журнал стратегия

#журнал стратегия

Между нами тает лед

Возможно ли создание единого диспетчера для Севморпути и Суэцкого канала?

Северный морской путь в 180 раз проигрывает сегодня по объему грузоперевозок Суэцкому каналу. Однако таяние льдов Арктики может сделать транспортный путь вдоль побережья России новой мощной артерией, связующей Азию с Европой.

По Севморпути грузы возможно отправлять в любую точку мира — в Китай, Японию, Европу, США. По нему расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока 14 тысяч километров, а через Суэцкий канал — 23 тысячи. В связи с глобальным потеплением транзит по СМП теперь возможен с июля по октябрь вследствие усилившегося таяния арктического льда.

На то, что Северный морской путь станет альтернативой Суэцкому каналу в Египте и значительно сократит время перевозки грузов, сегодня возлагает надежды не только Россия, но и главный мировой экспортер — Китай.

Для сравнения: по суэцкому маршруту от Южной Кореи до Германии судна доплывают за 34 дня, по арктической трассе — за 23 дня. А это значит, что СМП позволяет при определенных условиях заметно снизить издержки. На северном маршруте отсутствуют очереди как в Суэцком канале, да и нет пиратов, грозящих морякам в Аденском заливе.

 

В суровых снегах

Правда, и по Севморпути транзит может быть небезопасным. К примеру, если случится авария, то судно могут ждать большие проблемы вдали от цивилизации, где практически нет населения и инфраструктуры. Кроме того, Россия взимает плату за ледокольную помощь и навигацию. Ведь надо понимать, что моря, которые входят в состав СМП, отличаются весьма суровым климатом: среднемесячные летние температуры здесь не поднимаются выше 7 градусов, зимние — падают до минус 35.

Да и прибрежный маршрут состоит из большого количества проливов, отличается мелководьем, что недопустимо для крупнотоннажных судов. Моря СМП имеют шельфовую зону, глубина ее — около 200 метров. Последнее — аспект важный, поскольку конкуренция Суэцкого канала с Северным морским путем будет определяться возможностью прохода крупнотоннажных судов.

Между тем фактором, который определяет привлекательность и интенсивность использования северной торговой трассы, является активизация военной, экономической и научно-исследовательской деятельности России в Арктике. Вот почему в последние годы можно нередко услышать заявления о возможном создании альтернативы Суэцкому каналу за счет эксплуатации Севморпути.

 

Пока не для всех

Председатель социально-экономической секции Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и гендиректор АНО «Институт регионального консалтинга» Александр Пилясов в интервью нашему изданию отметил, что СМП никогда не сможет составить полноценную конкуренцию Суэцкому каналу по скорости и рентабельности перевозки грузов.

— Например, если завод работает от комплектующих, которые не должны запаздывать в пути, то СМП не лучший путь. Может встать конвейер, а это риск паралича производственного процесса, — говорит эксперт.

В настоящее время по СМП не проходят регулярные массовые перевозки транзитных грузов.

— Сейчас это в большей степени поставки оборудования «Новатэка» для строек — с запада на восток. Основной поток — вывоз сжиженного газа, который некритичен для производственного процесса, — отметил Пилясов.

Все прецеденты контейнерных перевозок из Азии в Европу — экспериментальные, и их проводит только Китай.

— По факту с точки зрения поставок грузов СМП проигрывает. Добиться поставки с точностью до дня по всему его пути не очень реалистично, — подчеркнул эксперт.

На СМП для защиты от капризов арктической природы требуются суда усиленного ледового класса. Поэтому пока все ограничения позволяют говорить о Северном пути как об очень хорошем дополнительном транзитном транспортном канале, который может разгружать Суэцкий канал в периоды перегрузок — можно переключать часть грузов и пускать их по Севморпути.

— Все это означает, что необходим механизм перевалки грузов с обычных на суда усиленного ледового класса. А это удорожание, — говорит Пилясов.

 

Новая идея

В беседе с экспертом наш корреспондент предложил отойти от концепции конфронтации и конкуренции с Египтом и создать единого для двух каналов диспетчера с целью торгово-экономического взаимодействия двух трасс.

— Когда в Египте на канале пробки, Севморпуть может подхватить разгрузку трафика на себя, — согласился специалист.

Он отметил, что идеи единого диспетчера от экспертов ранее не звучало.

— Если сегодня это фантастика, то это не значит, что не нужно ставить такой вопрос на перспективу. Это новая мысль. И послезавтра она может стать реальностью. Такое партнерство необходимо человечеству в будущем. И это не утопия, — заключил гендиректор Института регионального консалтинга.

Тем самым, указал он, впервые поставлен вопрос о возможности единого согласования, координации грузоперевозок.

— Такая система в интересах человечества, — подчеркнул Пилясов. По его словам, это может стать нашим ответом на китайскую инициативу «Один пояс и один путь».

Наша справка

Северный морской путь — судоходный маршрут в российской Арктике. Проходит вдоль берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому и Берингову), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.

Грузопоток по Северному морскому пути к 2035 году может вырасти до 120 млн тонн ежегодно — такая цифра уже заложена в разрабатываемую стратегию Минвостокразвития. Выступая с посланием Федеральному собранию 1 марта 2018 года, президент Владимир Путин заявил, что Севморпуть станет «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока».

Дмитрий Алексеев

Фото: Shutterstock

анонсы
мероприятий
россия и мир

Люк Бессон: «Русские богаты на эмоции»

 

#
россия и мир

Цели устойчивого развития: желаемое будущее

 

#