Устойчивое развитие регионов и городов России
Мировая экономика находится в поисках нового вектора развития с учетом вызовов ХХI века (рост и старение населения, изменение климата, исчерпание невозобновляемых ресурсов). Ответом на эти вызовы стало внедрение концепции устойчивого развития и формирование новых индустрий «зеленой экономики».
Устойчивое развитие в мире
Тема устойчивого развития появилась в программных документах и законодательстве развитых стран, международных конвенциях и документах территориального планирования более 20 лет тому назад и стала одним из основных мировых трендов в развитии городов. Технологические прорывы последних десятилетий в управлении ресурсами, в информационно- коммуникационной сфере, в создании новых материалов заложили фундамент устойчивого развития городов. Устойчивое развитие подразумевает сбалансированный подход к экономическому росту, социальному прогрессу при сохранении качества окружающей среды. Концепция устойчивого развития базируется на стремлении удовлетворять потребности человека и обеспечивать рост благосостояния населения, инновационности и развития экономики знаний, энергоэффективности, экологической устойчивости, а также на изменении модели потребления в целом.
Важную роль в рамках внедрения в России принципов устойчивого развития и построения «зеленой экономики» могут играть компании финансового сектора, реализующие практики «ответственного финансирования». По моему мнению, хорошие перспективы в этой области имеют инициативы внедрения «зеленой сертификации», выпуска «зеленых облигаций», а также создания «зеленого фонда» по аналогии с лучшими практиками в странах БРИКС. Александр Бычков, председатель Совета директоров Агентства «Эс Джи Эм» |
Так, в странах Северной Европы акцент делается на решение экологических проблем, в Западной Европе и США активно развиваются проекты, направленные на совершенствование городской среды и эффективное управление городским хозяйством; в развивающихся странах (Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии) большое внимание уделялось экономическому развитию городов на принципах низкоуглеродной экономики. В таких странах, как Австралия, Канада, Нидерланды, Швеция, реализуются проекты по переводу всех зданий на нулевой энергетический баланс, в ряде европейских стран запланировано отказаться в ближайшие 10–15 лет от автомобилей с бензиновыми двигателями (Норвегия, Нидерланды) и от производства невозобновляемых источников энергии (Дания).
Заметим, что в других странах ЕАЭС уже имеется опыт долгосрочного стратегического планирования в области устойчивого развития (далее — «УР»). Так, в Казахстане в 2013 году была принята «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», рассчитанная на период до 2050 года. Республика Беларусь вместе с Евросоюзом в 2016 году начала реализацию проекта развития «зеленой экономики».
Первые документы в сфере УР в России были приняты по итогам подписания программных документов на Саммите глав государств и Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (подробнее о реализации Россией международных климатических соглашений читайте в статье этого номера «Лес или «зеленые технологии»?). В 1996 году Президент РФ утвердил Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию.
Но Россия пока отстает в процессе внедрения принципов устойчивого развития как от ведущих развитых стран, так и от многих развивающихся. Долгосрочная стратегия устойчивого развития в России до сих пор отсутствует, но за последние пять лет отдельные принципы устойчивого развития все чаще используются в законодательных актах и постановлениях правительства, были приняты нормативные акты по многим отдельным аспектам УР. Это особенно заметно на примере последних инициатив изменения законодательства, в частности в сфере экологии.
Устойчивое развитие регионов России
Принципы устойчивого развития учитываются при разработке стратегических и программных документов в некоторых городах и регионах. Вместе с тем декларирование принципов устойчивого развития зачастую никак не отражается в реально проводимой региональной политике.
Достижению устойчивого развития регионов, как и страны в целом, пока мешает сильная дифференциация уровня экономического развития и качества территориального планирования между различными регионами и муниципалитетами внутри регионов. Так, результаты Рейтинга УР городов России, ежегодно составляемого Агентством «Эс Джи Эм», показывают, что для большей части субъектов Федерации характерен существенный дисбаланс между развитием крупнейшего города (как правило, регионального центра) и других крупных городов. Для построения рейтинга использовался опыт рейтингования PWC, McKinsey, EY, Australian Conservation Foundation, Forum for the Future, European Green Capital.
