Под закрытым небом
Перегруженность наземной транспортной сети и плотная застройка мегаполисов все чаще вынуждают градостроителей «зарывать» под землю инфраструктурные объекты. Вслед за инженерными коммуникациями и транспортными узлами под землю стали опускаться офисы, учебные заведения, торговые центры и даже целые города. Мы отобрали, на наш взгляд, самые интересные и оригинальные способы использования подземного пространства.
The Underground City — город под землей — Монреаль, Канада
Подземный город Монреаля — The Underground City — пожалуй, самый яркий пример рационального использования подземного пространства. Площадь города под землей — свыше 3,5 млн м2 . Здесь есть практически все необходимое для жизни: торговые центры, отели, рестораны, офисные помещения, кинотеатры, а также пересадочные узлы железной дороги, паркинги, станции метрополитена и другие объекты инфраструктуры. В подземном Монреале комфортно и тепло зимой, а горожане могут спуститься сюда за покупками, не выходя на улицу. Особенно это популярно зимой. А еще с помощью подземного города можно избежать пробок, ведь здесь, как и на поверхности, ездят поезда, автобусы и метро. Многоуровневые торговые центры и магазины, которых в Монреале огромное количество, позволяют легко перемещаться вверх и обратно.
Могу поделиться своими впечатлениями от Канады. Я был в двух крупнейших городах — Торонто и Монреале, которые славятся своим освоением подземного пространства. В Торонто практически все небоскребы в центре имеют еще и несколько подземных этажей, где размещены магазины, рестораны, различные офисы. Там есть станции метрополитена, много крупных подземных паркингов, и все это соединяется подземными переходами — общая протяженность около 30 км. Все служащие приходят туда, под землю, пообедать, и после работы там найдешь куда пойти — даже театры есть, парки, не говоря уже о различных заведениях сферы обслуживания. Поэтому в подземном городе постоянно находится множество людей, не только служащие, но и студенты, туристы. Многие клерки специально селятся в домах, под которыми проходит метро, поэтому им не нужен автомобиль. Даже теплую одежду можно не покупать, хотя и Торонто, и Монреаль — города с холодной зимой. В Монреале очень сильные ветра, поэтому подземная инфраструктура создает комфортное существование жителям, возможность скрыться от автомобильных пробок и непогоды. В Монреале под землей ходят метро, автобусы и поезда. Если верить статистике, каждый день туда спускается не меньше 500 тысяч человек. Причем руководство городов все время стремится еще больше расширить эту подземную инфраструктуру. Дамир Сафин, главный архитектор ОАО «Уралжелдорпроект», г. Екатеринбург |
California Academy of Sciences — Калифорнийская академия наук — Сан-Франциско, США
Калифорнийская академия наук — это не только один из крупнейших подземных проектов, но и удивительное сочетание новых технологий и живой природы. Под зеленой крышей с выпирающими холмами прячутся планетарий, тропический дендрариум и непосредственно научно-исследовательский институт. По крыше-холму можно прогуляться и оценить сложнейшее инженерное устройство всего сооружения. Дренажная система позволяет охлаждать здание дождевой водой и прохладной почвой, поэтому здесь почти не нужны кондиционеры. Экономят в академии и на электроэнергии: благодаря многочисленным иллюминаторам и прозрачным стенам помещения научно-исследовательского института отлично освещены, а недостаток энергии восполняется за счет солнечных батарей.
Temppeliaukion kirkko — Лютеранская приходская церковь Темппелиаукио — Хельсинки, Финляндия
Знаменитая «церковь в скале» находится в самом центре столицы Финляндии. На поверхности расположена только крыша сооружения — большой купол, а остальная часть церкви спрятана под землей. Внутреннее пространство Темппелиаукио вырублено в скале, такая конструкция обеспечила зданию отличную акустику. Еще одно отличие финской церкви — отсутствие колокола. Тем не менее колокольный звон все- таки звучит в стенах Темппелиаукио — его имитируют специальные громкоговорители. Время от времени в этой удивительной церкви играет современная музыка в дополнение к классической и духовной. Именно здесь была проведена первая в стране металлическая месса, в которой церковные песнопения исполнялись под аккомпанемент тяжелого рока. Из-за подземного расположения и мощной каменной конструкции финны называют церковь Piruntorjuntabunkkeri, что дословно переводится как «бункер антидьявольской защиты».
Новосибирская государственная публичная научно-техническая библиотека — Новосибирск, Россия
Самая крупная библиотека России за Уралом насчитывает десять этажей, пять находятся на поверхности, а еще пять — под землей. В наземных помещениях расположены читальные залы, а в подземных — литература. Книгохранилище Новосибирской библиотеки вмещает миллионы книг и занимает четыре этажа, пятый подземный этаж — технический. Здание уходит под землю на 13 метров, а высота потолков на этажах хранилища почти три метра. В библиотеке 18 читальных залов на 600 посадочных мест. Ежедневно ее посещают около 1 000 читателей. Фонд редких книг и рукописей — один из важнейших памятников российской культуры. В главном здании хранится более 10 млн книг, причем треть из них — литература на иностранных языках. Подземные уровни здания уже не справляются с таким объемом, но о дополнительных этажах сотрудникам приходится только мечтать. О подземелье библиотеки ходят легенды и слухи, это место стало очень популярно у туристов.
