Обновленный Союз
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который вступит в силу 1 января 2018 года, станет одним из самых инновационных международных документов в таможенной сфере. Кодекс решает амбициозные задачи: объединение таможенных законов пространства ЕАЭС и облегчение ведения торговли с помощью цифровых технологий.
Пожалуй, главной инновацией Кодекса стал тот факт, что в его подготовке широкое участие принял бизнес. До его появления ни один документ ни на международном, ни на национальном уровне не обсуждался так подробно с участниками внешнеэкономической деятельности.
Центральная роль
Основополагающей идеей Таможенного кодекса ЕАЭС стало ускорение и упрощение проведения таможенных операций. Это, как ожидается, приведет к росту объемов торговли и станет действенным инструментом развития союзных экономик.
Таможенный кодекс Таможенного союза был разработан в 2009 году на заре формирования Союза Белоруссии, Казахстана и России. Однако он морально устарел к 2015 году, когда вступил в силу договор о создании ЕАЭС. Вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном в Евразийский союз вошли Киргизия и Армения.
Таможенный кодекс ЕАЭС получился довольно весомым как по объему, так и по своему значению. Он включает 60 глав, объединенных в 9 разделов. В документ имплементированы 16 международных договоров и соглашений, которые до этого момента действовали параллельно с Таможенным кодексом.
Одно из главных преимуществ Кодекса – его централизующая роль. Значительная часть полномочий по таможенному регулированию передается с национального на союзный уровень. Количество норм и правил, которые теперь определяются только Союзом и станут едиными для стран-участниц, увеличилось более чем вдвое: с 114 до 297. Это должно существенно упростить и ускорить процесс взаимодействия между странами, так как если основные правила станут едиными для всех, многие вопросы будут решаться гораздо быстрее. Кроме того, более четко обозначены и зафиксированы разные понятия и термины, чтобы исключить двоякие толкования.
По сути, Кодекс устанавливает общие правила игры для стран-участниц. А инструменты, которыми эти правила и принципы будут исполняться, отдаются на откуп национальным органам власти, которые понимают, какие ресурсы есть в их распоряжении.
Автоматизация процесса
Ускорит и упростит совместную работу ЕАЭС и заложенный в Кодексе принцип автоматизации таможенных процедур. Кодекс закрепляет приоритет электронного таможенного декларирования, дает возможность не предоставлять подтверждающие документы и выпускать товар автоматически.
В Кодексе цифровые технологии охватывают весь процесс – от поступления товара в таможенный пункт до его выпуска на рынок. В России первый этап автоматизации практически завершен. По данным таможенных органов, электронное декларирование сегодня используется в 99% случаев. Бумажное декларирование требуется крайне редко, только в установленных случаях, например, когда речь идет о транзите или в случае технического сбоя. Бумажные декларации пока еще актуальны в работе с физическими лицами.
Вторым этапом автоматизации станет переход на автоматический выпуск товаров. Пока из 3,7 млн деклараций только по 53,6 тысячам товар выпускается без участия работников таможни. Предохранителем в случае автоматического выпуска служит система управления рисками. Если она срабатывает, идет дополнительная проверка, запрашиваются документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации. Сейчас российские таможенники сконцентрированы на том, чтобы донастроить систему.
Кодекс мотивирует страны углублять интеграцию информационных систем таможни с другими ведомствами, чтобы сделать систему прозрачной как для государства, так и для бизнеса и обычных граждан. В первую очередь это важно реализовать с Минфином РФ и Федеральной налоговой службой.
Не так давно Минфин взял под крыло таможню и налоговую службу, чтобы выполнить поручение правительства об информационном слиянии этих ведомств. Раньше два ведомства напрямую подчинялись российскому правительству. Теперь же они переданы под контроль Минфину (вдобавок к Налоговой, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и Федеральному казначейству). В будущем благодаря объединению их систем в единую сеть государство, бизнес-сообщество и потребители смогут отслеживать всю цепочку движения товаров внутри страны – от масштабной статистики до судьбы конкретной партии товара.
