московского Отделения Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), принял участие в дискуссии «Мир на грани голода: как преодолеть нынешний продовольственный кризис?» на площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай».

В центре обсуждения были вопросы последствий нынешнего продовольственного кризиса для потребителей во всем мире, антикризисных мер, предпринимаемых международным сообществом, ситуации на российском продовольственном рынке и в агросекторе.

В роли модератора выступил Олег Барабанов, программный директор клуба «Валдай», охарактеризовавший события последнего времени, которые пагубно сказываются на состоянии продовольственной безопасности в глобальном измерении.

«Биржевые цены на продовольственные товары растут. Весьма вероятно сокращение экспортных поставок. Это затронет те рынки, на которые шли поставки из Украины и России, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в Северной Африке». Не менее важный вопрос уже для российских граждан заключается в том, подчеркнул Олег Барабанов, «как наша сельскохозяйственная отрасль будет адаптироваться к новым экономическим условиям».

В широком контексте продовольственная безопасность может также «серьезно пострадать в результате изменения климата, когда в одних странах будут учащаться засухи, в других – происходить засоление почвы в прибрежной зоне, что будет выводить из сельскохозяйственного оборота значительные площади земель».

В изданном недавно докладе Международного дискуссионного клуба «Валдай», озаглавленном «Изменение климата и продовольственная безопасность: ждет ли нас продовольственный тоталитаризм», рассмотрены сценарии того, как «те или иные меры, озвученные на конференции в Глазго, могут повлиять на производство продовольствия, в частности, меры по ограничению насыщения атмосферы метаном, а мы знаем, что животноводство – один из основных источников антропогенных выбросов этого парникового газа», – рассказал Олег Барабанов.

Ряд выводов доклада, по выражению модератора, носит «алармистский характер», поскольку высока вероятность, что «целые страны и регионы мира окажутся несостоятельными в плане обеспечения продовольственной безопасности». Это может привести к переходу на «глобальные системы распределения продовольствия при полном отрицании суверенитета отдельных государств в производстве и продаже продовольствия, т.е. сложится ситуация, названная в докладе “глобальным продовольственным тоталитаризмом”».

Олег Кобяков отметил, что сегодняшний продовольственный кризис был усугублен еще ранее пандемией COVID-19. «За два года число голодающих людей в мире выросло с 690 до 820 миллионов, то есть каждый десятый житель на планете испытывает проблему с обеспечением продовольствием».

Он сообщил, что значение Индекса продовольственных цен ФАО достигло рекордного уровня: «Индекс , который наша Организация ведет по поручению стран-членов по пяти основным продовольственным группам, растет на протяжении трех лет, и сейчас его значение выше, чем когда-либо с начала 2011 года».

Представитель ФАО также затронул недавние события, которые повлияли на рост цен, в частности вооруженный конфликт между Россией и Украиной. «Этот конфликт сказывается на продовольственном рынке, причем не только на российском и украинском, но и на мировом. Россия и Украина вместе являются мировой житницей, особенно в том, что касается зерновых — это производство и пшеницы, и ржи, и, особенно на Украине, кукурузы, подсолнечника и рапса. За прошедший месяц в мире цены на пшеницу выросли на 40%, на подсолнечное масло ещё выше, и многие страны теперь столкнулись с проблемами обеспечения импорта и наличия этих важнейших продуктов на внутреннем рынке».

Директор московского офиса ФАО выделил те страны, которые зависят от продовольственного импорта из России и Украины: «Это целые регионы, это вся Передняя Азия, вся Северная Африка, многие другие страны Африки, Азии и Европы. Более 50 стран удовлетворяют значительную часть своей потребности в продовольственном сырье за счет импорта из России и Украины». Многие из этих стран входят в категорию наименее развитых стран, испытывающих дефицит продовольствия и, конечно, по ним этот нынешний кризис, вызванный военными действиями, ударяет сильней всего.

Олег Кобяков рассказал о том, что последствия COVID-19 и нынешнего вооруженного конфликта будут иметь долгосрочный характер. «Руководители «продовольственного кластера» ООН – исполнительный директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бизли, генеральный директор ФАО Цюй Дунъюй и президент Международного фонда сельскохозяйственного развития Жильбер Унбо – уже давно предупреждали об усугублении мирового продовольственного кризиса. В новых условиях цель окончательной ликвидации голода, записанная как ЦУР-2 в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, –  вряд ли будет достигнута. Всё зависеть от того, как скоро ситуация вернется «на мирные рельсы», – заключил директор московского офиса ФАО.

Анисет Габриэль Кочофа, посол Республики Бенин в России и странах СНГ (2012–2016), доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, указал на опасность введённых против России санкций для африканских стран. «Санкции могут убить население Африки, так как оно напрямую зависит от поставок из России, – заявил дипломат – Необходимо сотрудничество России и Африки в обеспечении продовольственной безопасности. Миру пора вспомнить о тех вещах, которые более важны, чем экономика и политические игры».