Наиболее заметно эта тенденция проявляется в Липецкой, Владимирской, Свердловской, Оренбургской областях, Удмуртии, Алтайском крае.
Положительные примеры относительно высокой степени сбалансированности развития крупнейших городов на территории демонстрируют Калужская, Саратовская, Ульяновская, Вологодская, Тульская области.
Минэкономразвития России разрабатывает и реализует план действий по достижению сокращения объема выбросов парниковых газов. В 2009 году Президентом РФ утверждена Климатическая доктрина России. Утверждение Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в 2009 году стимулировало меры по совершенствованию энергетической политики. По отдельным аспектам устойчивого развития в России приняты нормативные акты, которые затрагивают вопросы устойчивого развития в городах: Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы, Государственная программа РФ «Содействие занятости населения», поправки в Закон «Об отходах производства и потребления», Стратегия развития промышленности стройматериалов, предполагающая стремление к большей энергоэффективности производства.
Если мы задаемся целью построить «умный город», то в первую очередь надо думать о комплексной интеллектуализации различных систем: энергетики, водоснабжения и водоотведения, зданий и сооружений, транспорта, госуслуг. Для этого необходимо провести серьезный объем работ в области оснащения полевого уровня средствами изменений и сбора данных, развития IT-инфраструктуры и инфраструктуры связи, внедрения интеллектуальных программно- технических комплексов, создания централизованных платформ управления городом. Максим Агеев, директор Глобальной дирекции по сервисам в области энергетики и устойчивого развития Schneider Electric в России и СНГ |
Устойчивое развитие на муниципальном уровне
Принципы устойчивого развития на местном уровне пока в той или иной мере внедряются только в отдельных российских городах. Сохранение относительно высоких уровней экономического развития в городах происходит зачастую в ущерб состоянию окружающей среды и качеству городской среды. Положение городов в рейтинге УР в первую очередь определяется их экономическим развитием, экологический фактор, напротив, оказывает разнонаправленное влияние: снижает позиции городов-лидеров и повышает позиции городов- аутсайдеров. Хотя существуют и примеры социально ответственных крупных российских компаний. Важную роль в продвижении устойчивого развития в городах России играют компании-лидеры со своими крупными корпоративными проектами.
Развитие подавляющего большинства крупных российских городов сегодня нельзя назвать сбалансированным и устойчивым. Анализ динамики результатов рейтинга устойчивого развития городов РФ за последние три года показывает: чем более сбалансированным является город с точки зрения экономического, социального и экологического прогресса, тем более стабильно он развивается в период экономической «турбулентности» или экономического спада.
Основные препятствия внедрения принципов устойчивого развития в российских городах: сложность восприятия темы устойчивого развития, недостаточность опыта и экспертизы и низкая квалификация кадров у муниципалитетов, краткосрочность горизонтов планирования. Так, Фонд развития моногородов выделяет обучение муниципальных управленческих команд как одно из трех базовых направлений деятельности по решению проблем моногородов. Первая программа обучения управленческих команд была реализована бизнес-школой «Сколково» для Фонда в 2016 году.
Особую важность для российских городов в настоящее время представляют вопросы управления устойчивым развитием, а именно определение грамотной системы приоритетов и налаживание эффективного взаимодействия между различными структурными подразделениями городских администраций.
Принципы эффективного менеджмента предполагают, что для успешного управления городами требуется определить качественные и измеримые показатели деятельности. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует общепризнанный индикатор результативности развития городов в области устойчивого развития. Подобным комплексным и качественным инструментом оценки может стать вышеупомянутый рейтинг УР городов России.
Международные стандарты в области устойчивого развития
В 2014 году Международной организацией по стандартизации были разработаны два новых стандарта качества муниципального управления: ISO 18091 и ISO 37120.
Стандарт ISO 18091:2014 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2008 в местном самоуправлении» отражает взгляд на административно- хозяйственную и управленческую деятельность в городах со стороны администрации. В частности, он позволяет выстроить систему приоритетов, определить проблемные области, задачи социально-экономического развития городов. Данный стандарт использует 39 показателей и предлагает систему оценки четырех основных направлений деятельности администрации (институтов управления, экономической и социальной сфер и поддержания высокого уровня окружающей среды).