Большой театр — Москва, Россия
Главный театр нашей страны за свою жизнь менял свой внешний и внутренний облик много раз. Последняя реконструкция театра завершилась в 2011 году. Итогом шестилетней реставрационной работы стали обновленные зрительный зал и фойе, а также значительно расширенное подземное пространство. За счет строительства шести подземных этажей площадь Большого увеличилась в два раза — с 40 000 до 80 000 м2 . Большой театр уходит под землю на 27 м. На минус первом этаже, куда можно попасть, спустившись на большом стеклянном лифте, находится зал-трансформер. Интересно, что географически он расположен уже не в самом здании театра, а под Театральной площадью. Дополнительное подземное пространство позволило создать абсолютно новый зал для репетиций и концертов, а также существенно расширить оркестровую яму, теперь она может вместить до 130 музыкантов одновременно и считается одной из самых больших в мире. Кроме этого, в театре появилось множество новых помещений, в том числе и современная студия звукозаписи.
Наша страна обладает огромным потенциалом для освоения подземного пространства. Отечественные специалисты владеют самыми современными технологиями и имеют опыт строительства в наисложнейших гидрологических условиях — от петербургских неустойчивых грунтов до вечной мерзлоты Заполярья. И самый важный вопрос, который сейчас нужно решить для активизации подземного строительства, — не «как», а «для чего». Для его решения России необходимо обратиться к международному опыту строительства и проектирования подземных сооружений. За рубежом еще полвека назад осознали, что строительство подземных сооружений — необходимое условие устойчивого развития мегаполисов и создания комфортных условий проживания в современных городах. И наша задача — на их примере доказать лицам, принимающим решения, безальтернативность становления подземной инфраструктуры крупных городов. Сергей Алпатов, генеральный директор Объединения строителей и проектировщиков, президент Российского общества по внедрению бестраншейных технологий (РОБТ) |
Нарвинский тоннель — экологический тоннель для леопардов — Приморский край, Россия
Экологические тоннели и мосты (экодуки) строят, чтобы не нарушать миграционные пути зверей и предотвратить их гибель. Так, в Новой Зеландии существует экологический тоннель для пингвинов, в национальном парке Банф (Канада) — для медведей, а в Кении через тоннели под автомагистралями ходят слоны. В России не так давно тоже появился экологический тоннель. С 2016 года автомобилисты Приморского края уступили дорогу леопардам. Чтобы дикие звери могли безопасно перемещаться по территории уссурийской тайги, под Нарвинским перевалом был открыт первый в нашей стране экологический тоннель. Он уникален тем, что построен не для животных, как во всем мире, а для водителей. Таким образом автомобилистам вместо опасного серпантина открыли безопасный путь по 565-метровому тоннелю сквозь скалу, а леопардам вернули природную территорию перевала.
Охотный ряд — торговый центр — Москва, Россия
Прогуляться по крыше торгового центра? Без проблем! Этим в столице России ежедневно занимаются сотни тысяч людей. Расположенный у стен Кремля на месте Манежной площади торговый центр «Охотный ряд» полностью находится под землей. В многоярусном подземном торговом центре площадью около 70 000 м² разместилось свыше сотни различных магазинов, разнообразных кафе, ресторанов на любой вкус и даже небольшая автомобильная парковка. По сути, это небольшой подземный город. Интересно, что изначально ТЦ «Охотный ряд» должен был уходить намного глубже под землю — на 42 метра и семь этажей. Однако психологи после проведенных исследований сделали вывод, что такая глубина может вызвать панику у посетителей, и предложили ограничить комплекс тремя уровнями. Кстати, «Охотный ряд» — это единственный торговый центр, который находится внутри Бульварного кольца, — никакой другой торговый центр таким расположением похвастаться не может.
Центр академической гребли — Посиньо, Португалия
Уникальный спортивный комплекс расположен в живописной португальской Долине Дору. Центр академической гребли, построенный по проекту архитектора Альваро Андраде, отличается оригинальным дизайном: белоснежное здание спорткомплекса зигзагом извивается вдоль холма и занимает площадь более 8 000 м2 . Спортивное сооружение состоит из трех частей: тренировочной зоны со множеством спортивных залов, зоны отдыха с ресторанами и жилой зоны с уютными апартаментами. Большая часть здания находится под землей, чтобы окружающая среда была минимально затронута строительством, поскольку место, где расположен тренировочный центр, входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Длинные окна-скайлайты обеспечивают пассивное освещение в дневное время суток и значительно экономят электричество. Снизить энергозатраты также помогает естественная, покрытая травой крыша, которая играет роль дополнительной термоизоляции.
Orchard Road — улица «Фруктовый сад» — Сингапур
Название этой сингапурской улицы дословно переводится как «дорога к фруктовому саду», вот только туристы со всего мира съезжаются сюда вовсе не за фруктами. Орчард Роуд — это не только главная торговая улица Сингапура протяженностью 2,2 км, но и концентрация бутиков мировых брендов, способная удовлетворить самых требовательных шопоголиков. Огромные торговые центры стоят здесь бок о бок, а помимо надземной части есть еще и бесконечный подземный шопинг. Вы можете преодолеть всю Орчард Роуд под землей, ни разу не поднявшись на поверхность. Улица на всем протяжении имеет развитую подземную инфраструктуру, состоящую из множества пешеходных тоннелей, связывающих торговые центры и соседние улицы. Сингапур остается одним из самых густонаселенных мегаполисов планеты, обладая относительно небольшой территорией. Земли катастрофически не хватает, поэтому у местных властей здесь только один выход — осваивать подземные недра.
мероприятий