журнал стратегия

#журнал стратегия

Apple TV+ выпустил яркий и противоречивый фильм про русского создателя «Тетриса»

С 31 марта на стриминговом сервисе Apple TV+ показывается фильм Джона С. Бейрда «Тетрис», который повествует о создании легендарной электронной игры.

Фильм основан на реальных событиях, но считать его историческим нельзя, так как авторы слишком вольно трактуют факты и внесли много вымысла в погоне за экшеном. В центре истории — находчивый голландский геймдизайнер и предприниматель Хенк Роджерс (Тэрон Эджертон), который намерен получить права на распространение советской игры «Тетрис». Ради этого он едет в СССР и встречается с изобретателем программы Алексеем Пажитновым (Никита Ефремов). Объединив силы, герои вступают в масштабную и опасную борьбу за обладание «Тетрисом», способным полностью перевернуть представление мира о том, что такое идеальная игра.

Алексей Пажитнов — это реальный человек, который до сих пор живет в США и периодически приезжает в Россию. В 1984 году ученый работал в Вычислительном центре имени А. А. Дородницына при Академии Наук СССР. Специалист занимался технологией распознавания речи. Каждый раз, когда в центр поступали новые компьютеры, для них писали маленькие программы, чтобы проверить вычислительные возможности машины. Под этим предлогом Пажитнов и начал разрабатывать «Тетрис».

Родители Алексея с детства прививали ему любовь к искусству. Его отец был литературоведом и философом, которого в 1960 годах подвергли репрессиям из-за поддержки протестов против власти. Мать Пажитнова занималась киножурналистикой, поэтому Алексей с малых лет ходил на Московский кинофестиваль. Пажитнов увлекался математикой, головоломками и вычислениями. А сам «Тетрис» был вдохновлен пентамино — настольной игрой, в которой создают разные формы из геометрических фигур. Исследователь сделал прототип за две недели на компьютере «Электроника-60». После коллеги-программисты помогли ему перенести игру на компьютер IBM и доработать ее структуру. В итоге через месяц «Тетрис» стал цветным, получил звуковые эффекты и разные уровни.

В Советском союзе игра сразу стала популярной, для того времени это был настоящий прорыв. Даже дети 1990-х прекрасно помнят «Тетрис», для многих он был любимой игрушкой. При этом официально игра не принадлежала Пажитнову. Она были лицензирована советской компанией «Электроноргтехника» (ELORG). В 1986 году игра стала набирать популярность в Венгрии. Позже о «Тетрисе» узнал руководитель фирмы Andromeda Software Роберт Стайн, которые скупал по дешевке венгерские программы и распространял их на Западе, забирая четверть прибыли, которую вообще-то должны были получать разработчики.

А далее идет слежка, аресты, погромы, драки, погони на «Волгах», жадные кэгэбэшники, глупые офисные функционеры из США и недотепы-ученые из ELORG — в общем полный винегрет из голливудских штампов и клише. Это у российских кинокритиков главная претензия к фильму.

Даже знакомства с трейлером «Тетриса» достаточно, чтобы понять: перед нами очередная русофобская «клюква», собравшая в себе практически все голливудские унизительные штампы о нашей стране. Стране, в которой не бывает хорошей погоды — либо проливной дождь, либо снежные сугробы, и никакого солнца. Где люди в любое время года ходят в облезлых полушубках и шапках-ушанках. Где ужасное «Кей-Джи-Би» не дает людям и шагу спокойно ступить.

И соответственно, только представитель «свободного и демократического Запада» в лице Роджерса, приехавшего в Москву выманивать у Пажитнова права на игру, может дать хоть какую-то надежду этим «русским варварам». О чем, правда, в фильме вряд ли сказано — так это о том, что даже после переезда на Запад в 1991 году Пажитнов в течение пяти лет (то есть в годы наибольшей популярности «Тетриса») не получал от огромных продаж своей игры ни копейки, ни цента, пишет Царьград.

А похвалить ленту можно за необычную форму повествования: фильм разделен на «уровни», каждый из которых сопровождается 8-битной заставкой. В аналогичном стиле сделаны заставки к новым местам действия и рассказ о появляющихся в фильме персонажах, а также изображения перелетов и погонь, которые плавно переходят из двухмерного изображения в трехмерное.

За визуальные эффекты кинематографисты могут смело записать в себе в актив пятерку! Также прекрасно подобран актерский состав: Софья Лебедева («Последний министр», «Казанова»), Энтони Бойл («Патрик Мелроуз», «Толкин»), Олег Штефанко («Сердцеедки», «Американцы»), Тоби Джонс («Первый мститель», «Кошачьи миры Луиса Уэйна»).

Фото: скриншоты фильма "Тетрис"

анонсы
мероприятий
россия и мир

Американский крупный бизнес делает ставку на Трампа

 

#,
россия и мир

Ядерные державы продолжают модернизировать свои арсеналы

 

#, ,