Анализ эффективности муниципального управления по стандарту ISO 18091 позволяет также выявить приоритетные направления внедрения информационно-технологических решений в различных сферах жизни города и разработать «дорожные карты» внедрения конкретных IT-решений, таких как создание интеллектуальных транспортных систем, систем безопасности, налогового и финансового администрирования.
Стандарт ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие населенных пунктов — показатели эффективности работы городских служб и качества жизни» предлагает универсальную систему показателей для оценки эффективности и динамики предоставления муниципальных услуг и качества жизни в городе, состоящую из ста индикаторов (основных и вспомогательных), охватывающих 17 направлений. В том числе оцениваются эффективность работы энергетики, систем транспорта, связи, водоотведения, водоснабжения, сбора и утилизации твердых бытовых отходов и др. Этот стандарт предоставляет качественные инструменты для сравнения устойчивости развития различных городов и оценки эффективности деятельности городских властей со стороны всех заинтересованных сторон (федеральных и региональных властей, бизнеса, населения).
Внедрение обоих стандартов позволяет повысить прозрачность деятельности городских властей, уровень доверия к ним со стороны населения, наладить координацию и взаимодействие между различными подразделениями городских администраций и в конечном итоге способствует выработке обоснованных управленческих решений и повышению качества жизни в городах.
Опыт проведения международных спортивных мероприятий и саммитов стимулирует руководителей городов к внедрению международных стандартов в области устойчивого развития. Так, города проведения Чемпионата мира по футболу 2018 должны следовать стандарту ISO 20121:2012 «Система менеджмента устойчивости событий», стандарту экологического менеджмента ISO 14001, национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007, а также национальным и международным стандартам в области «зеленого строительства».
«Умные города»
Планирование и управление устойчивым развитием города сейчас остро нуждается не только в новых теоретических подходах, но и в разработке соответствующей методологии, внедрении современных технологий. В последние два десятилетия отмечается рост интереса к тематике «умных городов». Предполагается, что «умный город» должен характеризоваться высокоэффективной экономикой, управлением, высоким уровнем качества жизни, мобильностью, бережным отношением к окружающей среде и населением, которое активно участвует в жизни города.
Важным элементом функционирования «умных городов» является активное внедрение информационных технологий, а именно — автоматизированных интеллектуальных систем управления и контроля различных сторон жизни города: жилищно-коммунального хозяйства, городского автомобильного движения, общественного транспорта, туризма, общественной безопасности, системы образования, здравоохранения, энерго-, водоснабжения и экологической ситуации в систему управления городом. Внедрение и инновационное использование информационных технологий (интеллектуальных систем «умного города») способствуют повышению качества и оперативности управления городов, снижению административных издержек и улучшению уровня и качества жизни населения.
В последнее время в Европе получил распространение формат «смарт билдинг» («умные дома»), основанный на двух разных подходах. Первый — строительство дома с нулевым потреблением, то есть здания, способного покрыть свои потребности в энергоснабжении за счет собственных возможностей, например использования солнечной или ветряной генерации электроэнергии или низкопотенциального тепла грунта, воды. Второй подход — «позитивные» дома, которые генерируют энергии больше, чем им нужно, и выдают ее в сеть. Одним из ярких примеров формата «смарт билдинг» служит здание R&D-центра в Гренобле компании Schneider Electric. Элементы «умного здания» нами внедрены и в башне «Федерация» в Москва-сити.
На данный момент существует ряд объективных препятствий для реализации проектов «умных городов» в России. В первую очередь это высокая стоимость реализации подобных инициатив. Превращение в «умные города» уже существующих населенных пунктов предполагает высокие затраты на полную модернизацию инженерных и коммунальных систем и решение глубоких структурных проблем городского хозяйства. Например, лишь один проект модернизации энергетической инфраструктуры в городе с населением около 100 тыс. человек оценивается более чем в 2 млрд рублей, а проект создания автоматизированной системы контроля автотранспорта для того же города — в сумму более 500 млн рублей. О величине затрат на подобные проекты в более крупных городах можно судить по тому, что в Москве только на систему видеонаблюдения за один 2015 год потрачено 3,85 млрд рублей.
