Работа не по специальности отнимает до 14% заработка
Около трети россиян с высшим образованием работают не в той сфере, в которой учились, выше всего этот показатель в сельском хозяйстве и обслуживании. При этом работа не по специальности оборачивается снижением зарплаты на 7–14%. К таким выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики совместно с коллегами из Португалии. Статья опубликована в Journal of Education and Work.
Экономисты различают два типа несоответствия образования и должности: вертикальное (когда человек выполняет работу, требующую меньшего, чем у него, уровня квалификации) и горизонтальное (когда человек осваивает профессию, отличающуюся от полученной специальности). Вертикальное хорошо изучено, и многие исследователи отмечают, что работники, оказавшиеся в такой ситуации, получают заметно меньше.
Статья «Horizontal job-education mismatches and earnings of university graduates in Russia» посвящена в большей мере горизонтальному несоответствию, которое тоже может приводить к снижению доходов и удовлетворения от работы. В своем исследовании экономисты Лаборатории исследований рынка труда и Института институциональных исследований использовали результаты опроса более 10 тысяч выпускников университетов, который проводился Росстатом в 2016 году. Он включает данные об образовании и работе, а также социодемографические характеристики респондентов, получивших дипломы в 2010–2015 годах. Чтобы определить, наблюдается ли горизонтальное несоответствие в каждом конкретном случае, исследователи опирались как на субъективные данные (собственную оценку респондентов), так и на объективные (совпадение направления подготовки и сферы деятельности согласно международным классификаторам). Кроме того, по информации о занимаемой должности экономисты оценивали и вероятность вертикального несоответствия.
Более половины респондентов (54%) ответили, что работают в той же сфере, в которой получали образование. О сильном несоответствии сообщили 26%, остальные отметили промежуточные варианты. Причем этот показатель почти не отличается для первой и текущей (на момент опроса) работы.
Хорошо заметна связь несоответствия и зарплаты: чем ближе направление подготовки и работы, тем выше доход. Те, кто указал, что работают почти по специальности, получают в среднем на 7% меньше людей с идеальным совпадением, выбравшие вариант «скорее не по специальности» — на 11% меньше, а люди с полным несоответствием — на 14,4% меньше. Эта зависимость проявляется и при объективной, и при субъективной оценке несоответствия (в первом случае несовпадение направления образования и работы влечет за собой снижение зарплаты на 11%).
Ниже всего вероятность горизонтального несоответствия у тех, кто изучал медицину, естественные, точные науки, IT и педагогику. Самые высокие шансы работать не по специальности — у тех, кто получил образование в сфере услуг и сельского хозяйства. Это частично подтверждает предположение о том, что сильнее привязаны к своей специальности те, кто получает более специфические, востребованные лишь в одной области знания и навыки, и ярче всего это проявляется в медицине. Те же, кто получает более общие, универсальные навыки, легче меняют сферу деятельности. Кроме того, более склонны менять профессию люди, в чьей (по образованию) области доходы в среднем невелики. Интересно, что женщины чаще работают по специальности, чем мужчины.
Исследователи условно разделили специальности (или направления) на две группы. В первую группу входят те, которые позволяют накопить специфический человеческий капитал. Классический пример такого типа специалистов — это медицинские работники, а также юристы и инженеры в определенных специализированных видах производств (например, ядерная энергетика). Если выпускник по такому направлению подготовки работает не по специальности, происходит значительное обесценение человеческого капитала, который он приобрел во время обучения, и это действительно негативное явление. Специальности из второй группы позволяют приобрести так называемый общий человеческий капитал, который одинаково эффективно может быть использован в различных профессиях.
«Не секрет, например, что из историков получаются одни из лучших журналистов, а из математиков — экономисты, из инженеров — айтишники. Для таких специальностей основным показателем эффективности должна стать заработная плата, ведь, если выпускник востребован на рынке труда и имеет высокий уровень заработной платы, это говорит о том, что он получил востребованное образование», — объяснил один из авторов работы, заместитель директора Института институциональных исследований, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Виктор Рудаков.
20% ответивших имеют одновременно и горизонтальное, и вертикальное несоответствие, это самый высокий показатель среди стран Организации экономического сотрудничества и развития. При этом людей только с горизонтальным несоответствием не так много — 11%, это близко к среднему значению по ОЭСР.
По мнению исследователей, рынок труда сейчас очень быстро развивается, меняются технологии производства, постоянно появляются новые профессии, старые понемногу уходят, и если учить очень узкой специализации и одной конкретной технологии, то к моменту, когда человек выпустится, технология может поменяться, и знания устареют.
«Нужно понемногу уходить от нарратива про специальность, а говорить про определенные широкие направления подготовки, знания, навыки и компетенции, которые дает обучение в вузе, и развивать различные программы дополнительного обучения и переподготовки как на рабочем месте, так и в вузах», — отметил Виктор Рудаков.
Фото: Pexels
30.11.2022