журнал стратегия

#журнал стратегия

Локальная интеграция рынка инноваций

sss

Пожалуй, единственное, что сейчас по-настоящему объединяет экономические политики разных стран, это необходимость поиска мер защиты национальной экономики от регулярных волн экономических кризисов. Надо понять и смириться с непростой мыслью, что в современном мире мощь страны определяется не столько ресурсами (материальными и интеллектуальными), сколько эффективностью их использования.

Консервативный подход к борьбе с экономическим спадом, как правило, предусматривает принятие протекционистских мер и так называемых санкций: национальные рынки вспомнили о границах, по существу обособились и закрылись так, как будто нет никаких сообществ, таких как Европейский союз и других ему подобных. На самом деле реальной перспективы у политики возврата к изоляции и автономности экономического развития нет. Все мы в одной лодке — и это ощущение взаимозависимости тем острее, чем выше мы пытаемся поднять жизненный уровень населения страны. Наиболее остро эта потребность проявляется в развитии транспортных систем. Именно в этой сфере преодоление национальных границ имеет большой исторический опыт — это и Великий шелковый путь, и Северный морской путь, и транспортные коридоры типа «Север — Юг». Конечно, никогда вся дистанция этих маршрутов не имела общего управления, но в условиях современной геополитической картины мира степень разделенности всех звеньев достигла максимума, став едва ли не главным препятствием экономического роста. И поскольку цивилизационный Мир без границ — объект безудержной фантазии, для расчетов интеграционных эффектов формируются различные виртуальные общности.

Наступило время ставить задачу формирования общих локально интегрированных рынков инноваций. Пока что подобная идея выдвинута по созданию интегрированных валютных рынков, что, безусловно, на несколько порядков более сложная задача. Любопытно, что в характеристике разделения труда на мировом рынке позиция развитых экономик оценивается лидерской в отраслях, обозначенных как «глобальные инновации для локальных рынков», в противовес обрабатывающим отраслям.

Практическое освоение инноваций начинается с их поиска, в то время как процесс их создания скрыт от взглядов потенциальных потребителей. По разным оценкам, на это уходит от 50 до 75% времени и средств. Риски, которые составляют неотъемлемую часть любых инноваций, связаны как раз с ошибкой выбора (отбора) тех из них, которые обеспечат возврат вложенных в них ресурсов — финансовых и трудовых. Венчурные капиталисты чаще всего называют децильную норму окупаемости инновационных проектов — то есть только один проект из десяти дает эффект, покрывающий все расходы.

Все это вместе взятое приводит к тому, что важнейший институт рынка — спрос — существует независимо от другого института — предложения. В результате образуются неподдающиеся никакому регулированию хаос и диссонанс: с одной стороны, создается безумное количество потенциальных инноваций, которые становятся таковыми только на рынке как результат акции купли-продажи. Однако акций-то как раз и нет, точнее, их чрезвычайно мало, поскольку невозможно заранее установить, действительно ли нужны и полезны эти инновации. С другой стороны, производство товаров и услуг также жаждет инноваций, чтобы занять или расширить на рынке свою нишу, и не может найти такие из них, которые не обманут ожидания этого же рынка. И чем более закрыт и локализован этот рынок, тем труднее найти оптимальное разрешение этого противоречия.

Раз так, то нужно по-другому взглянуть на весь процесс создания и освоения инноваций. Мы предлагаем, чтобы их поиск осуществлял рынок, но рынок особый — рынок инноваций. В самых общих чертах он представляется как открытое свободное обращение инновационных продуктов, готовых к продаже. Тот, кто быстрее использует инновационный продукт, тот и выиграет. Другими словами, конкуренция создания инновации замещается конкуренцией пользователей.

На этапе создания инновационного продукта конкуренция замедляет весь процесс, иногда приводя к дублированию и зацикливанию на тупиковых вариантах. Здесь нужна кооперация, поскольку только она позволяет объединить в одном ключе представителей самых разных отраслей знаний и инжиниринга, тем самым значительно сократить время разработки. На этапе коммерциализации созданной инновации появляется фактор уровня совершенства всей корпоративной системы — маркетинг, банкинг, операционный и стратегический менеджмент. Здесь конкурентный механизм не замедляет инновационное развитие, а благодаря эффекту конвергенции инновационных разработок ускоряет его, заставляя в полной мере мобилизовать все резервы, в том числе путем инкорпорирования недостающих эффективных элементов управления и практик применения современных информационных технологий.

