Климат не ждет: итоги саммита в Глазго
В Шотландии уже вторую неделю идет 26-я конференция стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Саммит продлится до 12 ноября, но предварительные итоги можно подвести сейчас, ибо ключевые заявления уже сделаны.
Приехали все кроме Путина и Си Цзиньпиня
С 31 октября по 12 ноября в шотландском Глазго идет главная мировая конференция по климату. Мероприятие проходит под эгидой ООН, принимать участие в ней могут все страны — члены организации, которых более 190, причем сразу на нескольких уровнях. На форум приехали президенты и председатели правительств 120 государств мира, однако отсутствовали главы Китая и России — крупных потребителей ископаемого топлива. Владимир Путин и Си Цзиньпинь ограничились видеообращениями, в которых заверили, что прикладывают максимум усилий для перехода от угля, нефти и газа к альтернативным источникам энергии.
Если очень кратко обобщить тематику саммита, то мировые лидеры пытаются, если не свести к нулю, то хотя бы минимизировать выбросы парниковых газов, и достичь так называемой «углеродной нейтральности», отказавшись от углеводородов и перейдя к «зеленой» энергетике.
Открыл саммит на правах хозяина британский премьер-министр Борис Джонсон. Его выступление получилось весьма образным.
— Человечество издавна тянуло время в вопросах изменения климата. Сейчас, когда до полуночи остается одна минута, мы должны действовать. Если мы не будем серьезны в нашем отношении к климату сегодня, для наших детей будет слишком поздно сделать это завтра. Мы должны перейти от разговоров, дебатов и дискуссий к согласованным реальным действиям в отношении угля, машин, финансов, — акцентировал политик.
Генсек ООН Антониу Гутерриш выступил еще жестче, заявив, что человечество, относясь к природе, как к выгребной яме, копает себе могилу.
Наследник британского престола принц Чарльз был более дипломатичным и предложил всем странам мобилизовать усилия в духе военного времени, чтобы увеличить объем финансирования борьбы с изменением климата.
— Мы знаем, что зеленый переход обойдется не в миллиарды, а в триллионы долларов. Не все могут позволить себе большие инвестиции в возобновляемые источники, поэтому нужна кампания по привлечению средств с участием как правительственных институтов, так и частного сектора, — отметил принц Чарльз.
Президент США Джо Байден, который успел подремать в ходе заседания, назвал нынешнее десятилетие решающим в вопросе преодоления климатического кризиса. Он извинился за то, что при его предшественнике Дональде Трампе Америка вышла из Парижского соглашения по климату, и подтвердил планы Вашингтона сократить выбросы парниковых газов на 50—52% к 2030 году.
Говорят одно, делают другое
Мировые лидеры на саммите произносили много пафосных речей о важности сохранения природы и переходе на зеленую экономику, только вот их слова расходятся с делом. Так, британские СМИ саммит по климату охарактеризовали как парад лицемерия. Популярное издание The Sun подметило, что обсуждать снижение выбросов вредных веществ в атмосферу политики прилетели на частных самолетах, а 400 бизнес-джетов даже не могли уместиться в небольшом аэропорту.
«По самой консервативной оценке, они только за перелет сюда выбросили в воздух 13 тысяч тонн углекислого газа — больше, чем 1,6 тысячи шотландцев производят за год жизни. Один из этих самолетов, чартерный Airbus, накануне перевез нашего премьер-министра Бориса Джонсона обратно в Лондон, потому что, как быстро объяснил Даунинг-стрит, его время очень важно», — пишет таблоид.
Британское издание подчеркнуло, что Джонсон следует по стопам Гарри и Меган, которые действуют по принципу «делай, как мы говорим, а не так же, как мы». Между тем, фразы о важности «зеленой энергетики» и сохранении планеты почему-то применимы лишь к рядовым гражданам страны, а политики позволяют себе идти против ими же декларируемых принципов, объясняя свои решения спешкой. В результате обычные жители Лондона, в том числе пожарные и медсестры, вынуждены дополнительно платить за передвижения на машинах с повышенным уровнем выбросов, если не могут позволить себе новое авто.
«Те, у кого есть деньги, либо купят модель автомобиля, выпущенную после 2015 года, либо сверхдорогой электромобиль, чтобы избежать «зеленого налога». Но те, с более низким доходом, кому нужен надежный старый автомобиль или фургон для работы, не могут позволить себе купить Tesla, чтобы Илон Маск мог запустить еще одну ракету», — резюмировал автор статьи.
На этот момент указала и Грета Тунберг, которая без приглашения приехала в Шотландию вместе с другими экоактивистами. Она насчитала, что в кортеже Джо Байдена было 85 автомобилей, но там не оказалось ни одного электрокара. Шведская экоактивистка заявила, что участвующие в саммите COP26 мировые лидеры лишь притворяются, что всерьез относятся к вопросам изменения климата. Она призвала мировых лидеров перейти к реальным действиям.
— Мы заявляем: больше не будет «бла-бла-бла», больше не будет эксплуатации людей, природы и планеты, — выкрикивала протестующая школьница.
Протестных же акций в дни форума было много как в Глазго, так и в других городах мира. Демонстранты требовали решить климатический кризис и устраивали красочные костюмированные шоу. Так, 6 ноября акции и демонстрации в рамках Глобального дня действий за справедливость в отношении климата (Global Day for Climate Justice) прошли на Филиппинах, в Южной Корее, Индонезии, Нидерландах, Франции и Бельгии.
Перед маршем в Глазго около 20 активистов в лабораторных халатах из движения Scientist Rebellion («Восстание ученых») сковали друг друга цепями и блокировали мост короля Георга V, призывая людей «восстать против системы, которая убивает все». Во время марша участники с флагами и транспарантами прошли по улицам. Некоторые держали в руках плакаты с лозунгами «Я не видел белого медведя, но хотел бы» и «Каждый фильм-катастрофа начинается с того, что кто-то игнорирует ученого».
Не рубить леса и сокращать выбросы
На климатическом саммите были приняты три глобальных инициативы: декларация о лесах и землепользовании, декларация о сокращении выбросов метана на 30% к 2030 году и декларация о внедрении передовых зеленых технологий. Обязательства по сохранению лесов подписали лидеры 114 стран, которые пообещали «работать совместно, чтобы остановить и обратить вспять процесс утраты лесов и деградации земель к 2030 году». Договоренность включает выделение $20 млрд, часть финансов пойдет на восстановление уже пострадавших лесных территорий и борьбу с лесными пожарами.
Правительства 28 стран также обязуются прекратить вырубку лесов ради сельхозпроизводства, в частности, ради производства пальмового масла, какао и сои. Обезлесение способствует повышению средней температуры на планете, так как деревья поглощают значительное количество углекислого газа. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон назвал договор знаменательным соглашением по защите и восстановлению лесов и сравнил деревья с легкими планеты.
Еще 105 государств оформили декларацию о сокращении выбросов метана. Планы по внедрению зеленых технологий, предусматривающие их удешевление, поддержали более 40 стран.
Россия присоединилась только к одному из трех соглашений — декларации о сохранении лесов. Владимир Путин в своем видеообращении к участникам встречи отметил, что Россия стремится перейти к углеродно-нейтральной экономике к 2060 году и опирается в том числе на потенциал лесов, которые поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. «Мы принимаем самые серьезные и энергичные меры для их сохранения, совершенствуем управление лесным хозяйством, боремся с незаконными рубками и лесными пожарами, увеличиваем площади лесовосстановления, последовательно наращиваем финансирование на эти цели», — подчеркнул глава государства.
Декларацию о сокращении выбросов метана не поддержали Китай, Иран, Индия и Россия. Эти страны входят в десятку крупнейших эмитентов этого газа. Шесть других крупнейших источников выбросов метана — США, Бразилия, Индонезия, Нигерия, Пакистан и Мексика — подписали декларацию.
Между тем, парад обещаний и призывов на высшем уровне в Глазго пока не особо обнадеживает ученых. Как пишет журнал Nature, ведущие климатологи мира крайне скептически относятся к возможности того, что государства смогут исполнить Парижское соглашение по климату. Шесть из десяти экспертов ожидают, что температура к концу столетия вырастет на три градуса.
Также климатическая повестка упирается в деньги. Ранее богатые западные страны пообещали выделять развивающимся экономикам мира по $100 млрд ежегодно на компенсацию потерь от затратного сокращения выбросов, но свое слово не сдержали.
Артем Реутов
Фото: Unsplash
мероприятий