Кодекс также закрепляет положения по электронной оплате платежей, хотя конкретные механизмы в нем не прописаны. Статистика показывает, что участники ВЭД активно пользуются дистанционной оплатой. Применение цифровых технологий сделает прозрачной любую сферу, что в конечном счете положительно скажется на пополнении бюджета страны.
Большое количество положений в Кодексе нацелены на максимальное исключение личного контакта участников внешнеэкономической деятельности с сотрудниками таможни. Это важный шаг, так как отсутствие человеческого фактора помогает избежать многих ошибок и экономит время.
Некоторые нормы Кодекса затронут и обычных граждан. Страны ЕАЭС закрепили в Кодексе поэтапное снижение порога беспошлинного ввоза товаров – до 500 евро в 2018 году и до 200 евро в 2019 году. При этом странам оставляется право индивидуально устанавливать минимальный размер порога. Например, в Белоруссии он уже давно составляет 22 евро, в России пока остается на уровне 1 000 евро.
Новое развитие получает в Кодексе тема уполномоченного экономического оператора. В первом Таможенном кодексе РФ было введено понятие таможенного брокера, некого квалифицированного посредника между желающими вести внешнеэкономическую деятельность, которая появилась после отказа государства от монополии на внешнюю торговлю. Институт уполномоченного оператора хорош тем, что государству гораздо проще взаимодействовать с несколькими понимающими процесс специалистами, чем с большим количеством неквалифицированных людей. За все эти годы он перенес определенные трансформации.
Идея уполномоченного экономического оператора заключается в том, что это проверенная, зарекомендовавшая себя перед таможней компания, которая привозит товары либо для собственного производства, либо для реализации (большие торговые сети, такие как ИКЕА, «Леруа Мерлен»). Вопрос оформления ввоза товара и реализации находится у такой компании в одной связке, и этот процесс прозрачен с точки зрения проверяющих органов. Логика администрирования в этом случае понятна – однотипный товар, долгосрочный контракт. Исходя из этого таможня разработала концепцию уполномоченного экономического оператора, были сформулированы соответствующие критерии. Проблема была в том, что таможня сформулировала их довольно формально. К сожалению, фактически уполномоченным экономическим оператором становились те же брокеры, просто проходили дополнительную проверку. Они точно так же оформляли товары других лиц, но при этом пользовались всеми упрощениями, которые им давал статус уполномоченного экономического оператора.
Таможенный кодекс ЕАЭС предложил так называемую версию уполномоченного экономического оператора 2.0, в которой может реализоваться изначальное предназначение института. Произошел перезапуск хорошей идеи и ее развитие в новом русле. Трудно заранее предсказать, будет ли она удачной, но по крайней мере Союз постарался очистить этот институт от недостатков, которые были выявлены при применении первой версии. Многим компаниям, имеющим в ЕАЭС производство, этот режим важен. Новое его развитие – сигнал о том, что их мнение учитывается, оно значимо для государства. Это улучшает в том числе инвестиционный климат. В обновленной версии, скорее всего, мы увидим среди уполномоченных больше производителей и крупных ритейлеров.
Что будет после Нового года?
Странами ЕАЭС уже подписано соглашение, и с 1 января 2018 года Кодекс вступит в силу. К этому моменту страны-участницы должны привести свое национальное законодательство в соответствие с документом. В России – это Федеральный закон о таможенном регулировании. Он согласован всеми заинтересованными ведомствами, внесен в правительство и должен быть в ближайшее время направлен в Госдуму.
Соответственно, в 2018 году мы будем жить в новых условиях национального и наднационального законодательства. Первое время в текущей работе может присутствовать некий сумбур. Таможенный кодекс задает рамки, но основными вопросами для нас остаются закон о таможенном регулировании и его правоприменительная практика. Таможенный кодекс ЕАЭС переделывался очень долго, и на разработку национального законодательства осталось уже не так много времени и сил.
С 1 января, после вступления в силу нового законодательства, практическим путем будут выявлены аспекты, требующие доработки. Специально для этого ФТС создаст рабочие группы и будет аккумулировать сложные вопросы. Когда критическая масса накопится, можно будет задумываться о внесении изменений в Таможенный кодекс.
мероприятий