Цифровая интеграция
Экономическая интеграция — основная миссия Евразийской экономической комиссии. Сегодня, когда инновационные технологии стали едва ли не основным условием для роста экономик, к приоритетным направлениям работы Комиссии добавилась цифровизация. О том, как важно погрузить экономические процессы ЕАЭС в цифровую среду, какие результаты принесет цифровая повестка, Журналу Стратегия рассказала Карине Минасян, член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК.
Вы ведете направление внутренних рынков, информатизации, информационно-коммуникационных технологий ЕЭК. В чем видите ключевую роль Комиссии?
Безусловно, главная задача Комиссии — обеспечение эффективного функционирования Союза. Направления под моим руководством охватывают широкий спектр вопросов, связанных с этой задачей. С одной стороны, это устранение препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, с другой — это информационное взаимодействие и цифровое развитие в ЕАЭС. На первый взгляд, эти направления слабо связаны, но по факту они тесно переплетаются. Ведь сегодня информация, цифровые технологии, сервисы, платформы имеют трансграничную природу, позволяют преодолевать ограничения. В то же время погружение экономических процессов Союза в цифровую среду требует более внимательного отношения к препятствиям, возникающим на цифровых рынках при торговле цифровыми услугами, товарами, при цифровой кооперации. Реализация цифровой повестки Союза открывает новые грани миссии ЕЭК, приводит к трансформации внутри нее. Комиссия выступает менеджером интеграционных проектов. ЕЭК — это своеобразная площадка для обсуждения прорывных идей и направлений интеграции, возможность инклюзивного взаимодействия для широкого круга участников. Работа с пятью странами, особенностями их нормативно- правового регулирования, сформированная сеть контактов и коммуникаций позволяют говорить о Комиссии как о носителе уникальных компетенций. Важнейшая роль, которую ей еще предстоит освоить, — это роль архитектора интеграционных процессов, систематизирующего взаимодействие по всему комплексу направлений интеграции для мультипликативных эффектов. Комиссия уже встала на путь изменений, о чем говорит хотя бы то, что вопросы реализации цифровой повестки ЕАЭС, создания проектного офиса в Комиссии курирует лично председатель Коллегии ЕЭК. Это необходимо для централизации управления реинжинирингом и создания новых практик и процессов, обеспечивающих деятельность ЕЭК. Однако какие бы роли Комиссия ни играла, построение эффективной экономической интеграции в рамках Союза остается одновременно и миссией, и главным мерилом успешности ее деятельности.
Какие подходы и инструменты управления нужны для реализации цифровой повестки ЕАЭС?
Цифровая трансформация управления интеграционными процессами — это самостоятельное направление реализации цифровой повестки Союза. Трансформация предполагает уже упомянутые мной вопросы преобразования деятельности самой Комиссии, в том числе внедрение проектно-процессного подхода. Главная особенность цифровой среды — скорость изменений. Именно поэтому требуется реинжиниринг многих устоявшихся процессов, перевод их на более приспосабливающийся agile-подход, внедрение моделирования нормативного регулирования в логике бизнес-процессов перед его текстовым оформлением. Для успешного внедрения проектов нужно создать среду, обеспечивающую проработку проектов цифровой трансформации в формате регулятивных «песочниц». Это поможет отработать регуляторные модели, апробировать проекты и убедиться в возможности их коммерциализации на ранних стадиях развития.
Один из важнейших подходов в цифровой повестке — мониторинг и оценка деятельности с учетом контрольных значений по основным параметрам. Включается, в частности, экономический вклад цифровой экономики в ВВП государств- членов и доля экспорта цифровых товаров и услуг в общем экспорте. По примерным подсчетам, реализация совместной цифровой повестки ЕАЭС принесет Союзу дополнительный прирост ВВП до 1% в год, а также почти 8 миллионов новых рабочих мест к 2025 году. Наиболее значимыми источниками положительных результатов реализации совместной цифровой повестки могут стать устранение препятствий и развитие индустрии данных. Цифровая повестка приведет к повышению производительности труда и инвестиционной привлекательности, увеличению отдачи от внедрения инноваций, активизации сотрудничества в несырьевых высокотехнологичных сферах, к международной цифровой кооперации.
Какие проекты в рамках ЕАЭС можно назвать историями успеха, какие перспективны для реализации на пространстве Союза?