Строительство новых «умных городов» с нуля еще более затратно, но более эффективно с точки зрения управления. В настоящее время в России реализуются только два подобных проекта, это Инноград «Сколково» (Москва), и Иннополис (Республика Татарстан). Еще несколько «умных городов» в России находятся на проектной стадии, например: микрорайон «Смарт-Сити» в Ульяновске и Инноград в городе — спутнике Санкт-Петербурга «Южный». Проектная стоимость возведения таких городов достигает десятков миллиардов рублей. Следует отметить, что стоимость реализации наиболее известных зарубежных проектов возведения «умных городов» с нуля составляет не менее 20 млрд долларов.
В ряде российских городов предпринимаются попытки — часто довольно успешные — внедрения отдельных «умных сервисов». В первую очередь это проекты в области жилищно-коммунального хозяйства, управления транспортом, формирования единых городских информационных систем «электронного правительства», «безопасного города».
Считаю, что устойчивое развитие городов невозможно без определения целей и приоритетов, разработки инвестиционных, инновационных и социальных стратегий. Для решения стоящих перед городами проблем и ослабления угроз их устойчивому развитию требуется комплексный подход, что определяет интерес к лучшим международным теоретическим разработкам и практическим примерам в области стратегического планирования развития городов и управления ими. Елена Долгих, генеральный директор Агентства «Эс Джи Эм» |
Например, на базе решений французской компании Schneider Electric была построена база интеллектуальной системы водоснабжения в городах Иваново и Иркутск, включающая автоматизацию управления объектами, прежде всего, центральный диспетчерский пункт, из которого можно дистанционно управлять режимами работы системы. Подобные системы минимизируют человеческий фактор и имеют хорошие показатели экономии электроэнергии, обеспечивают сокращение аварийности и потерь в сетях водоснабжения. Следует отметить, что решения умного водоснабжения всегда многоуровневые. Первый уровень включает в себя автоматизацию полевого уровня. Оснащение объектов и сетей водоснабжения всевозможными датчиками и устройствами регулирования. Второй уровень — уровень сбора данных, состоящий из каналов связи, сети, серверного оборудования, которое осуществляет сбор и архивирование данных, полученных с объектов, на которых внедрен уровень полевой автоматизации. Третий (верхний) уровень — это непосредственно интеллектуальная система управления, программное обеспечение системы оперативного управления системой водоснабжения в режиме реального времени, системы гидравлического моделирования, системы поддержки принятия решений.
К сожалению, в России еще существует ряд барьеров, препятствующих внедрению «умных технологий» в городах, а именно — технологическая отсталость, низкая информированность и квалификация государственных служащих и отраслевых специалистов администрации городов, недостаточный образовательный уровень населения.
В России пока нет универсальной системы оценки эффективности внедрения «умных сервисов» и потенциала их дальнейшей смартизации, вместе с тем есть опыт отдельных научных исследований в этой области. Так, специалисты НИУ ВШЭ предприняли попытку оценить потенциал российских регионов по вопросу создания «умных городов» на основе сравнения экономического, инновационного, человеческого, технического, инвестиционного, бюджетно-финансового, градостроительного и экологического потенциала крупнейших городов.
Большинство городов, потенциал смартизации которых был оценен по результатам исследования как высокий, входят и в число лидеров Рейтинга устойчивого развития городов России за последние годы, составленного Агентством «Эс Джи Эм». В число лидеров попали: Москва, Екатеринбург, некоторые города Подмосковья, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Для максимальной эффективности внедрения «умных систем» в российских городах необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон (органов власти всех уровней, бизнес- сообщества, населения, общественных и некоммерческих организаций и т. д.). Этому способствуют такие инструменты, как проведение опросов, конференций и диалогов по обсуждению городских проблем, создание постоянных очных или электронных коммуникационных площадок, широкое общественное и экспертное обсуждение итогов реализации каждого проекта.
Результаты опросов руководителей крупнейших российских городов показывают, что с их стороны существует высокая заинтересованность в изучении лучших практик в сфере УР как в России, так и за рубежом. Об этом свидетельствуют и обсуждения на конференциях по вопросам устойчивого развития городов, организованных агентством «Эс Джи Эм» за последние два года в региональных центрах ЦФО.
мероприятий