журнал стратегия

#журнал стратегия

RUSI о возможности использования Россией иранского опыта в проведении финансовых операций

Британский аналитический центр по оборонным вопросам RUSI опубликовал доклад, посвященный тому, как Россия может использовать опыт Ирана при обходе санкций. В докладе представлены несколько иранских кейсов обхода санкций, большей частью — финансовых.

Например, подробно разбираются треки подпольной конвертации валюты через Турцию и ОАЭ, раскрытые OFAC в 2012 и 2018 гг. соответственно. Утверждается, что Корпус стражей исламской революции (КСИР) физически перевозил национальную валюту в ОАЭ, где она сначала конвертировалась в дирхам, а уже в подпольных обменных пунктах вместе с созданием поддельной документации – в американский доллар. Аналогично коммерческими рейсами в Турцию вывозилась контрабанда золота и валюты, которая продавалась там посредниками, а вырученные средства (в долларах) коммерческим рейсом направлялись обратно в Иран.

Другой интересный кейс, представленный в докладе, касается Азиатского клирингового союза (АКС) – площадки для расчётов между странами АТР, созданной Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана в 1974 г. Площадка изначально создавалась для облегчения торговых потоков между странами региона: благодаря ей центральные банки стран-участниц могут переводить друг другу не валовые платежи за транзакции, а «нетто»-платежи (разницу во взаиморасчетах). Но поскольку одним из 9 членов АКС был Иран, утверждается, что площадка вскоре стала использоваться для обхода наложенных финансовых ограничений. Несмотря на то, что счета АКС встроены в мировую финансовую систему, его правила в случае необходимости давали возможность осуществлять платежи в местных валютах, что позволяло избегать проведения транзакций через западную банковскую систему.

RUSI прогнозирует рост числа аналогичных площадок в ближайшем будущем по мере того, как список подсанкционных стран будет расширяться, а бартерная торговля между ними будет все больше актуализироваться в условиях дефицита ликвидности западной валюты.

Основной вывод доклада в том, что, уклоняясь от санкций, Иран сумел вполне умело использовать слабые стороны мировой финансовой системы, для укрепления которой RUSI рекомендует:

а) усилить внедрение стандартов ФАТФ (вплоть до включения в «серые» и «черные» списки непрозрачных юрисдикций, позволяющих обходить санкции),

б) в отношении финансовых институтов усилить т. н. механизмы CDD («client due diligence») – надлежащая проверка клиентов финансовыми учреждениями, отслеживание их операций и своевременное предупреждение властей о подозрительной деятельности,

в) наладить и автоматизировать каналы обмена информацией между национальными подразделениями финансовой разведки (ПФР) с другими ведомствами, в первую очередь администрирующими санкционную политику,

г) если потребуется, принимать меры, выходящие за рамки рекомендаций ФАТФ (поскольку данный режим направлен на борьбу с финансовыми преступлениями в целом, но не заточен узко на борьбу с обходом санкций и не может быть направлен против стран, в отношении которых не наложены санкции СБ ООН).

В том, что касается усиления антироссийских санкций, RUSI призывает устранить пробелы между европейскими, американскими и азиатскими санкционными режимами, проявлять бдительность к развитию параллельных финансовых систем и платформ для уклонения от соблюдения санкций (типа АКС), повышать осведомленность частного сектора, а также пересмотреть используемую финансовую инфраструктуру (например, TARGET2 в еврозоне) с целью усиления контроля над транзакциями.

Казалось бы, в этих призывах и предложениях нет ничего принципиально нового. Сегодня многие западные исследовательские центры рекрутированы властями для работы на санкционном фронте, или сами в поисках финансирования с анализа путей укрепления и диверсификации международного сотрудничества переключились на изобретение мер, которые могли бы нанести ущерб экономике третьих стран, а, еще лучше, подорвать ее. Санкции финансового характера в этом плане – золотая жила в полном смысле этого слова.

Обращает на себя внимание другое. Меняется идеология призывов и предложений. Речь уже не идет только и собственно об антироссийских санкциях. Во-первых, изучается мировой опыт обхода санкций как огромный самостоятельный пласт международных отношений и экономического взаимодействия. Во-вторых, обосновываемым мерам придается универсальный характер, т.е. имеется в виду, что они могут применяться против любых стран, сегодня – одних, завтра – других. В-третьих, эксперты исходят из того, что число стран, против которых потребуется вводить санкции, будет разрастаться.

Самое главное – они готовятся к серьезной эскалации гибридной санкционной войны, к тому, что ей на смену придет ничем не сдерживаемое применение вторичных санкций. Соответственно нынешняя по большей части региональная гибридная война превратится в мировую. Предвосхищая развитие событий, её планируют сделать мировой...

Давранова Сабина, аналитик центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ

Фото: Pexels

анонсы
мероприятий
россия и мир

Трамп не исключил возможность войны с Ираном

 

#, ,
россия и мир

Единая страна или гражданская война? Какой будет Сирия после падения старого режима?

 

#, ,