В ЕАЭС уже накопился опыт реализации совместных проектов государств-членов, которые уже принесли первые результаты. Так, масштабным проектом стало создание интегрированной информационной системы (ИИС) — универсальной инфраструктуры для информационного взаимодействия по различным прикладным направлениям, для межгосударственного электронного обмена данными. Инициирован проект по развитию трансграничного пространства доверия, позволяющего признавать цифровые подписи и проводить электронный документооборот. Совместная цифровая повестка ЕАЭС открывает возможности для новых прорывных цифровых проектов, а также для синхронизированного рассмотрения уже запущенных, в том числе проектов по созданию механизмов прослеживаемости, маркировки, единого окна в сфере внешнеэкономической деятельности, промышленной кооперации, по развитию ИИС Союза. 11 октября 2017 года утверждены Основные направления реализации цифровой повестки Союза до 2025 года. Определены шесть приоритетов, задающих ориентиры для будущих цифровых проектов: цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, прослеживаемость, развитие оборота данных, создание системы регулятивных «песочниц» в Союзе. Ожидается, что именно бизнес станет флагманом в реализации проектов по этим тематикам. Опыт внедрения международных проектов в рамках Союза будет подспорьем для выхода на внешние рынки, формирования цифровой кооперации на глобальном уровне. Деятельность Комиссии заключается в основном в создании среды для реализации этих проектов, для масштабирования их на пространстве ЕАЭС. Такая среда, с одной стороны, защищает интересы бизнеса государств-членов при взаимодействии с внешними для Союза игроками, с другой — не нарушает конкурентную среду и логику построения единых рынков внутри Союза.
Как построена работа с экспертным сообществом и бизнесом? Как обстоит дело с обратной связью от власти?
Взаимодействие ЕЭК с экспертным и бизнес-сообществом выстроено на системной основе. Для этого при Комиссии созданы специальные механизмы: консультативные комитеты, рабочие группы, научно-экспертные советы. Всего при ЕЭК насчитывается более 100 таких форматов, охватывающих все направления интеграции. В качестве постоянно действующего координационно-совещательного органа деловых кругов Союза функционирует Деловой совет ЕАЭС, представляющий позицию бизнеса. Специально созданный Консультативный совет обеспечивает взаимодействие ЕЭК и Делового совета. Каналом связи с бизнесом выступает оценка регулирующего воздействия, позволяющая определить потенциальные эффекты принятия того или иного решения, направленного на регулирование предпринимательской деятельности.
Запущен портал «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» для сбора информации о барьерах, изъятиях и ограничениях на рынках Союза, позволяющий предпринимателям и гражданам оперативно сообщать о возникающих проблемах. Реализация цифровой повестки Союза и прорывных цифровых проектов предполагает укрепление взаимодействия с заинтересованными участниками, экспертным сообществом, а также ведение реестра компетенций государств-членов. На основе этого реестра будут формироваться экспертные площадки с участием представителей государственных органов, бизнес-сообществ, центров компетенций, научных организаций, а также независимых международных, национальных и иностранных экспертов. Такой формат совместного участия стейкхолдеров, представляющих различные отрасли экономики и различные экспертные позиции, позволит профессионально подходить к воплощению проектов, комплексно учитывать риски, будет способствовать повышению осведомленности государств- членов о компетенциях друг друга. Импортозамещение компетенций — перспективное и нужное для стран ЕАЭС направление.
Насколько силен кадровый потенциал цифровой экономики ЕАЭС? Какие специалисты будут востребованы в ближайшем будущем?
Уровень образованности, качество подготовки кадров всегда были сильными сторонами стран ЕАЭС. Это подтверждается количеством представителей наших государств в крупнейших цифровых компаниях мира, а также победами наших студентов и школьников на международных олимпиадах по информатике, математике, физике, робототехнике.
Несмотря на это, проблема развития цифровых навыков и компетенций, готовности граждан столкнуться с вызовами цифрового мира, включая потерю множества рабочих мест и увеличение гендерного разрыва, обсуждается на самом высоком уровне. Дефицит высокоуровневых цифровых компетенций в мире обостряется, это приводит к усилению конкуренции за интеллектуальные ресурсы. Уже сейчас исследования показывают, что в развитых странах 90% профессий требуют наличия цифровых навыков. И это касается только базовых ИКТ-умений. Цифровая экономика нуждается в более продвинутых компетенциях, поскольку профессии будущего связаны с математическим моделированием и прогнозированием, с построением алгоритмов, системным анализом и анализом больших данных.
Навыками XXI века называют и совсем нетехнические способности — умение работать в команде, нетворкинг, критическое мышление, креативность, предприимчивость. Особое внимание уделяется знанию основ поведения ответственного цифрового гражданина, например в части защиты персональных данных. Важно не просто обладать компетенциями, а грамотно их использовать для самостоятельного принятия решений, извлечения выгоды из скоротечных изменений, применения междисциплинарных подходов для кросс-отраслевых задач.
Сегодня вопросы образовательной политики не входят в интеграционную повестку ЕАЭС. Однако подготовка кадров XXI века обозначена в качестве топ-приоритета национальных программ цифровизации общества. В формате Союза страны совместно могут повлиять на создание условий для удержания и развития талантов. Ведь эти условия непосредственно завязаны на экономических процессах, на развитии стимулирующей инновационной среды, на предоставлении молодым инноваторам пространства для карьерного роста и реализации успешных проектов.
мероприятий