журнал стратегия

#журнал стратегия

Ассоциация туропера­торов надеется на оживление отрасли в июле-августе

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе на пресс-конференции в ТАСС рассказала, сколько времени нужно на восстановление туриндустрии после пандемии коронавируса и стоит ли планировать отпуск по путевке в этом году.

Несостоявшийся отдых

— Более 200 тысяч человек в России так никуда и не поехали, и многие согласились на перебронирование. Туроператоры в течение февраля-марта еще возвращали деньги, но начиная с середины марта уже предлагался перенос туров, депозит за уже оплаченный тур либо какие-то иные форматы, которые позволяют туристу воспользоваться своим несостоявшимся отдыхом позднее, но исключают прямой возврат средств.

Много крупных туроператоров предлагают зафиксировать стоимость туров по льготному курсу. И это тоже серьезное преимущество для клиентов.

Перенос даты тура с сохранением всех условий — это самый приемлемый вариант. И это то, что можно рекомендовать людям, у которых на руках билеты и путевки.

Хотела бы обратить внимание всех на рекомендации Роспотребнадзора договариваться с турагентствами в досудебном порядке. Безусловно, у туристов остается право подавать в суд, но надо понимать, что если несколько сотен тысяч человек разом обратятся с исками, то это создаст коллапс в судебной системе и люди будут очень долго ждать рассмотрения дела.

 

Chargeback не сработал

— Насколько я знаю, попытки вернуть деньги через chargeback (возвратный платеж) предпринимались. Сначала туристы до этого не додумались, потом они разом все решили этим воспользоваться. Банки поначалу на это откликались и возвращали деньги, но, насколько я понимаю, сейчас они взяли тайм-аут и chargeback уже сделать не так просто.

 

Кого не вернули домой

— Организованные туристы благодаря усилиям Ростуризма и туроператоров были вывезены домой в полном объеме. На данный момент за границей находятся те, которые организовывали свой отдых самостоятельно. Их вывозом занимается МИД.

Лето под вопросом

— Насколько рискованно покупать сейчас туры на лето? Мы не знаем, когда пандемия закончится. Если обратиться к примеру Китая: он закрылся 24 января и дальше шло только ужесточение условий изоляции. И открылся Ухань лишь 8 апреля. То есть мы говорим о двух с половиной месяцах.

Россия «закрылась» в конце марта, то есть раньше июля я бы ничего не стала планировать. И в июле из направлений, скорее всего, будет только Россия, потому что Европа сообщила о возможном продлении ограничений до сентября. Хотя точно мы не знаем.

Если кто-то хочет рискнуть и купить туры, безусловно, у него есть на это право, но я бы сразу оговорила условия возврата либо переноса, если из-за продления ситуации с коронавирусом не получится воспользоваться билетом или путевкой.

Меры поддержки

— По мнению индустрии, все пакеты мер, конечно, далеки от совершенства. Это дает возможность глотнуть воздуха, но это не спасательный круг, это не те инструменты, которые помогают в нынешней ситуации выплыть и как-то сбалансироваться при том объеме запросов от туристов на аннуляцию или перенос туров.

Но нельзя не отметить, что туриндустрия была признана наиболее пострадавшей отраслью в широком смысле — и гостиничный бизнес, и транспортные компании. И то, что этот пакет мер как раз разрабатывался для поддержки всей индустрии, безусловно, отрадный факт. Мы надеемся, что и правительство, и регуляторы не остановятся и будут новые инициативы, например по поддержке внутреннего туризма.

Основные меры должны быть направлены на сохранение персонала, на возможность выплачивать людям зарплату. Сейчас задача в том, чтобы половина сотрудников просто не осталась на улице.

Банки не спешат спасать нашу отрасль как наиболее пострадавшую от пандемии. Беспроцентные займы, льготное кредитование, поддержка за счет фондов — эти меры для отрасли сейчас не работают.

Ряд туроператоров и турагентств уже обратились в ФНС с заявками на отсрочку налоговых платежей. Но правильнее было бы ввести налоговые каникулы.

Выплывут не все

— То, что в этом кризисе смогут выжить не все участники рынка, — это совершенно очевидно. Общая ситуация одинаково сложная для всех, сейчас включен режим максимального энергосбережения.

Компании понимают, что это рано или поздно закончится, и на данный момент между ними нет конкурентной борьбы. В таком экономном режиме они могут прожить какое-то время, условно до середины лета. Постепенное восстановление спроса после пандемии позволяет говорить о том, что значительная часть компаний, особенно крупных, выживут в этой ситуации.

 

Жизнь после

— Мы не понимаем очередность открытия стран. Скорее всего, восстановление отрасли начнется с внутреннего туризма. Пока все перебронирования и те продажи, которые были до 27 марта на внутренних направлениях, сосредоточены в июле-августе. И мы как раз надеемся, что эти месяцы (хотя в этом и не уверены) станут началом восстановления туриндустрии.

Есть фактор, не вызывающий сомнений, — это колоссальный отложенный спрос, это готовность людей вернуться к путешествиям. И это создает серьезные основания считать, что туристическая индустрия, пережив колоссальный удар, не умрет. Спрос рождает предложение, и компании, которые будут обслуживать туристов, найдут все способы остаться на рынке.

Акции раннего бронирования открыты на 2021 год, потому что туроператоры понимают, что к следующему году, скорее всего, ситуация нормализуется.

Сложно сказать про летний сезон 2020-го на выездных направлениях. Осень традиционно была низким сезоном, но если в этот период начнут открываться границы, то многие поедут и осенью с учетом отложенного спроса.

У нас есть ощущение, что в 2021 году уже можно будет ездить и путешествовать практически в таком же формате, как это было до пандемии. Будем надеяться, что прогноз сбудется.

Мы понимаем, что после такого удара быстрого восстановления не будет. Двух-трех месяцев недостаточно, потому что даже для того, чтобы обработать этот отложенный спрос, тоже нужны люди, ресурсы, некая финансовая подушка. Минимум месяцев шесть-восемь займет, чтобы вернуться на тот уровень, который мы видели до кризиса.

Подготовил Николай Алексеев

Фото: Unsplash

14.04.2020
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,

No Banner to display

анонсы
мероприятий