Кримсон Роуз: «На Burning Man самые безумные идеи становятся явью»
Многие считают Burning Man самым модным и креативным фестивалем планеты. Какие идеи и принципы помогли ему добиться всемирного признания, рассказала член учредительного совета и секретарь правления этого проекта Кримсон Роуз в рамках Synergy Online Forum.
Нечто в пустыне
— Что такое дух Burning Man? В чем заключается искра, которая зажигает наш огонь, которая толкает нас к созданию этого фестиваля? Начиная с 1986 года, когда Ларри Харви и Джон Лоу дали начало этому движению, когда они подожгли деревянного человека, чтобы отпраздновать летнее солнцестояние, мы связываем этот ритуал с древнейшими традициями человечества, которые были посвящены культу огня, который давал жизнь и вдохновение.
Мы выбрали локацией фестиваля пустыню Блэк-Рок в Неваде. Это самое огромное пустое пространство в Америке, самое засушливое и удивительное.
Почему мы выбрали его? Потому что мы увидели в нем огромный потенциал. Мы нашли совершенную пустоту для того, чтобы создать там нечто. Мы шли от той идеи, что хотим проявить чистое творческое начало человека.
На самом деле пустыня Блэк-Рок может представлять собой весьма суровые условия для выживания человеческого существа. Здесь совершенно нет никаких растений, они просто-напросто не выживают на почве, которая является дном высохшего озера. То, что мы создаем, мы сжигаем. Мы не оставляем никаких следов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Город на неделю
Данный фестиваль объединяет многих-многих людей со всего мира. С каждым годом число жителей Блэк-Рок-Сити увеличивается. Наш фестиваль длится всего лишь одну неделю. Как организаторы мы дали начало этому фестивалю, и самое главное для нас — это страсть, желание, стремление к самовыражению. Мы совершенно не пытались изменить культуру или создать бизнес и заработать на этом.
Блэк-Рок-Сити — это настоящий город, и мы можем видеть, что его структура напоминает центр Сан-Франциско. У нас есть все: библиотеки, даже собственный аэропорт и почта. Мы продаем только лед и кофе. При этом каждый привозит с собой свою еду и совершенно не оставляет никакого мусора. Также мы обеспечиваем системы здравоохранения, безопасности. У нас есть и пожарный департамент.
Есть даже транспортная система. В основном участники передвигаются на мутант-карах. Мы также принимаем сотни и сотни волонтеров, которые приезжают каждый год для того, чтобы построить поселение и позволить ему существовать и функционировать подобно обычному, нормальному городу.
Опять же, когда все заканчивается, совершенно ничего не остается. Это самый большой фестиваль, после которого нет ни одной песчинки мусора.
На самом деле все, что длится не больше одной недели, может быть источником невероятного вдохновения и невероятной креативной, творческой энергии, интерактивности. Многие из участников приезжают каждый год и уже не мыслят своей жизни без Блэк-Рок-Сити.
Люди видят культуру, делятся культурой, творят искусство вместе. У нас совершенно нет никаких границ между зрителями и создателями искусства. Между предметами искусства и самими художниками. Все объединяются общим процессом созидания.
Мы не считаем, что мы классический фестиваль, мы не предоставляем никаких развлечений, поскольку предполагается, что все основано на принципе радикального включения. Все участвуют, и все создают этот фестиваль.
Неважно, кто вы, откуда вы и что имеете, — все обладают равными возможностями для участия в этом фестивале и для того, чтобы внести свой вклад в наше сообщество. Мы все участвуем с любовью. Мы стремимся выразить наш юмор и развлечься.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Искусство призывает нас
Когда впервые я приехала на фестиваль в 1999 году, у нас было всего 250 участников. И самое первое мое самовыражение заключалось в том, что я забралась на этого деревянного человека. Я в этот момент почувствовала, что я была защитницей этого персонажа, который должен быть сожжен в конце фестиваля.
Ну что ж, на самом деле это больше чем просто чиркнуть спичкой. Это возможность поблагодарить магию, которая должна состояться во время фестиваля. Люди участвуют глубоко и полностью растворяются в этом искусстве и атмосфере.
Сама атмосфера располагает к творчеству, к созиданию и совместному сотворению искусства. Но началось все с создания плана, с карандаша и бумаги. Везде есть начальная точка. И в начальной точке стоял план.
Сегодня мы имеем огромное количество посетителей фестиваля, которые вкладывают свое вдохновение, свою работу для того, чтобы он продолжал существовать.
Мы располагаем человека в центре нашего фестиваля. Таким образом мы доказываем, что идея может превратиться в целое движение, которое вовлекает в себя, вдохновляет. Огромное стимулирующее и безграничное пространство как будто вызывает в вас творческое начало, вашу веру в то, что все возможно.
Вначале мы лишь стремились к тому, чтобы обрести чувство единения и творчества. Со временем мы экспериментировали все больше и больше. И в результате многие люди возвращаются.
Сумасшедшие ли они? Сумасшедшие ли мы? Но я верю, что искусство вечно. Именно искусство призывает нас. Искусство заставляет нас плакать, заставляет смеяться. Но возможно, отчасти сводит нас с ума, позволяет нам существовать в качестве сообщества человеческих существ.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Снять ограничения
Мне удалось перерасти свои внутренние ограничения и принять их. Обширное пространство, которое позволяет раскрыть потенциал сознания, раскрыть к созданию того, о чем мы раньше даже не могли помыслить.
Нам не следует позволять нашим страхам ограничить нас и одолеть нас. Мы должны преодолеть наши страхи, чтобы эволюционировать.
Мы экспериментировали в процессе создания фестиваля. Когда что-то не работало, мы оставляли это, от чего-то отказывались. Мы заботимся о культуре, мы поддерживаем ее и стремимся, чтобы она оставалась дикой.
Искусство, культура — это живой организм, он должен быть, его нужно стимулировать, подбадривать и все время хранить этот священный огонь. Иначе он просто может погаснуть. Мы люди, мы фрики, мы черные овцы стада, но мы будем продолжать поддерживать этот креативный дух, эту искру, чтобы поддерживать искусство живым.
Мы стремимся к распространению духа искусства. Искусство, которое пронзает нас полностью. Это вдохновение может быть невероятно глубоким. Представьте себе пространство, в котором вообще нет никаких правил и вы можете выражать себя свободно. Так, как вы это ощущаете.
Дух Burning Man поощряет людей к сотрудничеству, к творчеству. И при этом активизируется человеческий элемент. Как бы это ни звучало. Во время фестиваля у нас много возможностей для опытов, чтобы почувствовать искусство, стать искусством благодаря самовыражению.
У нас проходит масса церемоний и ритуалов, событий и ивентов. И в основе всего этого лежит огонь, пламя творчества. Мы зажигаем церемониальные огни. Мы поддерживаем их, воссоздаем «горящего человека» год от года. На самом деле это как холст, на котором мы создаем то, кем являемся.
Креативная энергия Блэк-Рок-Сити невероятна, и она пронзает все, что мы делаем. Мы организуем наши фестивали на разные темы, такие как эволюция, древние ритуалы огня. Я должна сказать, что каждый из нас в этом процессе живет и должен жить интенсивно настолько, насколько он может прямо сейчас.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Наши ритуалы
Деревянный человек стоит как символ того, что происходит в Блэк-Рок-Сити. И в итоге он будет сожжен. Он соберет в себе все виды энергии. И слезы, и горе, и восторг. И наш ритуал стал для нас священным. Особенно когда речь идет об огне. Мы вкладываем всю нашу энергию в это празднование. И мы обходим его в процессе и поджигаем его. Словно Феникс, он воспламеняется. Но мы знаем, что он будет возрожден в следующем году.
В 2006 году был возведен первый храм. Нам всем нужен был храм. Дизайны храма меняются год от года, однако он для нас является краеугольным камнем нашего сообщества.
Все участники вносят что-то свое в создание этого храма. Одни прощаются с уже ушедшими близкими людьми, другие что-то празднуют или расстаются с какими-то предметами или воспоминаниями. Храм стал больше чем просто местом, где оставляют воспоминания. Он стал совершенно особенным центром, который объединяет всех.
Мы вновь возвращаемся мыслями к истокам и осознаем, что нам ничего не принадлежит. Или же все принадлежит сообществам — мы должны научиться отпускать, чтобы возродить нечто вновь. И это сообщество не могло бы существовать, если бы каждый не принимал участия в его создании.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Десять принципов
Мы базируемся на десяти принципах. Основатели сформулировали их, и мы до сих пор их сохраняем. Однако это не какая-то диктатура. Принципы родились органично в процессе развития. И произошли они из наблюдения.
Первое — это радикальное включение. Мы должны пригласить к нашему опыту других людей.
Второе — дарение. Люди дарят друг другу время, ресурсы, идеалы. Просто, может быть, какую-то помощь. На Burning Man мы ничего не продаем.
Третье — принцип декоммодификации (уход от рыночной зависимости. — Ред.). Мы, конечно, верим в деньги, но мы не считаем, что трансакции, бизнес объединяют людей и делают ближе.
Четвертое — радикальное самовыражение. Мы верим в это. У каждого есть право на самовыражение. Право на слово.
Пятое — радикальная самодостаточность. Наши участники привозят все, что им нужно для самовыживания.
Шестое — общественные усилия. Это не только об индивидуальном выражении — наш фестиваль показывает, насколько мы сильны, когда мы делимся ресурсами, сотрудничаем и создаем вместе.
Седьмое — ответственность. Мы должны прилагать наши усилия ради будущего.
Восьмое — не оставляй следов. Если вы что-то привезли на Burning Man, то должны увезти это с собой. Мы крайне ответственно относимся ко всем элементам, которые могут остаться в пустыне. То, что осталось, нужно использовать либо переработать.
Девятое — участие. Burning Man — это возможность внести вклад и поучаствовать. Каждому есть что предложить. И мы верим, что это ключ к общественным и личным изменениям и развитию.
Десятое — «здесь и сейчас». Культура Burning Man ценит активную деятельность, и мы верим в силу момента.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Бёрнеры в мире и России
Будущее неизвестно, и особенно в 2020 году. Из-за эпидемии коронавируса мы глубоко воспринимаем все и осознанно относимся к нашей деятельности. Сейчас, в условиях пандемии, у нас есть шанс подумать, что бы мы могли сделать — возможно, мы можем разработать какие-то другие ритуалы.
И действительно, мы получили сотни и сотни имейлов, где наше творческое сообщество предлагает, какие ритуалы мы могли бы создать.
Но Burning Man — это не только неделя в пустыне. Это глобальное движение художников, бёрнеров (burner — участник фестиваля. — Ред.) и людей, которые нас поддерживают и хотят участвовать.
У нас в разных странах есть представительства бёрнеров — художники, артисты, волонтеры. Именно поэтому Burning Man — это сообщество. Люди приезжают вновь и вновь на наш фестиваль, вдохновляя и привлекая все новых и новых участников. Таким образом, растет наша глобальная сеть.
Мы все разные. Все сообщества разные. Люди приезжают группами, организуют команды. При этом сотрудничество делает его более сильным, более могущественным, чем если бы оно состояло только из индивидуальных участников.
Есть Burning Man в Африке, в национальном парке. В 2018-м уже было более двух тысяч участников. Burning Man в Израиле также проходит в пустыне. И число его участников растет.
Есть событие и в России. РФ провела первый Burning Man в 2014 году, причем состоялось это зимой.
Burning Man — это не просто временный фестиваль, он закладывает принципы для творчества, для создания нетворкинга, для взаимодействия с социальными группами. В 2005 году бёрнеры помогли справиться с последствиями урагана «Катрина» в Луизиане, они помогли вновь построить дома и очистить природу от мусора.
Бёрнеры без границ. Это движение, которое объединяет более 150 проектов и грантов начиная с 2005 года во всем мире. От Гватемалы до Непала наши участники, наши бёрнеры, приходят на помощь пострадавшим регионам, семьям, людям, они принимали участие в тушении пожаров, ликвидации последствий ЧС. Так же и в России. Принцип «не оставляй следов» объединяет огромное количество волонтеров. Например, в парке «Кусково» 150 волонтеров вышли, чтобы очистить территорию.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Возродимся после пандемии
Мы в руководстве проекта ответственны за то, что происходит в пустыне Невады, также и финансово. Наша миссия — облегчать участие в фестивале и распространять эту культуру и энергию.
Наш CEO и ответственный за культуру сказал, что переход в следующую эру должен осуществляться на основе наших принципов. Мы будем продолжать создавать образовательные программы, новые связи и делиться культурой во всем мире.
Ритм жизни в условиях пандемии был довольно сложным и быстрым. Изменения происходили стремительно, и мы зачастую не знали, что делать. Но мы сейчас получили возможность подумать о том, что же действительно важно в жизни.
Сейчас COVID-19 повлиял на сообщество и мы, также следуя тенденциям, включаемся в онлайн, и мы определенно не дадим нашему пламени погаснуть. Для нас это возможность как для человеческих существ переосмыслить себя и возродиться подобно птице Феникс.
Burning Man возобновлялся много-много раз вне зависимости от ситуаций, которые складывались на международной арене, и он продолжит существовать и возрождаться вновь.
Meta признана экстремисткой организацией в России в марте 2022 года (продукты Meta — Facebook, Instagram, WhatsApp)
Подготовили Николай Алексеев, Елизавета Бажанова
Фото: Shutterstock; Instagram; Университет «Синергия»