Надо иметь в виду еще одно системное противоречие построения инновационной экономики. Анатомию инновации схематически можно представить следующим образом: субъект инновации (компания) финансирует НИОКР, получая взамен разработку, которая либо увеличивает ценность выпускаемой продукции для ее потребителей и тем самым ведет к росту выручки компании, либо сокращает издержки. Таким образом, создается стоимость, которая может оставаться у компании в виде прибыли, а может переходить к конкурентам и потребителям, которые получают лучшее качество за ту же и даже более низкую цену.

трррр

Сегодня гораздо более существенную роль в конкуренции на мировом рынке начинают играть не сами по себе глобальные инновации, а национальные инновационные системы. При этом значительное и все возрастающее число отраслевых задач развития экономики требует интермодального сочетания производственных, финансовых, научно-образовательных, управленческих систем вне границ их локализации.

Владимир Рудашевский, заместитель председателя Комитета РСПП по промышленной политике, д. э. н., профессор  

Отсюда следует очень важный, парадоксальный на первый взгляд вывод: экономическая привлекательность инноваций для субъекта инновационной деятельности зависит от эффективности национальных барьеров на пути распространения созданных разработок, поскольку от этого прямо зависит объем прибыли инноваторов. И чем дольше компания способна ее получать, тем привлекательнее доход на капитал, инвестированный в инновации. Но интересы роста всей экономики (а не одной компании) требуют, наоборот, высоких темпов распространения инноваций. Поэтому барьеры распространения необходимо снижать. При этом состояние всей экономической среды оказывает существенное влияние на инноватора, в том числе и депрессивное, скажем, дефицит государственного бюджета может изменить налогообложение.

Если под этим углом посмотреть на глобальный рынок, то придется констатировать, что его инновационная составляющая испытывает именно такие противоречивые воздействия. Примером может служить развитие информационных технологий. Массовое распространение готовых разработок снижает их цену на локальных рынках, но повышает на глобальном рынке стоимость ключевых технологий их применения: стандартов, алгоритмов, кодов, гармонических элементов. Из этого вытекает, что разработка инновационного продукта будет тем более эффективной, чем быстрее она выйдет на глобальный рынок. А скорость ее движения на этот уровень продаж будет тем выше, чем меньше времени затрачивается на завоевание отдельных секторов рынка. Такую возможность как раз и может предоставить локально интегрированный рынок инноваций, охватывающий рынки стран, экономически либо территориально близких в своих отношениях.

Значительный интерес представляет вывод японских ученых — экономистов, физиков и математиков — на основе моделирования процессов мировой торговли: стимулирование экономического роста в масштабах одной страны почти не имеет смысла в условиях глобализации, поскольку общие кризисы образуют риски быстрее, чем национальная экономика способна их нейтрализовать. Скоординированная общая политика стимулирования экономического роста в ответ на кризис — это отчасти работающая, но вряд ли эффективная экономическая политика. Именно повышению этой эффективности и способствуют локальные рынки как своеобразные фракталы мирового рынка.

Ввиду принципиальной специфики инновационных продуктов такой рынок тоже характеризуется рядом особенностей. Не ставя задачу дать их исчерпывающий перечень, упомянем лишь некоторые из них.

Прежде всего, как уже сказано, он должен быть открытым, то есть его участники освобождаются от уплаты пошлин на ввоз-вывоз инновационной продукции, подобно тому как в ЕС либерализовали рынок авиаперевозок (Договор «Открытое небо»). Даже такая щепетильная сфера, как оборона и безопасность страны, претерпела удивительную метаморфозу: Англия и Франция объединили усилия по защите национальных интересов. В частности, обе страны договорились о совместном испытании ядерного оружия, иначе говоря, о совместном инновационном развитии ядерного потенциала.

В принципе, глобализация мировой экономики породила технологическую открытость, так что либерализация рынка инноваций сама по себе не отменяет необходимость защиты национальных интересов — просто они переходят от эксклюзивных, исключительных научно-технических открытий к национальным инновационным системам, обеспечивающим комфортные условия для освоения инноваций мирового (в том числе локально интегрированного) рынка производственным сектором экономики. Сейчас мало создать инновацию — ее надо быстро внедрить в массовое производство.

Отличие рынка инноваций состоит и в том, что ему противопоказана консолидация — здесь действуют одиночки, даже если это крупные игроки. Как правило, рыночная консолидация необходима для поддержания ликвидности и, соответственно, требуется постоянное резервирование больших средств. Рынку инноваций ликвидность не нужна, она потенциальная, поэтому механизм резервирования отпадает.

Государства, накопившие огромные резервы, ставили перед собой цель завоевания чужих товарных рынков. Рынок инноваций не столь «сексапильный» — его привлекательность остается на довольно низком уровне до тех пор, пока покупатели не оценят разработку как товар, но тогда и этот рынок становится товарным. Именно поэтому, несмотря на всю специфику, обмен инновационными разработками, их распространение и использование отвечают всем требованиям рыночного института.

