Инстаграм вне игры и закона. Сколько потеряли российские селебрити, и куда теперь идти блогерам
Тверской суд Москвы в понедельник признал деятельность социальных сетей Instagram** и Facebook**, принадлежащих компании Meta Platforms*, экстремистской и запретил их на территории России. Пока одни блогеры горюют, другие активно осваивают новые платформы.
Закон суров, но справедлив
Вчерашнее решение суда было вполне ожидаемым, уже как наделю Роскомнадзор заблокировал американские соцсети. При этом было достаточно много умельцев, которые через VPN пытались обходить блокировки, но все же массовая аудитория была потеряна.
В отношении принадлежащего Meta мессенджера WhatsApp данные требования не распространяются. В прокураторе пояснили, что граждане и организации не будут привлекаться к ответственности за экстремизм за то, что пользуются Facebook** и Instagram**. Между тем, компании Meta* запрещено открывать отделения и вести коммерческую деятельность в РФ. В Генпрокуратуре и ФСБ считают, что деятельность корпорации направлена против России и ее вооруженных сил.
Основанием для обращения Генпрокуратуры в суд стало временное снятие запрета для жителей ряда стран на размещение информации, содержащей призывы к насилию против россиян. Следственный комитет России возбудил уголовное дело о призывах к насилию и убийствам в отношении россиян в связи с действиями сотрудников компании. Позже Meta* попыталась включить заднюю, отметив, что не поддерживает русофобские заявления, но одних устных заявлений для российского правосудия оказалось мало. Терять огромный российский рынок Meta* не хочет, но теперь руководство IT-гиганта должно уяснить, что больше нельзя диктовать России свои условия и относиться русскоязычным гражданам, как к людям второго сорта.
У Meta* после запрета Facebook** и Instagram** в России есть два варианта: обжаловать решение в вышестоящей инстанции или привести свой контент в соответствие с законодательством России, заявил в интервью РИА Новости глава коллегии адвокатов "Грибаков, Поляк и партнеры" Александр Грибаков.
— Есть апелляционная инстанция: Московский городской суд, они, Meta*, судебный акт могут обжаловать там. Но в то же время они могут действовать иным образом: привести свой контент в соответствие российским законам и отрегулировать социальные сети так, чтобы не подпадать под действие законов России, запрещающих пропаганду экстремизма, — сообщил Грибаков.
Эксперт напомнил, что претензии Генпрокуратуры РФ были в том числе в том, что Facebook** и Instagram** не удаляют фейки о российской спецоперации на Украине. Эти требования не были выполнены, что и стало причиной для обращения в суд.
Прощайте миллионы рублей и подписчиков
Facebook** в России был все-таки тихой гаванью для среднего и старшего поколения больших городов, в это время как Instagram** являлся действительно народной и самой популярной соцсетью, а для многих и хорошим источником заработка.
Селебрити на этой гламурной платформе получали миллионы, региональные блогеры тоже могли пополнять свой семейный бюджет, для многих мелких предпринимателей это была главная площадка для продвижения своих товаров и услуг. Еще в начале марта Instagram** захлестнули ссылки пользователей на свои другие соцсети, в первую очередь в Telegram и Вконтакте, но так быстро миллионы подписчиков звезд в их новые соцсети не переедут, многим придется заново завоевывать доверие аудитории, и получится ли у них это большой вопрос. А для некоторых весь медиапуть придется начинать с нуля.
В течение последних нескольких лет доходность в Instagram стабильно росла. Руководитель сервиса ADinBlog Павел Аминев в интервью Газете.ру отметил, что в текущем году объем рекламы в Instagram успел вырасти на 10% в сравнении с 2021-м. При этом количество размещенной рекламы упало примерно в пять раз уже в конце февраля-начале марта.
Самой популярной женской фигурой российского «Инстаграма»** была Ольга Бузова. Имя этой актрисы, певицы, телеведущий уже давно стало нарицательным. Тем не менее, за истадивой следили 23 миллиона подписчиков. Сейчас в ее Telegram-канале их около 45 тысяч. Она рекламировала буквально все: от тампонов и чипсов до поправок в Конституцию. За один пост в Сети Бузова брала с предпринимателей от 350 тысяч рублей, сторис стоили от 250 тысяч рублей, а за 10-секундный ролик артистке платили 600 тысяч. Лишь с одного Instagram** Бузова получала в год более 55 миллионов рублей.
Соцсеть приносила более 35 миллионов рублей в год телеведущей Анастасии Ивлеевой. Ее аккаунт насчитывал примерно 19 миллионов фолловеров. Рекламную интеграцию у певицы Полины Гагариной можно было заказать за один миллион рублей. Ее годовой доход на социальной сети составил 26,4 миллиона рублей. Актриса Рената Литвинова, по подсчетам специалистов, за прошлый год в Instagram** заработала 17,5 миллиона рублей. Она рекламировала ювелирные украшения, частную клинику, косметические магазины, люксовые бренды одежды, премиум-такси.
Примерно такую же сумму получила от рекламы и Ксения Собчак, которая пиарила гостиницы, бренды одежды, пластическую хирургию, товары для ремонта, предметы интерьера, туристические агентства. Надо отметить, что телеведущая уже давно освоила Telegram, где является заметным игроком медиаполя. Ее канал «Кровавая барыня» насчитает 1,4 миллиона подписчиков, ее коллегам по цеху о таком количестве подписчиков в ТГ остается только мечтать.
– В Telegram аудиторию набрать сложнее, потому что там сидят люди, которые хотят скорее почитать эксклюзив, а не посмотреть на маски и фильтры. В Telegram нет ленты, которую легко пролистывать — нужно заходить в каждый канал отдельно. Это не способствует просмотру большого количества контента — скорее предполагает его высокое качество и минимизацию. Telegram скорее «пишущая» соцсеть, где ценится хороший слог, остроумие и сторителлинг, – объясняет руководитель FMCG-практики коммуникационного агентства PR Partner Мария Погораева.
По ее словам, молодые блогеры сейчас открывают для себя «ВКонтакте», который больше подходит для инста-контента. Там давно есть рилс — один из самых популярных инструментов. Находятся они на основной странице, так что найти и посмотреть их легко. А вот поиск нужных вкладок в соцсети у новых пользователей и блогеров вызывает сложности. Она добавила, что блогеры-миллионники годами завоевывали свои ниши, а теперь вынуждены начать ведение страницы с чистого листа. Чтобы интегрироваться в новой соцсети, им понадобится время: в Instagram** рекламодатели платили большие гонорары за раскрученный аккаунт.
* Meta признана экстремисткой организацией в России
** Продукт компании Meta, которая признана экстремисткой организацией в России
Фото: Unsplash и Артема Реутова
мероприятий