журнал стратегия

#журнал стратегия

Вызов бизнесу: адаптироваться или уйти

A9R450E

Всемирная конференция ООН по вопросам изменения климата (COP22), прошедшая в Марракеше 7–18 ноября 2016 года, еще раз подчеркнула важность глобальной климатической повестки и ее взаимосвязь с экономическим ростом и благополучием мирового сообщества. Как дискуссионная платформа конференция COP22 действительно стала ключевым инструментом для принятия необходимых совместных решений «здесь и сейчас», в том числе и для бизнеса. Об ее итогах рассуждает СЕО Unilever Пол Полман.

Если считать сугубо экономические показатели в динамике за последние 50 лет, может показаться, что мир никогда не был более процветающим, чем сегодня. Еще бы: средний доход на душу населения за полвека вырос почти втрое, а мировая экономика в терминах глобального ВВП — в шесть раз. Увеличилась продолжительность жизни, улучшилось состояние здоровья населения, миллиарды людей смогли выбраться из крайней нищеты. Все это обеспечило экономический рост и развитие бизнеса.

Однако это благосостояние носит весьма поверхностный характер. И, как и все, что лежит на поверхности, оно скрывает гораздо менее привлекательную картину. Многие из прежних двигателей роста утратили способность к регенерации. Глобальные проблемы — будь то продовольственная безопасность или безработица, бедность населения или изменение климата — представляют собой угрозу для стабильности нашего будущего. Доходы распределяются неравномерно, укореняя неравенство как норму

2015 и 2016 годы стали вехами в истории глобальной борьбы с изменениями климата, благодаря беспрецедентным по своей амбициозности и значению событиям — утверждению 17 Целей устойчивого развития ООН, Парижскому климатическому соглашению, Соглашению о сокращении выбросов в атмосферу, подписанному в Кигали (Руанда). Однако последние заключения Программы ООН по защите окружающей среды показывают, что нужно делать значительно больше и гораздо быстрее: наша планета стремительно приближается к росту среднего уровня температуры воздуха на 2,9°С, а то и 3,4°С уже в этом столетии.

Цели устойчивого развития ООН (ЦУР) являются тем краеугольным камнем, опираясь на который, мы сможем искоренить нищету и неравенство, сохранить окружающую среду для будущих поколений и одновременно обеспечить рост мировой экономики. В мире, где неравенство и бедность населения будут обостряться, в мире, где сама экосистема как основа жизнедеятельности человечества продолжит меняться, выстроить сильный, жизнеспособный бизнес будет невозможно. Вот почему предприятия, услуги и продукция которых не оказывают положительного эффекта на жизнь общества, будут все более и более изолированными — от них отвернутся и потребители, и акционеры. Потребители предпочтут покупать продукцию тех, кто осознал возможности, открываемые ЦУР, а акционеры предпочтут инвестировать в них.

Бизнесу придется адаптироваться или уйти в небытие. Нам нужны новые динамичные модели роста, в основе которых лежат разумное потребление и циркулярная экономика, используются новейшие технологии и накопленная научно-исследовательская база для обеспечения дальнейшего роста. 

Тем, кто сумеет преобразовать свою бизнес- модель, ЦУР предлагают обширные экономические возможности. По оценкам экспертов, инвестиции в 2–3 трлн долларов США в год в интеграцию практик устойчивого развития бизнеса потенциально могут принести обществу выгоду в размере более 20 трлн. Сотни миллиардов в отдельных секторах — весьма высокая окупаемость средств, вкладываемых в реализацию этой глобальной программы. Всего один пример: 13 из 17 ЦУР так или иначе связаны с решением задач по снижению негативного воздействия на климат. Компании, которые активно берутся за программы по предотвращению изменения климата, получают на 18% более высокий возврат на инвестиции.

Стратегия по борьбе с изменением климата — это в том числе и программа социального и экономического роста, которая предполагает инклюзивные модели развития, а также обеспечение населения продовольствием и борьбу с голодом. Всемирная конференция ООН по вопросам изменения климата (COP22), прошедшая в Марокко в ноябре, в очередной раз подчеркнула взаимосвязь глобальной климатической повестки с экономическим ростом и благополучием мирового сообщества.

Unilever стремится быть одним из двигателей глобальной климатической бизнес-повестки. К примеру, в рамках нашего Плана устойчивого развития и повышения качества жизни Unilever (USLP) мы взяли на себя обязательство вдвое сократить углеродный след всей своей производственной цепочки к 2030 году. Это при том, что за последние два десятилетия выбросы СО2 с наших фабрик уже уменьшены на две трети.

Мы также поставили для себя еще одну амбициозную задачу: к 2030 году полностью перейти на возобновляемые источники энергии и сделать бизнес «углерод-позитивным» — генерировать больше «чистой» энергии, чем потребляет наша производственно-сбытовая сеть, и перераспределять излишки тем, кто живет и работает по соседству с нашими предприятиями. До 2020 года мы нацелены на достижение нулевого уровня вырубки лесных массивов, связанной с поставкой четырех видов сырья для нашего производства: пальмового масла, сои, бумаги (картона) и говядины.

circle

Обращаясь к элите российского бизнеса, я хотел бы подчеркнуть: в работе над климатической повесткой нам нужны подлинные проявления лидерства и согласованность в действиях. Только тогда все, что мы задумали, станет реальностью. Только тогда нам удастся избежать катастрофических последствий длительного бездействия.

Пол Полман, СЕО Unilever

С момента запуска Плана устойчивого развития и повышения качества жизни (2010 год) мы с нашими акционерами и потребителями видим, как устойчивое развитие преображает наш бизнес и наши бренды. С 2015 года нам удалось сэкономить более 600 млн евро благодаря инициативам по сбережению энергии и воды на фабриках и отправке 100% неопасных производственных отходов на дальнейшую переработку и вторичное использование в другие отрасли. К тому же такая долгосрочная стратегия, основанная на инновациях, заботе об окружающей среде и надежном росте, помогает оградить наш бизнес от будущего воздействия климатических изменений: на данный момент 28% энергии для работы наших производств поступает из возобновляемых источников, 60% сырья для производства пищевой продукции Unilever поступает из фермерских хозяйств, сертифицированных на соответствие Кодексу устойчивого сельского хозяйства.

Устойчивые подходы к ведению сельского хозяйства в этом смысле могут служить одним из наиболее эффективных решений климатической проблемы и нуждаются в поддержке на уровне государственной политики стран — участниц Парижского соглашения по климату.

Приоритетными направлениями такой политики должны стать программы экологичного сельского хозяйства и, в частности, земледелия, особенно в странах, являющихся крупнейшими мировыми поставщиками основных сельскохозяйственных сырьевых товаров, — программы, рассчитанные на сценарий повышения среднегодовых температур на 1,5–2°С и способные ответить на связанные с этим социальные и экономические вызовы

С момента принятия ЦУР в ООН прошло чуть больше года. За это время все более отчетливо стали видны устаревшие подходы к ведению бизнеса, все более явно представляется потребность в преобразованиях. Эти преобразования не случатся сами собой.

Год назад мир стал свидетелем Парижского климатического соглашения, движение по борьбе с климатическими изменениями нарастает. Однако результаты работы над договоренностями, достигнутыми в Париже, указывают на то, что частному сектору нужно приложить еще больше усилий и сделать это как можно быстрее.

анонсы
мероприятий
россия и мир

Bloomberg: Вторая холодная война обостряется быстрее, чем первая

 

#, , ,
россия и мир

Юмор, ирония и сатира. Топ-30 Telegram-каналов, которые заставят вас улыбнуться

 

#, ,