Еще одна особенность рынка инноваций в том, что его субъекты не центры прибыли, а центры компетенции. А они гораздо более склонны к кооперации, и именно вследствие этого рынок инноваций можно и нужно создавать как объединенный, где национальные рамки приобретают условный, в крайнем случае информационный характер. Что касается правовой защиты интеллектуальной собственности, существуют признанные процедуры перевода любых запатентованных разработок, представленных на мировом рынке, на национальную фазу, например, процедура Пи-Си-Ти (PCT — Patent Cooperation Treaty). Россия уже перевела на свой рынок через европейское патентное ведомство сотни тысяч заявок.

zzz

Кризис заставил сформировать в рамках ЕС гигантский стабилизационный фонд. Конечно, его наличие поможет решить кратковременные проблемы социально-экономического развития, но не избавит от необходимости реструктуризации долгов. Возникает потребность создания действенного механизма обеспечения роста экономики, не связанного с фискальной политикой и защищенного от спекулятивных атак. Формирование объединенного рынка инноваций стимулирует образование интегрированного фонда финансирования инноваций. Он может носить виртуальный характер, то есть его средства будут в компетенции национальных инновационных систем. Да и сам рынок инноваций может быть виртуальным, как социальная сеть, поскольку инновационность современной экономики создается не крупными организациями, а предпринимательской сетью, объединяющей отдельные группы разработчиков. В теории сетевых структур показано, что именно сетевой обмен информацией как результат спонтанных взаимодействий способствует реализации экономически эффективных проектов в инновационных сообществах.

Объединенный локально интегрированный рынок инноваций с этой точки зрения может дать мультипликативный эффект для любого отдельно взятого инвестора.

При построении локально интегрированных рынков инноваций важно обратить особое внимание на развитие новых форм государственно- частного партнерства, в частности таких как создание функциональных кластеров. Их суть довольно проста — консолидация не территориально близких предприятий, работающих в разных отраслях экономики, а функционально связанных структур. Именно там — на стыке разных отраслей знания и производства — могут быть созданы оптимальные условия и для межстрановых и межотраслевых взаимодействий, и для ускоренного внедрения разработок в массовое производство, и для диффузии инновационных идей, решений, подходов к новым задачам, и для грамотного, профессионального управления всеми этими процессами.

Кластеры уже давно и прочно вошли в мировую практику промышленной политики. Их преимущество в том, что, во-первых, невозможно создать кластеры, принуждая компании к совместной работе путем использования административных рычагов, без учета реальных перспектив осуществления соответствующих видов хозяйственной деятельности. Тот факт, что несколько компаний используют или ориентируются на одни технологии, еще не означает, что они будут формировать реальный кластер. Для этого нужно как развитие сотрудничества между компаниями, так и включение в их кооперацию сектора услуг. Ни одной из этих целей нельзя достичь из-под палки, равно как и отказаться от любой из них под воздействием политических санкций простым административным решением, без наличия объективных рыночных предпосылок. Более того, чрезмерный акцент на административных мерах регулирования может создать дополнительные препятствия для формирования инновационно ориентированных кластеров, выступая смирительной рубашкой для бизнеса, а не питательной средой для него.

Во-вторых, ключевой фактор доверия и обеспечения устойчивого спроса — это вхождение в состав кластеров компаний крупного бизнеса.

333

В инновационно ориентированных кластерах эти компании выполняют двоякую роль — они способны выступать и в качестве инноваторов, привлекающих компании-субподрядчиков для реализации своих проектов, и в качестве генераторов спроса на услуги инновационно активных компаний малого и среднего бизнеса, обеспечивая их заказами и рынками для их интеллектуальных разработок. Напротив, кластеры, состоящие исключительно из малых и средних компаний, имеют меньше шансов для динамичного развития, прежде всего из-за отсутствия доступа к значительным финансовым средствам и невозможности генерировать устойчивый спрос на продукцию смежных отраслей.

Поддержка стран, образующих локально интегрированный рынок, таких функциональных кластеров позволила бы решить еще одну важную задачу: привлечь к реализации инновационной политики региональные и субрегиональные власти каждой из стран. В частности, благоприятные условия для функциональной кооперации сейчас складываются в Евразийском экономическом союзе.

анонсы
мероприятий
россия и мир

Индия обогнала Германию по поставкам лекарств в РФ

 

#, , ,
россия и мир

Китай не согласует продажу TikTok в США

 

#, ,