Олег Сирота, глава Союза сыроваров России, с оптимизмом отозвался о перспективах российского сельскохозяйственного бизнеса. По его словам, аграрная отрасль России зачастую выигрывает от обострения ситуации на мировых продовольственных рынках. Так, высоко рентабельным становится выращивание пшеницы, подсолнечника, рапса и сои. Сельскохозяйственный бизнес в России очень прибылен и остаётся одним из локомотивов экономики, подчеркнул он. По его мнению, фермеры средней полосы России выигрывают даже от глобального потепления, а санкции для российского аграрного сектора не столь опасны, потому что нельзя выкинуть с рынка крупнейшего поставщика пшеницы и удобрений.

Д-р Нурхан Эль-Шейх, профессор политологии Каирского университета, обрисовала положение дел на Ближнем Востоке. Она отметила, что продовольственный кризис в регионе усиливается с 2010-х годов. На Ближнем Востоке из арабских государств от него особенно сильно страдают три беднейшие страны – Сирия, Йемен и Судан, – однако большинству других стран региона также приходится нелегко. Сейчас дополнительно осложняют ситуацию «экономические процедуры», вводимые США и их союзниками против России и других стран. По мнению эксперта, эти меры не столько вредят тем странам, против которых они направлены, сколько всему основному миру, сильно зависящему от российской пшеницы.

Отвечая на вопросы журналистов, Олег Кобяков подчеркнул, что посол Кочофа и д-р Эль-Шейх указали на «глобальный характер и многофакторность продовольственной проблемы. Нынешний конфликт России и Украины – это не единственный фактор, это триггер для целой цепочки рисков, куда входят и санкции, которые притормозили логистические цепочки, и ранее проявившиеся кризисы».

«Исторически основными причинами голода в мире ранее были болезни: в средние века эпидемии чумы, оспы и холеры выкашивали людей миллионами. Другой главной причиной были неурожаи, и в условиях неразвитости международной торговли голод охватывал целые регионы. Наконец, на третьем месте и тогда были вооруженные конфликты, но луками и стрелами, пищалями и мортирами нельзя было вызвать всемирный голод».

В XX веке войны, внутренние и внешние, стали главной причиной голода. На второе место среди угроз и вызовов продовольственной безопасности выдвинулось изменение климата, негативные последствия которого – «засухи, наводнения, тайфуны, вспышки вредителей – ведут к потерям урожая, падежу скота, уничтожению запасов и разорению производителей. Наконец, важной причиной продовольственного кризиса являются «экономические встряски, вызванные действием первых двух групп факторов».

Сегодня в преодолении их последствий как никогда ранее велика роль международных организаций. Так, сейчас ФАО проводит масштабную гуманитарную операцию на Украине стоимостью 50 млн долларов, в рамках которой оказывается чрезвычайная помощь 100 тысячам сельских домохозяйств, насчитывающих 240 тысяч селян: деньгами, семенами, удобрениями, с тем, чтобы они могли «отсеяться» и тем поддержать свои семьи.

В принципе у Украины и России есть достаточные запасы зерна, чтобы прокормить и себя, и насытить мировые рынки. Однако сегодня нарушены логистические цепочки: из-за угрозы судоходству в зонах военных действий, отказа фрахтодателей перевозить российское зерно и удобрения из-за наложенных на Россию санкций. «Нынешний кризис лишь усугубил разрегулированность продовольственных логистических цепочек, которые только-только начали приходить в себя после ковидной напасти, и скорейший путь к его разрешению – в прекращении огня на Украине, отказе игроков мирового продовольственного рынка от ограничений торговли, поддержании её транспарентности, предсказуемости и в согласованных действиях на благо всего мирового населения», – подчеркнул глава московского офиса ФАО.

Ознакомиться с обсуждением можно в записи.

 

СПРАВКА

Международный дискуссионный клуб «Валдай» создан в 2004 году. За время своей работы он стал признанной на международном уровне экспертной площадкой. Сегодня Клуб основное внимание уделяет исследованиям глобальных политических и экономических процессов. За прошедшие годы в его работе приняли участие более 1000 представителей мирового научного сообщества из более 74 государств. В рамках ежегодных заседаний участники традиционно встречаются с Президентом России и другими высшими должностными лицами страны.

Московское отделение ФАО плодотворно сотрудничает с Клубом – в последний раз Олег Кобяков был его гостем в августе 2021 года на панельной дискуссии «Один мир – одно здоровье: животные и COVID-19».

 

Источник: Отделение ФАО для связи с Российской Федерацией

Фото: ФАО; Pixabay

анонсы
мероприятий
россия и мир

Риски осознают все, но Вашингтон «заднюю» включать не собирается. Реакция Запада на изменения ядерной доктрины РФ

 

#,
россия и мир

Запад разрешил Украине бить дальнобойными ракетами по России. В ответ Путин утвердил новую ядерную доктрину

 

#, ,