Анатолий Нестеров: «Не надо бояться перемен в любом возрасте»
«ТЕХНОНИКОЛЬ» — один из крупнейших производителей строительных материалов в мире. Эта компания в первую очередь ассоциируется с именами ее основателей Игоря Рыбакова и Сергея Колесникова, но оба бизнесмена всегда говорят, что в любом деле важна команда, важны люди, которые тебя окружают. Новым гостем проекта Public Talks «Силы сообществ» стал гендиректор торговой сети компании Анатолий Нестеров, который также стоял у истоков промышленного гиганта. Бизнесмен с начала 1990-х годов прошел большинство уровней управления, порой, создавая их с нуля. В интервью он подробно рассказал, как создавалась компания, как появилось название корпорации и что такое «Ген ТЕХНОНИКОЛЬ».
Анатолий Нестеров является однокурсником двух создателей предприятия Игоря Рыбакова и Сергея Колесникова. Вместе будущие предприниматели учились в МФТИ на факультете физической и квантовой электроники.
«1992 год — это было переломное время для страны. Многие студенты физтеха задумывались: а как вообще обеспечивать свой достаток? Научных исследований в тот момент времени особо не было. Студенты занимались различной коммерческой деятельностью, кто-то продавал мороженое, я тоже продавал мороженое, кто-то строил кровельные объекты, кто-то занимался айтишными делами, закупал комплектующие для компьютеров, собирал из них сами компьютеры. Компания "ТЕХНОНИКОЛЬ" возникла на базе того, что студенты Рыбаков и Колесников начали заниматься кровельными работами. Тогда компания называлась "Николь", чтобы работать с юрлицами нужно было иметь определенное юридическое лицо и тогда было использовано юрлицо одного из наших сокурсников Алексея Розанова, которое и называлось "Николь". Эта фирма занималась полиграфическими услугами. Через нее начали проходить определенные обороты, связанные уже с кровельными работами. Когда обороты стали побольше стали задумываться над тем, как создать свое юрлицо. Решили, что название «Николь» уже засвечено и надо добавить «Техно», что будет ассоциироваться с инновационной деятельностью, новыми подходами. Так и родился "ТЕХНОНИКОЛЬ"», — рассказал управленец.
Себя же Нестеров называет «сотрудников №4 в компании». Первые два — это Игорь Рыбаков и Сергей Колесников. Третий сотрудник — это Жанна Махоткина, которая до сих пор работает в компании на позиции финансового директора. И пятый сотрудник — гендиректор производственного комплекса "ТЕХНОНИКОЛЬ" Владимир Марков.
Когда в фирме 5-6 человек, все занимаются всем, сами же разгружали вагоны, вспоминает с улыбкой Нестеров. Какая-то специализация на отделы в компании начали появляться только в 1995-1996 годах. Нестеров возглавил торговое отделение в Москве. Позже он уже руководил закупочной структурой предприятия, управлял крупными инвестиционными проектами, был директором СБЕ «Битумные материалы и гранулы», а с 2010 по 2013 стоял во главе Производственного подразделения корпорации.
Он подробно рассказал об экономических показателях компании, о взаимоотношениях с покупателями и дистрибьюторами, логистических процессах. "ТЕХНОНИКОЛЬ" старается каждый год открывать по 2-3 собственных торговых отделения, сейчас компания думает над расширением своего присутствия в Санкт-Петербурге и московском регионе. В прошлом году были крупные инвестиции в склады распределительных центров Сибири, на Урале и в Белоруссии.
«Мы стараемся инвестировать до 7% от выручки в новые проекты как правило инфраструктурного характера. Инфраструктура — это же не только склады, может быть айтишная инфраструктура с какими-то программными продуктами, в это тоже вкладываем достаточно много денег. Для того, чтобы быть лидером по издержкам нужно стремиться к тому, чтобы быть лидером по производительности. А она повышается в том числе и благодаря инвестициям в IT-инфраструктуру. Мы вкладываем не только в недвижимость, но и в IT», — акцентировал топ-менеджер.
Уже давно устойчивым выражением стал «Ген ТЕХНОНИКОЛЬ». Нестеров дал такую трактовку этого феномена: «Если ты работаешь в компании и тебе комфортно в ней, значит ты работаешь по правилам, которые установлены в этой компании, в том числе по ее этическим правилам. Ты согласен с вектором развития предприятия, и понимаешь, чем ты занимаешься и куда тебе нужно двигаться. Вот это понимание, куда компания идет, понимание, что предприятие достаточно логично развивается, решения в этой компании логично принимаются. Поэтому не всегда человек, который много лет проработал в „ТЕХНОНИКОЛЬ“, будет чувствовать себя так же комфортно в другом месте».
Также Нестеров рассказал о финансовом планировании, о построении финансового бюджета, куда следует закладывать и непредвиденные расходы. Говоря же о мотивации, управленец отметил, что на первых порах бизнеса нужно заряжать коллектив яркой целью, но не может человек долго работать только «за идею». Неоднократно спикера спрашивали, хотел бы он запустить свой личный бизнес, все-таки в одной компании работает с 1992 года.
«Мне повезло, я получаю удовольствие от того, что делаю и реализую свои амбиции. Я сам себе рисую определенные вызовы и пытаюсь их достичь. Да, финансовый доход важен для любого собственника бизнеса, но также важно и получать удовлетворение от того, чем занимаешься», — отметил он.
Были и философский вопрос ко всем участникам дискуссии: «Пока ты что-то в себе внутри не перестроишь, не сломаешь, ты не сможешь перейти на новый уровень, нужно в себе что-то изменить, тогда откроются двери и ты выйдешь к новым горизонтам, а потом и далее. Согласны ли вы с этим утверждением?»
«Человека нельзя научить. Он может только научиться. И здесь то же самое. Если ты не хочешь развиваться, то никаких новых дверей ты не откроешь. Ставить нужно себе новую цель, новую задачу. Способность изменяться — это необходимое условие для развития», — ответил Нестеров, добавив, что не надо бояться перемен в любом возрасте.
«Я согласен с утверждением, — добавил ведущий Public Talks, основатель коммуникационного агентства Smart PR Глеб Климентьев. — В детстве, чтобы научиться ходить нужно сначала себя перебороть, потом, чтобы научиться хорошо играть в футбол, нужно сломать в себе лень и нежелание заниматься спортом. То же самое на работе, если хочешь много зарабатывать. Кому-то больше, кому-то меньше приходится ломать себя, нужно себя пересобирать. Чтобы быть успешным нужно прикладывать усилия».
«Мы всегда ищем одно простое действие, но тут есть много факторов. Например, единомышленники — есть они или их нет. Должны быть рядом люди, которые тебя поддерживают. В целом это достаточно многосложная история, это целая среда, в которой с тобой происходит много действий, тут нет одного фактора», — считает соведущий Public Talks, сооснователь и президент международного Х10 Движения Александр Сила.
Зрителям понравилось — дискуссия получилась достаточно яркая, Анатолий Нестеров дал ценные практические советы молодым предпринимателям, а главное — был искренним и вел диалог на равных. А это дорогого стоит!
Артем Реутов
Фото Николая Алексеева
мероприятий
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте